Что такое крутящий момент
Перейти к содержимому

Что такое крутящий момент

  • автор:

Крутящий момент: что это такое

Чтобы автопарк вашей компании всегда функционировал, а вы не гадали, как выбрать надежного поставщика, мы предлагаем купить топливо оптом в СПб. «ОФПТК» предлагает бензин и дизель стандарта Евро 5. Позвоните нам или напишите в Телеграм.

У каждого двигателя внутреннего сгорания есть уникальная характеристика — максимальная мощность, которую он способен выдавать при определенных оборотах коленчатого вала. Помимо этого, существует еще один важный параметр двигателя — максимальный крутящий момент. От чего зависит крутящий момент (КМ) и на что влияет этот параметр?

Что такое крутящий момент

Это физическая величина, которая измеряет силу, приложенную к объекту, чтобы вращать его вокруг определенной оси. Параметр связан с вращательным движением и аналогичен силе, т.к. вызывает вращательное движение объекта.

Формально это понятие определяется как произведение силы, приложенной к объекту, на расстояние от оси вращения до точки приложения силы, и умножается на синус угла между вектором силы и вектором, указывающим на радиус (плечо) от оси вращения до точки приложения силы. За единицу измерения принят ньютон-метр (Нм).

В чем выражается зависимость крутящего момента двигателя автомобиля:

  • Объем и конструкция движка. Обычно, чем больше его объем, тем больший крутящий момент оборотов в минуту он способен развивать.
  • Тип топлива. Разные виды горючего имеют различную энергетическую плотность, что влияет на показатель.
  • Расход воздуха. Чем больше воздуха может поступать в цилиндры мотора, тем больше кислорода доступно для сгорания топлива.
  • Электронное управление. Современные автомобильные двигатели оборудованы компьютерами, которые регулируют работу мотора, включая время подачи топлива и зажигания.
  • Трансмиссия. Тип трансмиссии (механическая, автоматическая, вариатор) также влияет на передачу КМ на колеса.
  • Тюнинг и модификации авто могут увеличить крутящий момент на определенных оборотах.

Крутящий момент и обороты движка — важные параметры для оценки мощности работы автомобиля в целом. Это особо значимые параметры при движении на низких оборотах и разгоне.

Зависимость крутящего момента от оборотов выражается графиком, который показывает изменения в работе мотора. Чем выше значение параметра, тем легче автомобиль разгоняется и выдерживает нагрузки.

Однако при росте оборотов, КМ изменяется. Здесь роль играет коробка передач, которая позволяет поддерживать оптимальный набор скорости для разгона. Таким образом, максимальный крутящий момент на оборотах двигателя не в красной зоне имеет значение для эффективности мотора и общей динамики автомобиля.

На каких оборотах крутящий момент достигает своего пика?

Это зависит от конструкции и характеристик конкретного двигателя. КМ двигателя обычно описывается в виде графика, который называется «моментной кривой». График показывает, как меняется рассматриваемый параметр, в зависимости от оборотов коленчатого вала.

Максимальный крутящий момент достигается при сравнительно низких оборотах, часто в диапазоне от 2 000 до 4 000 об/мин для обычных легковых автомобилей. Это значит, что двигатель обеспечивает наибольшую силу тяги в этом диапазоне.

Чем крутящий момент отличается от мощности

Давайте снова вернемся к понятиям КМ и мощности двигателя, чтобы лучше понять, как они взаимосвязаны и как они влияют на работу автомобиля. Заодно разберем, в чем заключается зависимость скорости от крутящего момента.

Для обычных легковых автомобилей максимальный КМ находится обычно в диапазоне от 150 до 300 Нм. В дизельных двигателях этот показатель достигает 350-400 Нм. При этом современные бензиновые двигатели способны работать на оборотах, в пределах 6 000-7 000 в минуту, в то время как дизельные движки ограничиваются 5 000-5 500.

Таким образом, мощность и КМ двигателя тесно взаимосвязаны и влияют на общую производительность автомобиля. Высокие показатели параметра помогают при разгоне и маневрировании, а высокая мощность способствует достижению высокой скорости и быстрому разгону.

Как увеличить крутящий момент

КМ и мощность движка – важные параметры, над которыми производители постоянно работают, чтобы повысить эффективность и производительность моторов. Существует несколько способов достичь этой цели, но каждый из них имеет свои особенности и ограничения:

  • Изменение параметров камеры сгорания: уменьшение ее объема или увеличение степени сжатия. Это может привести к увеличению КМ и мощности и повлечь за собой риски, связанные с нагрузкой на мотор: разрушению головки блока цилиндров.
  • Изменение конструкции коленчатого вала, например, установка коленчатого вала с большим коленом. Это может увеличить КМ, но также снизит обороты двигателя. Кроме того, это потребует изменения цилиндров и поршней, чтобы соответствовать новым параметрам.
  • Улучшение газодинамики мотора и обеспечение лучшего наполнения цилиндров воздухом и топливом. Этот метод наиболее распространен и менее рискованный. Он включает в себя оптимизацию формы каналов и камеры сгорания, что улучшает производительность двигателя.

Каждый из этих методов имеет свои плюсы и минусы, и выбор зависит от конкретных условий и целей.

Всё про крутящий момент двигателя

Крутящий момент двигателя — эта характеристика, которая показывает силу вращения коленвала мотора, от которой зависит динамика транспортного средства, его проходимость, способность уверенно совершать обгоны. В качестве единиц измерения используются ньютон-метры, а установить величину можно, если умножить силу на длину рычага.

Что такое крутящий момент двигателя – простыми словами можно объяснить на примере известного каждому механического крепежа, гайки. Предположим, что усилие ее затяжки составляет 4 кгс. Это значит, что открутить ее удастся, взяв метровый гаечный ключ и надавив на него с силой в 4 килограмма.

Крутящий момент ДВС: общие моменты

Крутящий момент ДВС

Крутящий момент двигателя формируется в процессе подачи топлива в цилиндры и его дальнейшего сгорания, за счет которого формируется давление, изменяющее положение поршня. Поршень механически связан с коленвалом, так что их движение синхронизировано. Если ориентироваться на формулу, указанное выше, то силой в данном случае выступает давление, получаемое сгоранием топлива, а рычагом – комбинация кривошипов и шатунов.

Пример вычисления таков:

  1. Усилие, создаваемое сжиганием топлива – 200 килограммов.
  2. Длина рычага – 5 сантиметров, 0.05 метра.
  3. Итоговая величина – 10 кгс, что идентично 98.1 Нм.

Как увеличить крутящий момент двигателя в таком случае? Первый вариант – использование более крупных кривошипов, за счет чего возрастает длины рычага. Звучит просто и понятно, однако, технически реализовать такую схему достаточно тяжело, приходится делать блоки цилиндров более габаритными, усиливать конструкцию, чтобы компенсировать разрушительную силу инерции.

Неудивительно, что автоконцерны предпочитают использовать более простую технологию – увеличивать объемы топливовоздушной смеси, подаваемой цилиндры, совершенствовать технологии ее воспламенения и сжигания. Увеличение степени сжатия, комплектация цилиндров сразу несколькими клапанами, наддув дополнительного воздуха – все это способствует улучшению результатов.

Зависимость от мощности

Зависимость от мощности

Имеет место прямая зависимость крутящего момента от оборотов двигателя и его мощности. Расчетная формула выглядит как произведение мощности, выраженной в киловаттах, постоянного коэффициента “9550”, разделенное на число оборотов за минуту.

Построение графика

График крутящего момента двигателя

График крутящего момента двигателя наглядно показывает, что он меняется в соответствии с объемами топлива, подаваемого в цилиндры, и оборотами мотора. Графики строятся при помощи специальных тестовых установок, могут несколько отличаться даже для моторов одного класса, сказывается постепенное, естественный износ.

Изучение усредненных графиков позволяет сделать следующие выводы:

  1. Активно увеличивается крутящий момент, пока обороты двигателя не достигнут показателя около 3000 в минуту, после чего рост становится менее выраженным.
  2. Пик момента приходится на диапазон от 4 до 4.5 тысяч оборотов в минуту, после чего наступает снижение.
  3. Увеличение мощности мотора продолжается даже при снижении крутящего момента, при условии нарастания числа оборотов.

Определяющие факторы

Определяющие моменты

Характеристика зависит от следующих конструктивных и технических особенностей мотора:

  1. Общий рабочий объем.
  2. Давление, создаваемое в камерах сгорания.
  3. Габариты поршней, в первую очередь – площадь.
  4. Размеры кривошипов коленвала.

Первые три параметра непосредственно связаны с силой, последний – с длиной рычага. Представленная в одном из первых абзацев формула показывает, что именно эти показатели являются определяющими при вычислениях.

Как увеличить крутящий момент?

Как увеличить крутящий момент двигателя?

Скорость, проходимость, динамика – это то, на что влияет крутящий момент двигателя автомобиля. Неудивительно, что производители заинтересованы в его увеличении. Наибольшее распространение получили следующие технические решения:

  1. Комплектация ДВС более компактными камерами сгорания с максимальной степенью сжатия.
  2. Использование коленчатых валов с выраженными изгибами.
  3. Увеличение числа клапанов на цилиндр.
  4. Установка турбированных моторов.

Существуют и другие методики, которые применяются гаражными мастерами, водителями, желающими улучшить характеристики своего транспортного средства. Они заключаются в небольших доработках, некоторые из которых, впрочем, дают ощутимые результаты. Самые распространенные решения таковы:

  1. Замена обычного воздушного фильтра на аналог “нулевого сопротивления”.
  2. Замена обычного глушителя прямоточным.
  3. Изменение настроек карбюратора.
  4. Перенастройка блока управления ДВС.
  5. Расточка блока цилиндров, благодаря которой удается добавить к имеющемуся объему мотора еще несколько десятков кубических сантиметров.
  6. Установка вместо стандартных поршней облегченных аналогов.
  7. Замена форсунок на более эффективные, распыляющие больше топлива.

Взаимосвязь мощности и крутящего момента

Взаимосвязь мощности и крутящего момента

Обе характеристики двигателя внутреннего сгорания неразрывно связаны друг с другом. Согласно официальной терминологии, мощность – это общий объем работы, выполненной мотором в течение определенного временного промежутка.

Проще говоря, мощность можно представить в виде произведения крутящего момента и количества оборотов. Для ее выражения используются лошадиные силы или киловатты. Помимо указанных двух производных, используется и третья, называемая постоянным коэффициентом. Основных формул две:

  1. Для выражения мощности в лошадиных силах нужно умножить крутящий момент в ньютон-метра на количество оборотов за минуту, после чего разделить на 5252.
  2. Для выражения мощности в киловаттах используется аналогичная формула, но постоянный коэффициент составляет не 5252, а 9549.

Крутящий момент: зависимость от типа топлива

Зависимость от типа топлива

Ньютон-метры – общая величина, в чем измеряется крутящий момент, но конкретный показатель значительно зависит от вида мотора, бензинового или дизельного. Объясняется это их конструктивными различиями и энергоемкостью топлива. Дизель выдает огромную мощность уже на минимальных оборотах. Для легковых авто, например, внедорожников, пиковый интервал – от 2 до 3 тысяч оборотов, для грузовиков – и того меньше, от 900 до 1500. Максимум оборотов, в сравнении с бензиновыми аналогами, невысок, так что дизели любят водители, которым важна не огромная скорость, а хорошая тяга на низах, позволяющая справляться со сложными дорожными условиями, дающая уверенность во время поездок по пересеченной местности.

Бензиновые моторы выходят на пик куда позже дизелей, ближе к 4, а то и 4.5 тысячам оборотов. Вал крутится очень быстро, так что лимит развиваемой скорости гораздо выше.

Грузовые и легковые автомобили

Грузовые и легковые автомобили

Уже сама возможность начать движение – это то, на что влияет крутящий момент. Грузовики и сами по себе весят немало, а уж вместе с фургоном их масса измеряется десятками тонн. Неудивительно, что комплектуются они дизельными моторами, которые уже на малых оборотах, с самого старта, дают огромную тягу.

Большинство легковых автомобилей комплектуется бензиновыми моторами. Они считаются более универсальными, подходящими для поездок как по городу, так и по междугородним трассам, простыми в обслуживании и ремонте. Очень важный момент для водителей из регионов с суровым климатом – отсутствие сложностей при запуске в холодную погоду. Дизели в минус 30 порой вовсе отказываются заводиться, теряют тягу, глохнут, тогда как бензиновые аналоги функционируют вполне стабильно.

Конечно, чтобы передача крутящего момента от двигателя к колесам была эффективной, техника должна быть укомплектована соответствующей трансмиссией. Водителям, желающим на 100% контролировать ситуацию, реализовывать потенциал мотора, можно посоветовать механику. Пусть она и требует определенных навыков, на бездорожье преимущества МКПП становятся очевидными. Вождение авто с автоматом или вариатором более комфортно, такой вариант оптимален для городских поездок или межгорода по хорошему асфальту, однако, по эффективности передачи тяги они уступают наиболее технологичным передачам, роботизированным. Пускай они дороже, зато позволяют без лишних манипуляций реализовать всю доступную мощность.

Советы автовладельцам

Советы автовладельцам

Что значит крутящий момент? Очень многое. Именно поэтому при подборе авто нужно руководствоваться не только максимальной скоростью и мощностью. Важный момент – диапазон оборотов, при котором мотор выходит на свой предел по крутящему моменту. Для уверенных обгонов на междугородней трассе хорошо, если пик достигается примерно на 3.5-4.5 тысячах, на бездорожье допустимы и гораздо меньшие диапазоны.

Крутящий момент, что это и зачем он нужен?

Каждый двигатель внутреннего сгорания рассчитан на определенную максимальную мощность, которую он может выдавать при наборе определенного количества оборотов коленчатого вала. Однако помимо максимальной мощности существует еще и такая величина в характеристике двигателя, как максимальный крутящий момент, достигаемый на оборотах отличных от оборотов максимальной мощности.

Что же означает понятие крутящий момент? Говоря научным языком, крутящий момент равен произведению силы на плечо ее применения и измеряется в ньютон — метрах. Значит если к гаечному ключу длиной 1 метр (плечо), приложить силу в 1 Ньютон (перпендикулярно на конце ключа), то мы получим крутящий момент равный 1 Нм.

Для наглядности: если гайка затянута с усилием 3 кгс, то для ее откручивания придется к ключу с длиной плеча в 1 метр приложить усилие 3 кг. Однако, если на ключ длиной 1 метр надеть дополнительно 2-х метровый отрезок трубы, увеличив тем самым рычаг до 3 метров, то тогда для отворачивания этой гайки потребуется лишь усилие в 1 кг. Так поступают многие автолюбители при откручивании колесных болтов: либо добавляют отрезок трубы, а за неимением такового просто надавливают на ключ ногой, увеличив тем самым силу приложения к баллонному ключу. Так же если на рычаг метровой длины повесить груз равный 10 кг, то появится крутящий момент равный 10 кгм. В системе СИ это значение (перемножается на ускорение свободного падениям) будет соответствовать 98,1 Нм. Результат всегда един — крутящий момент, это произведение силы на длину рычага, стало быть, нужен либо длиннее рычаг, либо большее количество прикладываемой силы.

Все это хорошо, но для чего нужен крутящий момент в автомобиле и как его величина влияет на его поведение на дороге? Мощность двигателя лишь косвенно отражает тяговые возможности мотора, и ее максимальное значение проявляется, как правило, на максимальных оборотах двигателя. В реальной жизни в таких режимах практически никто не ездит, а вот ускорение двигателю требуется всегда и желательно с момента нажатия на педаль газа. На практике одни автомобили уже с низких оборотов ведут себя достаточно резво, другие напротив предпочитают лишь высокие обороты, а на низах показывают вялую динамику. Так у многих возникает масса вопросов, когда они с авто с бензиновым мотором мощностью 105-120 л.с. пересаживаются на 70-80 – сильный дизель, то последний с легкостью обходит машину с бензиновым мотором. Как такое может быть? Связано это с величиной тяги на ведущих колесах, которая различна для этих двух автомобилей. Величина тяги напрямую зависит от произведения таких показателей как, величины крутящего момента, передаточного числа трансмиссии, ее КПД и радиуса качения колеса. Как создается крутящий момент в двигателе. В двигателе нет метровых рычагов и грузов, и их заменяет кривошипно-шатунный механизм с поршнями.

Крутящий момент в двигателе образуется за счет сгорания топлива — воздушной смеси, которая расширяясь в объеме с усилием толкает поршень вниз. Поршень в свою очередь через шатун передает давление на шейку коленчатого вала. В характеристике двигателя нет значения плеча, но есть величина хода поршня (двойное значение радиуса кривошипа коленвала). Для любого мотора крутящий момент рассчитывается следующим образом. Когда поршень с усилием 200 кг двигает шатун на плечо 5 см, появляется крутящий момент 10 кГс или 98,1Нм. В данном случает для увеличения крутящего момента нужно либо увеличить радиус кривошипа, или же увеличить давление расширяющихся газов на поршень. До определенной величины можно увеличить радиус кривошипа, но будут расти и размеры блока цилиндров как в ширину, так и в высоту и увеличивать радиус до бесконечности невозможно. Да и конструкцию двигателя придется значительно упрочнять, так как будут нарастать силы инерции и другие отрицательные факторы. Следовательно, у разработчиков моторов остался второй вариант – нарастить силу, с которой поршень передает усилие для прокручивания коленвала. Для этих целей в камере сгорания нужно сжечь больше горючей смеси и к тому же более качественно. Для этого меняют величину и конфигурацию камеры сгорания, делают «вытеснители» на головках поршней и повышают степень сжатия. Однако максимальный крутящий момент доступен не на всех оборотах мотора и у различных двигателей пик момента достигается на различных режимах. Одни моторы выдают его в диапазоне 1800- 3000 об/мин, другие на 3000-4500 об/мин. Это зависит от конструкции впускного коллектора и фаз газораспределения, когда эффективное наполнение цилиндров рабочей смесью происходит при определенных оборотах.

Наиболее простое решение для увеличения крутящего момента, а следовательно и тяги, это применение турбо или механического наддува, либо применение их в комплексе. Тогда крутящий момент можно уже использовать с 800-1000 об/мин, т.е. практически сразу. К тому же это закрывает такую проблему, как провалы при наборе скорости, так как величина крутящего момента становится практически одинакова во всем диапазоне оборотов двигателя. Достигается это различными путями: увеличивают количество клапанов на цилиндр, делают управляемыми фазы газораспределения для оптимизации сгорания топлива, повышают степень сжатия, применяют выпускной коллектор по формуле 1-4 -2-3, в турбинах применяют крыльчатки с изменяемым и регулируемым углом атаки лопаток и т.д.

Что важнее для разгона – мощность или крутящий момент

Этот вопрос – одна из главных тем «холиваров» на автомобильных форумах. Оппоненты готовы порвать друг друга, приводя десятки аргументов. А ведь все просто: мощность — это и есть момент! Как так? Сейчас объясним.

В детстве многие люди постарше собирали фантики «Турбо», на них почти обязательно указывались мощность и максимальная скорость машины. Чем больше цифры, тем больше почтения модели авто. Похоже, так и продолжается до сих пор — лишние несколько лошадиных сил часто становятся решающим аргументом «за» или «против» какой-либо машины.

Но вот уже слышны голоса познавших дизельный Дзен о том, что важен только Крутящий Момент, да и подозрительно хорошая динамика более слабых бензиновых моторов со всякими турбинами или разными там системами VVT-i заставляет иногда водителей усомниться в верности принципа «чем мощнее, тем быстрее», а уж про налоги, которые почему-то зависят от мощности, и так все наслышаны.

Так что же такое мощность и как она связана с динамикой?

В паспортных характеристиках машины и на тех самых вкладышах «Турбо» указана максимальная мощность двигателя. Но что она дает машине? И как с ней связан крутящий момент? Постараемся объяснить максимально просто эту важную истину.

Крутящий момент, напомним, есть произведение силы на плечо рычага. А для двигателя — это сила, с которой вращается коленчатый вал двигателя. Измеряется обычно в ньютонах на метр или в килограмм-силах на метр.

formula1.png

График внешней характеристики двигателя

Собственно, момент возникает, если тормозить вращение коленчатого вала каким-то способом — гидротормозом, генератором или заставить тянуть машину. Именно так его и замеряют — тормозят сам двигатель или колеса машины гидротормозом. Для двигателя обычно указывается максимальный крутящий момент, который развивает мотор при полностью нажатой педали газа, с чьей помощью водитель как раз регулирует, какую часть момента может дать двигатель. Осталось понять, как этот самый момент изменяется. Крутящий момент зависит от величины оборотов двигателя и в начале невелик, потом растет до определенного момента, а затем падает. Почему же?

dodge_charger_daytona_hemi_15.jpeg

Пики и спады на графике

В реальной эксплуатации полный момент бывает нужен редко, как раз в тех случаях, когда вы прожимаете педаль газа в пол и надеетесь, что двигатель «вытянет», всё остальное время он меньше максимального на этих оборотах. Но мы уже знаем, что момент меняется не только под воздействием нажатия на педаль газа (механической или электронной), но и с оборотами. На различных оборотах процессы, происходящие в камере сгорания мотора, различны. Дополнительные системы, такие как наддув, системы регулировки фаз ГРМ и прочие, еще сильнее изменяют наполнение камеры сгорания, количество топлива и момент зажигания, и в результате качество и сила рабочего хода зависят от оборотов мотора. Даже если нет никаких систем электронного регулирования, всё равно количество воздуха, попадающего в цилиндр, количество оставшегося выхлопа и оптимальный угол опережения зажигания меняются с оборотами. На самых малых оборотах в цилиндре слишком много остаточных газов или слишком вероятна детонация, потому крутящий момент на малых оборотах обычно намного меньше максимального. На средних оборотах мотор «оживает» — за счет пульсаций во впускном трубопроводе больше воздуха поступает в цилиндры, меньше остаточных газов, потому и растет крутящий момент. Если у машины есть турбина или нагнетатель, то они начинают работать в полную силу. Но с ростом оборотов растут и механические потери на трение поршневых колец, трение и инерционные потери в ГРМ, на разогрев масла в подшипниках и т.д. и т.п., а качество рабочего процесса не улучшается или даже начинает падать. В результате на высоких оборотах момент начинает уменьшаться за счет возрастающих потерь. А у турбонаддувного двигателя в какой-то момент перестает хватать производительности турбины и момент тоже начинает снижаться. Теперь взглянем на график типичного атмосферного (то есть безнаддувного) мотора времен 90-х годов, где есть кривые не только момента, но и мощности.

opel.png

А вот турбомотор схожего объема, у него момент в зоне средних оборотов ограничен электроникой, часто на пределе прочности цилиндро-поршневой группы, и график мощности тоже очень «гладкий». Хорошо заметно, на сколько выше у него мощность в начале и середине графика.

saab.png

Обратите внимание именно на кривую мощности. Она круто идет вверх там, где момент большой, и почти не растет там, где он падает. Объяснение этому очень простое: Мощность это то, сколько работы может выполнить мотор за секунду. Для двигателя внутреннего сгорания мощность в киловаттах в каждой точке графика можно получить, умножив момент двигателя в ньютонах на число оборотов в минуту и разделив на 9549, то есть примерно так:

formula2.png

Следовательно, мощность мотора на любых оборотах зависит только от крутящего момента на этих оборотах, а максимальная мощность получается в точке, в которой момент уже уменьшается, но при этом произведение мощности и оборотов пока еще увеличивается. И чтобы увеличить максимальную мощность, можно просто увеличить момент на высоких оборотах или сделать так, чтобы он уменьшался не так быстро. Взгляните на типичный график высокооборотного мотора Honda — японцы поступили именно так.

honda.png

Надеюсь, достаточно понятна точка зрения тех, кто говорит, что «мощность не важна — важен только момент»? Еще раз: мощность как таковая зависит напрямую от момента и сама по себе является математической, расчетной величиной, которую невозможно измерить отдельно от момента. Крутящий момент, по сути, отражает ту мощность, которая будет доступна на «неполных» оборотах двигателя, а просто при нажатии на газ при обгоне. И чем момента больше, тем лучше! Ведь и мощность на этих оборотах будет выше. А чем больше мощности, тем больше энергии можно придать машине, тем лучше динамика разгона. А максимальная мощность в первую очередь влияет на максимальную скорость машины. Ведь при правильно рассчитанных передаточных числах главной передачи и КПП получается, что максимальная скорость достигается тогда, когда затрачиваемая мощность будет равна мощности мотора. А мощность всех потерь как раз зависит от скорости движения, в первую очередь от сопротивления воздуха и сопротивления качению колес, и в какой-то момент она обязательно совпадет с мощностью мотора, именно эта скорость и будет максимальной. Бывают, конечно, просчеты, когда двигатель или не может развить обороты максимальной мощности, или уже «упирается» в ограничитель, но это бывает не так уж часто.

Дизельный момент

Теперь отвечу на типичный, но простой вопрос: «Почему на дизельных моторах традиционно большой крутящий момент, но при этом сравнительно с бензиновыми у них невысокая мощность?». Всё потому, что у дизеля ограничены рабочие обороты. Из-за высокой степени сжатия дизельных моторов и более медленно горящего топлива дизели хуже работают на больших оборотах, зато у них нет риска детонации, да и турбину можно поставить более эффективную и сложную из-за более низкой температуры газов на выпуске, так что можно подать очень много воздуха и топлива, и момент на малых оборотах получится очень большой. А иногда по мощности они даже будут не так уж далеки от турбонаддувных бензиновых, но момент будет не просто большим, а огромным. Для сравнения приведем характеристики двух трехлитровых моторов от современной BMW 5 series, где будет видно, что дизели эффективны в более низких оборотах. Дизель можно сделать мощнее бензинового мотора, но тогда и так большой момент будет больше еще на четверть, а это означает, что понадобится новая коробка передач и новые карданные валы, способные выдерживать такую мощность. Да и сам двигатель придется сделать еще прочнее и тяжелее. Или можно его «раскрутить», но тогда сложнее будет работать топливной аппаратуре, а допускать дымления и неполного сгорания топлива нельзя.

6.png

Так как же правильно разгоняться?

Тут важно уметь работать с коробкой передач. Для максимального разгона нужно переключаться так, чтобы обороты упали примерно на пик крутящего момента или выше него, но чтобы оставался запас по увеличению оборотов — разгон выше оборотов максимальной мощности будет идти медленнее. Идеальный вариант на гражданских машинах — разгон «от пика момента до пика мощности». Впрочем, обычно на современных моторах электроника просто не даст «перекрутить» мотор сильно выше пика мощности — это называется отсечкой. Можно попробовать представить себе это визуально. Посмотрите на график внешней скоростной характеристики. Мотор при разгоне должен как можно больше работать в зоне, где его мощность максимальна, то есть на высоких оборотах вблизи точки максимальной мощности. И при переключении передач попадать в зону с как можно большей достижимой мощностью. Внизу — графики мощности и момента уже знакомых нам атмосферного Honda Accord Type R и турбированного Saab 9-3. На графиках мы выделили диапазоны оборотов, в которых будет работать двигатель, если включить вторую или третью передачу на скорости около 50 км/ч. Чем больше площадь фигуры под кривой мощности, тем эффективнее разгон.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *