Что такое медицинская обстановка при чс
Перейти к содержимому

Что такое медицинская обстановка при чс

  • автор:

Мероприятия медицинской защиты

Значительную роль в общем комплексе мероприятий по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера играют мероприятия медицинской защиты.

Основными мероприятиями медицинской защиты являются:

  • подготовка медперсонала к действиям в чрезвычайных ситуациях, всеобщее медико-санитарное обучение населения, его морально-психологическая подготовка;
  • заблаговременное накопление медицинских средств индивидуальной защиты, медицинского имущества и техники, поддержание их в готовности к применению;
  • поддержание в готовности больничной базы органов здравоохранения независимо от их ведомственной принадлежности и развертывание при необходимости в чрезвычайных ситуациях дополнительных лечебных учреждений;
  • медицинская разведка в очагах поражения и в зоне чрезвычайной ситуации в целом;
  • осуществление лечебно-эвакуационных мероприятий в зоне чрезвычайной ситуации;
  • медицинское обеспечение населения в зоне чрезвычайной ситуации, а также участников ликвидации ее последствий;
  • контроль зараженных продуктов питания, пищевого сырья, фуража, воды и водоисточников;
  • проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий с целью обеспечения эпидемического благополучия в зонах чрезвычайных ситуаций.

mchs-orel.ru

  • Организация и проведение учений
  • Действия должностных лиц при угрозе возникновения ЧС
  • Прогнозирование и оценка обстановки
  • Примерные программы обучения должностных лиц и работников в области безопасности жизнедеятельности.

Главное меню

семейство фторфосфорорганических отравляющих веществ нервно-паралитического действия. По своем составу «Новичок» может быть жидкостью, аэрозолем или газом. Отравление этим ядом приводит к параличу всех мышц и тяжелому поражению нервной системы. Смерть происходит от остановки дыхания или сердца. Если летальный исход наступает не сразу, человеку грозит инвалидное состояние. Признаки отравления могут проявиться через несколько недель.

«Ядерная зима»

предполагаемая глобальная экологическая катастрофа, состояние биосферы Земли, которое может возникнуть вследствие массового применения ядерного оружия

А

Аварийная ситуация (АС)

опасная ситуация, при которой избежать происшествия невозможно.

Аварийная среда

среда, образованная действием разрушительных сил (факторов) на объекты в зоне ЧС.

Аварийно химически опасные вещества (АХОВ)

химически опасные вещества или их соединения, которые при попадании в окружающую среду способны вызвать чрезвычайную ситуацию: заразить воздух, воду, почву, привести к отравлению и гибели людей, животных, растений.

Аварийно-восстановительные работы (АВР)

первоочередные работы в зоне ЧС по локализации отдельных очагов разрушений и повышенной опасности, устранению аварий и повреждений на сетях и линиях коммунальных и производственных коммуникаций, созданию минимально необходимых условий для жизнеобеспечения населения, а также работы по санитарной очистке и обеззараживанию территорий.

Аварийно-спасательная операция

совокупность согласованных и взаимосвязанных по цели, месту и времени мероприятий (работ), проводимых разнородными силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов РФ, на территории которых сложилась ЧС, одновременно и последовательно по единому замыслу и плану по локализации и тушению пожаров, аварийному отключению источников поступления жидкого топлива, газа, электроэнергии и воды в очаг поражения, по поиску и спасению людей, оказанию пораженным первой медицинской помощи и их эвакуации в случае необходимости в загородные зоны.

Аварийно-спасательная служба (АСС)

это совокупность органов управления, сил и средств, предназначенных для решения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, функционально объединенных в единую систему, основу которой составляют аварийно-спасательные формирования.

Аварийно-спасательное формирование (АСФ)

это самостоятельная или входящая в состав аварийно-спасательной службы структура, предназначенная для проведения аварийно-спасательных работ, основу которой составляют подразделения спасателей, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами.

Аварийно-спасательные и другие неотложные работы (АСДНР)

совокупность первоочередных работ в зоне ЧС (зоне поражения), заключающихся в спасении и оказании помощи людям, локализации и подавлении очагов поражающих воздействий, предотвращении возникновения вторичных поражающих факторов, защите и спасении материальных и культурных ценностей, восстановлении минимально необходимого жизнеобеспечения.

Медицина катастроф. Организация медицинской защиты населения при чрезвычайных ситуациях Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Гончаров С. Ф., Бабий Б. В.

Служба медицины катастроф элемент системы безопасности страны
Анализ состояния и результатов научно-практической работы в МЧС России в 2000 году

Участие Всероссийской службы медицины катастроф в реализации мероприятий федеральной целевой Программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах»

Спасательные службы России: история создания и развития

Недостаточная координация между всеми аварийно-спасательными и медицинскими формированиями для ликвидации чрезвычайных ситуаций

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Медицина катастроф. Организация медицинской защиты населения при чрезвычайных ситуациях»

Медицина катастроф. Оргакиз .ция медицинской помощи населению при чрезвычайных ситуациях

Гончаров С Ф., Бабин Б. Я.

Нсероссннскии центр медицины катастроф «Защитам

В 90-е годы XX столетия заметно возросло число природных, техногенных и социальных катастроф и пока отсутствует тенденция к их сокращению.

Наибольший материальный ущерб и значительные людские потери приносят такие природные катастрофы как землетрясения, наводнения, смерчи и ураганы, а среди техногенных катастроф -наиболее опасны аварии на объекгах атомной энергетики и на химически опасных объектах.

По мировым данным среди всех человеческих жертв от природных катастроф около 60% приходится на жертвы в результате землетрясений В текущем XX веке на земном шаре в очагах землетрясений погибло 1, 5 млн. человек. Актуальность проблемы для Российской Федерации по уменьшению жертв землетрясений заключается в том, что более 20% территории России с населением более 20 млн человек находится в сейсмоопасных регионах от 7 и выше баллов.

На территории России функционирует порядка 400 стационарных радиационно-опасных объектов и более 2 тыс. химически опасных, ежедневно радиоактивные и химически опасные вещества перевозятся на транспортных средствах

Медико-социальной проблемой стал в последние годы и дорожно-транспортный травматизм. На дорогах мира ежегодно погибает около 300 тыс. человек и почти 8 млн. получает травмы.

В ряде регионов Российской Федерации ежегодно складывается напряженная санитарно-эпидемиологическая обстановка, которая осложняется при возникновении очагов стихийных бедствий и техногенных катастроф

Сохранение здоровья населения, предупреждение или ослабление воздействия поражающих факторов аварий, катастроф и стихийных бедствий, своевременное оказание медицинской помощи, лечение и реабилитация пораженных и больных при возникновении чрезвычайных ситуаций гарантировано Конституцией Российской Федерации, Федеральным Законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» 1994 года.

Развитие и функционирование системы охраны здоровья населения в экстремальных ситуациях имеет несколько этапов в зависимости от условий международного полоя^ния государства, его

военно-политического, экономического и социального положения.

Так, в 30-50 гг. при имевшейся военной угрозе СССР со сго-роны империалистических государств, в системе здравоохранения страны была создана медицинская служба местной противовоздушной обороны (МС МПВО), которая в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) обеспечивала оказание медицинской помощи населению при поражении в результате ударов авиации и артиллерии противника.

С появлением оружия массового поражения (ядерного, химического, биологического) возникла необходимость реорганизовать МС МПВО и создать медицинскую службу Гражданской обороны (МС ГО), которая существует и в настоящее время Основное назначение МС ГО — это медико-санитарное обеспечение пораженного населения при ведении войны с использованием оружия массового поражения.

В 1977 году в «Положении о медицинской службе Гражданской обороны СССР» была определена задача по оказанию медицинской помощи пораженным при крупномасштабных производственных авариях и стихийных бедствиях. Однако для оказания медицинской помощи пострадавшему населению в чрезвычайных ситуациях даже при незначительных санитарных потерях, и тем более при крупномасштабных авариях и катастрофах, МС ГО оказалась не приспособленной из-за организационно-штатной структуры и состоянием повседневной готовности Встал вопрос о развитии нового направления в системе здравоохранения — медицины катастроф.

В соответствии с постановлением Правительства СССР от 7 апреля 1990 года № 339 была создана служба экстренной медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях, которая уже после распада СССР во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 18 апреля 1992 года № 261 «О создании Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях» и в соотвегствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 мая 1994 года № 420 была реорганизована во Всероссийскую службу медицины катастроф (ВСМК), являющейся функциональной подсистемой Единой государственной системы пред1 т>еждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), созданный Всероссийский центр медицины катастроф «Защита» определен как головное государственное учреждение на правах юридического лица, обеспечивающего научно-практическое руководство ВСМК.

В субъектах Российской Федерации были созданы региональные учреждения (центры) и формирования ВСМК.

В соответствии с Положением ВСМК (утверждено постанов-

лением Правительства РФ от 28 февраля 1996 года № 195) функционально объединяет службы медицины катастроф Минздрава России и Минобороны России, а также предназначенные для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций силы и средства других федеральных органов исполнительной власти

ВСМК приобрела статус самостоятельной отрасли здравоохранения государственного значения на федеральном, региональном, территориальном, местном и объектовом уровнях.

Имея государственный статус и благодаря целенаправленной работе Минздрава России, органов здравоохранения субъектов Российской Федерации, организации взаимодействия с МЧС России в настоящее время Служба способна оказывать все виды медицинской помощи пораженным и больным в чрезвычайных ситуациях

Научная значимость службы медицины катастроф обусловлена разработкой и внедрением новых, более эффективных технологий оказания медицинской помощи, использованием средств профилактики инфекционных заболеваний, проведением комплекса санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

За короткий промежуток времени (1994-1999 гг.) создана нормативно-правовая база функционирования ВСМК, накоплен практический опыт работы по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуациях.

К основным задачам Службы относятся: организация и осуществление медико-санитарного обеспечения населения в ЧС,

организация и оказание экстренной и консультативной медицинской помощи населению при повседневной деятельности;

организация мероприятий по поддержанию санитарноэпидемиологического благополучия населения в зонах ЧС, на этапах медицинской эвакуации пораженных и больных;

создание, подготовка и обеспечение гоговности органов управления сил и средств Службы к работе в ЧС;

выявление источников ЧС, которые могут сопровождаться неблагоприятными медико-санитарными последствиями, организация медико-санитарного контроля и проведение комплекса мероприятий по предупреждению или ослаблению возможных вредных последствий;

прогнозирование и оценка медико-санитарных последствий при возможном возникновении ЧС и в результате их возникновения. Сбор и обработка информации медико-санитарного характера, ее представление заинтересованным органам, доведение до населения, участие в подготовке населения и спасателей по оказанию медицинской помощи пораженным и больным в ЧС;

создание и рациональное использование резервов медицинского, специального и санитарно-хозяйственного имущества для обеспечения им медицинских формирований и учреждений;

участие в мероприятиях по государственной экспертизе, надзору и контролю в области защиты населения от ЧС.

Объем и время выполнения задач определяются в зависимости от уровня Службы и режима ее деятельности (повседневный, режим повышенной готовности, режим чрезвычайной ситуации).

В последнее время большое значение в системе ВСМК придается разработке и практическому внедрению мероприятий по реабилитации и психофизиологическому обеспечению пострадавшего населения, созданию психоэмоциональной устойчивости при внезапно возникающих стихийных бедствиях и техногенных катастрофах.

Органами руководства ВСМК являются межведомственные координационные комиссии (МКК) службы медицины катастроф: на федеральном, региональном, территориальном и местном уровнях.

На Федеральном уровне председателем МКК ВСМК является Министр здравоохранения Российской Федерации. В состав комиссии входят: заместитель Министра здравоохранения, президент РАМН, Главный санитарный врач, директор ВЦМК ‘‘Защита», руководители органов управления здравоохранением министерств (ведомств), силы и средства которых входят в состав ВСМК (Минобороны России, МВД России, МГТС России и др.), председатель ЦК РОКК

Состав региональной МКК определяется федеральной МКК по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в границах региона.

Территориальные и местные МКК создают соответствующие органы исполнительной власти и местного самоуправления.

Органы повседневного управления ВСМК — центры медицины катастроф, выполняющие функции штабов службы, на федеральном (ВЦМК «Защита»), региональном, территориальном и местном уровнях. На объектах экономики созданы штабы ГО ЧС, в составе которых имеются руководители службы медицины катастроф объекта экономики, а на объектах здравоохранения органом упр -ления является штаб ГО ЧС.

В настоящее время ВЦМК «Защита» в своем составе имеет: орган оперативного управления — Щтаб ВСМК; Учебнометодический центр по подготовке кадров сдужбы медицины катастроф и медицинской подготовке населенна с тремя кафедрами; Научно-практический Центр медицинской экспертизы и реабилитации; научные подразделения по проблемам служен медицины катастроф;

Полевой многопрофильный госпиталь с подразделением по оказанию экстренной и консультативной медицинской помощи (санитарная авиация), Отдел международных связей; отдел медицинского снабжения, подразделения административного, хозяйственного и транспортною обслуживания

Наиболее проблемные вопросы деятельности ВСМК обсуждаются на Ученом совете Центра и на его профильных секциях При Центре работает Диссертационный совет по специальности 05.26.02 — «Безопасность, защита, спасение и жизнеобеспечение населения в чрезвычайных ситуациях”.

Медицина катастроф — новая, развивающаяся отрасль здравоохранения. Ее дальнейшее становление во многом зависит от подготовки научных и руководящих кадров, специалистов в составе формирований и учреждений, работающих в области чрезвычайных ситуаций.

Кафедра медицины катастроф Учебно-методического центра, осуществляет подготовку руководящего состава и специалистов СМ К до 200 человек ежегодно. В 2000 году приступают к работе вновь созданные кафедры: медицинской экспертизы и реабилитации; санитарно-гигиенического и противоэпидемического обеспечения.

ВЦМК «Защита» постоянно изучает опыт деятельности мировой системы медицины катастроф. Имеет статус первого Евроазиатского центра медицины катастроф и Сотрудничающею центра ВОЗ по медицине катастроф и чрезвычайным ситуациям.

В 9 регионах Российской Федерации органами повседневного управления ВСМК являются региональные центры медицины катастроф (РЦМК), функции которых выполняют территориальные центры медицины катастроф ( ГЦМК) в городах: Санкт-Петербург; Самара; Екатеринбург; Ростов-на-Дону; Новосибирск; Красноярск; Чита; Хабаровск, в центральном регионе функции РЦМК возложены на ВЦМК «Защита». В своей деятельности РЦМК руководствуются «Положением о региональных центрах медицины катастроф».

На территориальном уровне органами повседневного управления являются территориальные центры медицины катастроф, которые в своей деятельности руководствуются «Положением о территориальных центрах медицины катастроф». Они работают под руководством территориальных МКК и оперативно подотчетны РЦМК региона, в состав которого входит территория субъекта Российской Федерации.

На местном уровне (город, район) также могут создаваться, а в ряде территорий уже созданы, центры медицины катастроф или межрайонные филиалы ТЦМК, которые работают под руководством

местных МКК в соответствии с планами проведения мероприятий территориальными центрами медицины катастроф.

Центры медицины катастроф регионального, территориального и местного уровней тесно взаимодействуют с соответствующими органами управления МЧС России: региональными центрами ГО ЧС; территориальными и местными управлениями ГО ЧС. При ликвидации медико-санитарных последствий ЧС работают под их оперативным руководством.

Органы управления МЧС России на всех уровнях в соответствии с «Положением о взаимодействии МЧС России и Минздрава России по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций», утвержденным приказом МЧС России и Минздрава России от 2 апреля 1997 г. № 185/94, оказывают содействие службе медицины катастроф в выполнении мероприятий по медико-санитарному обеспечению пораженных и больных в чрезвычайных ситуациях.

Таким образом, создана и функционирует стройная и устойчивая система управления ВСМК.

Силы ВСМК представлены:

на федеральном уровне — Всероссийским центром медицины катастроф «Защита» (с входящими в него формированиями и учреждениями); медицинскими формированиями и учреждениями центрального подчинения Минобороны России, МВД России, МПС России, других федеральных органов исполнительной власти; клиническими и научными базами; учреждениями Госсанэпиднадзора центрального подчинения;

на региональном уровне — региональными центрами медицины катастроф (с входящими в них формированиями); медицинскими формированиями военных округов, флотов; федеральных органов исполнительной власти;

на территориальном (местном) уровне — территориальными центрами медицины катастроф (с входящими в них формированиями и учреждениями); медицинскими формированиями постоянной готовности военно-медицинских учреждений, УВД и отделений дорог МПС России, расположенных в границах территории субъектов Российской Федерации, центрами Госсанэпиднадзора и их формированиями, учреждениями эпидемиологического профиля, а также формированиями других органов исполнительной власти, участвующих в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территориальном (местном) уровне.

Медицинские формирования в составе СМК Минздрава России представлены: полевыми многопрофильными госпиталями;

бригадами специализированной медицинской помощи (от 5 до 10 профилей в различных регионах страны в зависимости от прогнози-

руемой обстановки при возможных чрезвычайных ситуациях); бригадами скорой медицинской помощи (специализированными, врачебными и фельдшерскими); бригадами первой врачебной помощи (врачебно-сестринскими); бригадами доврачебной медицинской помощи; санитарно-эпидемиологическими бригадами и отрядами, противоэпидемическими бригадами.

Министерства и ведомства, участвующие в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, также создают свои медицинские формирования.

В соответствии с «Положением о резерве медицинского имущества службы медицины катастроф Минздрава России” создаются резервы:

государственный резерв — решением Правительства Российской Федерации;

федеральный, региональный — решением Минздрава России; территориальный — решениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

местный — решениями органов местного самоуправления; объектовый — решениями администраций предприятий, учреждений, организаций.

Определен порядок финансирования, хранения, освежения, использования медицинского имущества резервов на всех уровнях Обеспечение медицинских формирований и учреждений ВСМК ведомственного подчинения (Минобороны России, МВД России, МПС России и др.) осуществляется их формирователями.

Созданная организационная структура ВСМК и современное состояние оснащенности ее формирований и учреждений обеспечивает выполнение задач по медико-санитарному обеспечению населения в чрезвычайных ситуациях мирного времени. При этом следует отметить, что при имевших место чрезвычайных ситуациях в подавляющем большинстве использовались силы и средства федерального уровня.

Но в интересах эффективной защиты населения от ЧС необходимо иметь не только на федеральном, но и на региональном, территориальном, местном уровнях ВСМК хорошо оснащенные и подготовленные медицинские силы для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций. Это позволит решить следующие проблемы:

во-первых, более полно будет учитываться прогнозируемая обстановка, в границах данной территории, особенности и возможности регионов;

во-вторых, сокращаются сроки прибытия (не ожидая сил службы федерального уровня) медицинских формирований в очаг

аварии, катастрофы, стихийного бедствия;

в-третьих, представляется возможным организовать подготовку медицинских формирований ВСМК на территориальном уровне, отработку вопросов взаимодействия их с формированиями поисково-спасательных служб МЧС России

Большая ответственность по предупреждению возникновения человеческих жертв и своевременному оказанию медицинской помощи возлагается на объекты экономики независимо от форм собственности, на транспортные и другие организации, где возможно возникновение чрезвычайных ситуаций. По данным МЧС России в подавляющем большинстве чрезвычайные ситуации носят локальный и местный характер, доля которых составляет более 80%.

Результаты изучения ряда крупных чрезвычайных ситуаций 80-х годов, которые сопровождались многочисленными человеческими жертвами, позволили сделать принципиальный вывод о том, что система здравоохранения страны и медицинская служба гражданской обороны, как правило, не обеспечивала своевременное оказание медицинской помощи пораженным. Создание ВСМК значительно повысило эффективность спасательных работ

Расширением задач и сферы деятельности ВСМК, начиная с 1995 года, стала организация медико-санитарного обеспечения пострадавшего населения в Северо-Кавказском регионе. Так, только в 1995 году в этом регионе работало 237 медицинских бригад Службы различного профиля, 30 лечебных учреждений, а самолетами МЧС России в регион было доставлено 56 тонн медицинского имущества В районе боевых действий работал полевой многопрофильный госпиталь ВЦМК «Защита», оказывая медицинскую помощь раненым и больным.

По данным МЧС России, в 1997 г. на территории Российской Федерации произошло 1665 масштабных чрезвычайных ситуаций, в которых погибло 1735 чел., было спасено и оказана медицинская помощь 10858 чел. В дорожно-транспортных происшествиях погибло 27665 чел., было ранено и им оказывалась медицинская помощь -177924 чел.

В 1998 г. наметилась тенденция сокращения общего числа чрезвычайных ситуаций, но увеличилось число локальных ЧС и количество пораженного населения.

В 1998 г. было зарегистрировано 1527 чрезвычайных ситуаций с числом погибших в них 1275 чел., оказана медицинская помощь более 23 гыс. чел., а в дорожно-транспортных авариях погибло 29021 чел., оказана медицинская помощь 183846 чел.

На территории Российской Федерации в связи с напряженной в ряде регионов эпидемиологической обстановкой служба медицины

катастроф проводит профилактические мероприятия, однако они не выполняются в полном объеме из-за недостаточного финансирования как на федеральном уровне, так и в субъектах Российской Федерации.

Большая работа проводится и но оказанию медицинской помощи, вынужденным переселенцам из Чечни в 1999-2000 гг. На январь 2000 года число зарегистрированных вынужденных переселенцев составило более 250 тыс. чел., из которых 35 тыс. чел. проживают в развернутых лагерях на территории Ингушетии и освобожденных от банд формирований районов Чечни. За пять месяцев 1999 г. в Чечне и Дагестане была оказана медицинская помощь более 56 тыс. больным, в том числе 18 тыс. детям. В лагерях переселенцев на территории Ингушетии и Чечни работают 128 специалистов службы медицины катастроф, из федерального резерва направлено более 64 тонн грузов медицинскою назначения на сумму 12,5 млн. руб

Предполагается дальнейшее увеличение медицинской помощи пострадавшему населению и по восстановлению здравоохранения Чеченской Республики.

Основные положения по оборонным вопросам, изложенные в «Концепции о национальной безопасности Российской Федерации», выдвинули необходимость подготовки ВСМК к деятельности в военное время. Решение этой проблемы заключается в создании единой службы здравоохранения для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

Особенности медицинского обеспечения в условиях чрезвычайных ситуаций Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Усков В. М., Усков М. В., Усков В. В.

Особенности медицинского обеспечения в условиях чрезвычайных ситуаций

Основные задачи службы медицины катастроф в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени

Принципы медицинской эвакуации населения при чрезвычайных ситуациях

Планирование управленческой деятельности медицинской организации при санитарно-эпидемиологической катастрофе

Планирование управленческой деятельности медицинской организации при санитарно-эпидемиологической катастрофе

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности медицинского обеспечения в условиях чрезвычайных ситуаций »

Особенности медицинского обеспечения

в условиях чрезвычайных ситуаций

Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж

Усков М. В., Усков В. В.,

«Воронежская городская клиническая больница № 3», г. Воронеж

Вторая половина прошедшего и начало текущего столетия охарактеризовались только социальными и экономическими потрясениями, но также тяжёлыми антропогенными и природными катаклизмами. Землетрясения, извержения вулканов, наводнения, ураганы и другие стихийные бедствия, а также войны были постоянными спутниками человеческой истории. При этом отмечается тенденция роста числа и масштабов техногенных катастроф. Увеличивается количество человеческих жертв, размеры материального ущерба, ухудшается экологическая обстановка.

Потери населения при чрезвычайных ситуациях (ЧС) часто приобретают массовый характер. Катастрофы в этом случае проявляются как острейшая форма социальной патологии вообще и медико-санитарной проблемы в особенности. Поэтому не случайно довольно часто катастрофы определяются как чрезвычайные события в жизни человека и общества, в природе, резко меняющие состояние благополучия, повседневной деятельности, обычного течения жизни, сопровождающиеся массовой гибелью людей и возникновением народных бедствий.

Последнее обстоятельство послужило основной причиной создания в России службы экстренной медицинской помощи населению в чрезвычайных ситуациях. Для здравоохранения понятие «чрезвычайная ситуация» обозначает обстановку, сложившуюся на объекте (в зоне) в результате аварии, катастрофы, опасного природного явления, эпидемии, военного конфликта и других бедствий, характеризующуюся наличием или возможностью появления среди населения значительного числа поражённых (больных), резким ухудшением условий жизнедеятельности населения и необходимостью применения особой организации медико-санитарного обеспечения.

Созданная в системе здравоохранения служба медицины катастроф, предопределила подготовку всего медицинского персонала здравоохранения и других отраслей экономики к действиям в необычных (чрезвычайных) условиях.

Анализ медико-санитарных последствий катастроф, произошедших на территории нашей страны, свидетельствует о необходимости приобретения и пополнения медиками знаний не только о предполагаемой патологии в очагах различных видов катастроф, основах оказания экстренной медицинской помощи поражённым, но и об организации такой помощи в необычных условиях деятельности здравоохранения.

Под чрезвычайной ситуацией подразумевается обстановка, сложившаяся в результате катастрофы, при которой число поражённых, нуждающихся в экс-

тренной медицинской помощи, превосходит возможности своевременного её оказания силами и средствами местного здравоохранения, и требуется привлечение их извне, а также изменение форм и методов повседневной работы медицинских учреждений и персонала. То есть, потребность населения в медицинской помощи значительно превосходит возможности здравоохранения территории в её удовлетворении.

Непосредственному воздействию поражающих факторов ЧС могут также подвергнуться медицинские силы и средства, учреждения здравоохранения, находящиеся в непосредственной близости от зоны ЧС, в результате чего происходит снижение возможностей здравоохранения по медицинскому обеспечению населения и требует привлечения дополнительных медицинских сил и средств ряда министерств и ведомств, центров медицины катастроф, организации взаимодействия и манёвра ими.

На организацию системы медицинского обеспечения оказывают влияние характер и масштабы ЧС, количество и структура санитарных потерь, санитар-но-эпидемическая и экологическая обстановка, степень выхода из строя медицинских сил и средств в зоне ЧС, состояние материально-технической базы медицинской службы, уровень развития медицинской науки и др. В формировании системы медицинского обеспечения особое значение придаётся созданию рациональной группировки сил и средств медицинской службы, как в районах их постоянной дислокации, так и в районах оперативного предназначения. К числу таких сил следует отнести структурные элементы Всероссийской службы медицины катастроф, медицинской службы гражданской обороны, медицинской службы вооружённых сил РФ. Возможность возникновения массовых санитарных потерь при ЧС, потерь сил и средств органов здравоохранения, ухудшения эколого-гигиенической обстановки на пострадавшей территории обусловят некоторую перестройку организационно-тактических форм работы органов здравоохранения в этих условиях. Решение задач медицинского обеспечения в условиях возникшей ЧС может решаться при включении медицинских сил в состав общей группировки сил гражданской обороны и группировки войск, а также в составе сил РСЧС.

Принятию решения предшествует уяснение задачи и оценка медицинской обстановки, что значит определить роль и место медицинской службы в составе общей группировки сил при решении поставленной задачи с учётом конкретной оперативно-тактической обстановки. Оценка медицинской обстановки заключается в сопоставлении объёма работ и возможностей службы по их выполнению, что позволяет выработать наиболее целесообразное решение на организацию медицинского обеспечения.

Оценка медицинской обстановки должна проводиться с учётом тактической, радиационной, химической, инженерной, пожарной, бактериологической (эпидемической) обстановкой и других факторов, которые могут оказать существенное влияние на деятельность медицинской службы, а также с учётом медико-тактической характеристики возникшего очага поражения.

Правильное и обоснованное решение, направленное на организацию медицинского обеспечения пострадавших в очаге массового поражения, может быть

принято в результате анализа медико-тактической обстановки, предусматривающей выявление совокупности факторов и условий, которые могут повлиять на своевременность и эффективность медицинского обеспечения.

Персональная ответственность за выполнение задач возлагается на председателя комиссии по ЧС, начальника территориальных и региональных штабов, центров ГОЧС. На первом этапе ответственность за организацию медицинской помощи возлагается на начальника службы медицины катастроф на территории. На втором этапе медицинской эвакуации в учреждениях здравоохранения, расположенных за пределами очага катастрофы, осуществляется массовый приём и оказание экстренной квалифицированной и специализированной медицинской помощи поражённым и лечение их до окончательного исхода. Персональная ответственность за выполнение задач второго этапа возлагается на начальника службы медицины катастроф субъектов РФ.

Таким образом, комплексное влияние указанных факторов и принципов является определяет не только физическое состояние системы службы медицины катастроф, но и её функциональные возможности по эффективному выполнению мероприятий по ликвидации медицинских последствий ЧС.

1. Усков В. М., Основные задачи службы медицины катастроф в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени /В. М. Усков, М. В. Усков // Вестник Воронеж. гос. техн. ун-та. Т. 6. № 5. 2010. — С. 23-26

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *