Какие службы входят в систему обеспечения безопасности человека
Перейти к содержимому

Какие службы входят в систему обеспечения безопасности человека

  • автор:

Статья 12. Силы и средства обеспечения безопасности

Федеральным законом от 26 июня 2008 г. N 103-ФЗ в статью 12 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

Статья 12. Силы и средства обеспечения безопасности

Силы и средства обеспечения безопасности создаются и развиваются в Российской Федерации в соответствии с решениями Верховного Совета Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, краткосрочными и долгосрочными федеральными программами обеспечения безопасности.

Силы обеспечения безопасности включают в себя: Вооруженные Силы, федеральные органы безопасности, органы внутренних дел, внешней разведки, обеспечения безопасности органов законодательной, исполнительной, судебной властей и их высших должностных лиц, налоговой службы; Государственную противопожарную службу, органы службы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, формирования гражданской обороны; внутренние войска; органы, обеспечивающие безопасное ведение работ в промышленности, энергетике, на транспорте и в сельском хозяйстве; службы обеспечения безопасности средств связи и информации, таможенные органы, природоохранительные органы, органы охраны здоровья населения и другие государственные органы обеспечения безопасности, действующие на основании законодательства.

Службы Министерства безопасности Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, иных органов исполнительной власти, использующие в своей деятельности специальные силы и средства, действуют только в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством.

Руководители органов обеспечения безопасности в соответствии с законодательством несут ответственность за нарушение установленного порядка их деятельности.

Руководство государственными органами обеспечения безопасности Раздел III. >>
Совет безопасности Российской Федерации (ст.ст. 13 — 19)
Содержание
Закон РФ от 5 марта 1992 г. N 2446-I «О безопасности» (с изменениями и дополнениями) (утратил силу)

Система обеспечения безопасности в Российской Федерации

Безопасность личности, общества, государства как субъектов обеспечения безопасности достигается путем проведения единой государственной политики в области ее обеспечения, системой мер политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам субъектов.

В соответствии с российским законодательством систему безопасности РФ образуют органы законодательной, исполнительной и судебной власти, государственные, общественные и иные организации и объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности и соответствии с законом, а также законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности (рис. 2.2).

Система безопасности РФ

Рис. 2.2. Система безопасности РФ

В соответствии с законодательством в системе исполнительной власти формируются государственные органы обеспечения безопасности для непосредственного выполнения функций по обеспечению безопасности.

Важное место в системе безопасности занимают силы и средства обеспечения безопасности, которые создаются и находят свое дальнейшее развитие в соответствии с решениями высших органов законодательной власти РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ и долгосрочными федеральными программами обеспечения безопасности.

На государственном уровне согласно законодательству РФ силы и средства обеспечения безопасности РФ включают в себя ряд структур и органов:

  • • Вооруженные Силы РФ;
  • • федеральные органы государственной безопасности;
  • • органы внутренних дел и внутренние войска;
  • • службы обеспечения безопасности органов законодательной, исполнительной, судебных властей и их высших должностных лиц;
  • • службы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и формирования гражданской обороны;
  • • пограничную службу ФСБ России;
  • • органы, обеспечивающие безопасность ведения работ в промышленности, энергетике, на транспорте и в сельском хозяйстве;
  • • службы обеспечения безопасности средств связи и информации;
  • • систему таможенных органов Федеральной таможенной службы;
  • • службы внешней разведки РФ;
  • • инспекции Федеральной налоговой службы РФ;
  • • природоохранные органы управления и контроля в области охраны окружающей среды;
  • • органы в сфере охраны здоровья граждан и др.

Общественным организациям и коммерческим структурам в соответствии с действующим законодательством РФ разрешается иметь собственные службы обеспечения безопасности.

Каждая конкретная ситуация, в зависимости от целого ряда обстоятельств и прежде всего от характера и масштабов опасностей или угроз, определяет выбор тех или иных средств обеспечения безопасности, выбор которых должен быть адекватен угрожающей опасности или угрозе.

Значимую роль в определении государственной стратегии и координации деятельности всех органов обеспечения безопасности играет Совет Безопасности Российской Федерации (далее – Совет Безопасности), который является конституционным органом, осуществляющим подготовку решений Президента РФ в области обеспечения безопасности (разд. III Закона о безопасности).

Совет Безопасности в рамках своей деятельности рассматривает следующие вопросы:

  • • вопросы внутренней и внешней политики РФ в области обеспечения безопасности;
  • • стратегические проблемы государственной, экономической, общественной, оборонной, информационной, экологической и иных видов безопасности;
  • • вопросы охраны здоровья населения;
  • • вопросы прогнозирования, предотвращения чрезвычайных ситуаций и преодоления их последствий;
  • • вопросы обеспечения стабильности и правопорядка.

Совет Безопасности для реального обеспечения безопасности

России воплощает необходимое единство исполнительной и законодательной власти, координирует деятельность всех органов, ведомств, структур, сил и средств по выработке и проведению единой государственной политики безопасности.

Являясь советом первых лиц государства, несущих ответственность за защиту его жизненно важных интересов в различных сферах, этот орган призван объединять и уточнять в подготавливаемых им решениях Президента РФ весь многообразный спектр задач по обеспечению безопасности.

Положение о Совете Безопасности РФ, утвержденное Указом Президента РФ от 6 мая 2011 г. № 590, определяет основные задачи данного органа:

  • • определение жизненно важных интересов личности, общества и государства, выявление внутренних и внешних угроз объектам безопасности;
  • • разработка основных направлений стратегии обеспечения безопасности РФ и организация подготовки федеральных программ ее обеспечения;
  • • подготовка рекомендаций Президенту РФ для принятия решений по вопросам внутренней и внешней политики России в области обеспечения безопасности личности, общества и государства;
  • • подготовка оперативных решений по предотвращению чрезвычайных ситуаций, которые могут повлечь существенные социально-политические, экономические, военные, экологические и иные последствия, и по организации их ликвидации;
  • • подготовка предложений Президенту РФ о введении, продлении или отмене чрезвычайного положения;
  • • разработка предложений по координации деятельности органов исполнительной власти в процессе реализации принятых решений в области обеспечения безопасности и оценка их эффективности;
  • • совершенствование системы обеспечения безопасности путем разработки предложений по реформированию существующих либо созданию новых органов, обеспечивающих безопасность личности, общества и государства.

Для обеспечения деятельности Совета Безопасности по определенным выше задачам в аппарате имеются следующие подразделения:

  • • управление проблем государственной и общественной безопасности;
  • • управление проблем международной безопасности;
  • • управление проблем в социально-экономической сфере;
  • • управление оборонно-промышленной безопасности;
  • • управление военной безопасности;
  • • управление проблем безопасности в Северо-Кавказском регионе;
  • • управление проблем информационной безопасности.

Органы безопасности по своим функциональным задачам,

содержанию деятельности, положению и роли в системе государственного управления подразделяются на следующие виды:

  • • специальные службы;
  • • правоохранительные органы;
  • • силовые министерства.

Специальные службы предназначены для обеспечения высших органов государственного управления конфиденциальной информацией, противодействия разведывательно-подрывной деятельности иностранных государств, террористических группировок и иных враждебных инфраструктур, проведения специальных операций против них, но не участвуют в управлении государством.

К специальным службам относятся:

  • • Служба внешней разведки РФ;
  • • органы разведки МО России;
  • • органы контрразведки и спецподразделения ФСБ России;
  • • оперативно-розыскные и спецподразделения МВД России и др.

Спецслужбы используют в своей практической деятельности специфические формы и методы, такие как разведка и контрразведка, спецсредства, спецподразделения, спецоперации, агентура и др., которые, как правило, не применяются другими государственными органами.

Деятельность спецслужб требует жесткой законодательной регламентации и контроля со стороны правительственных органов и общества, так как является наиболее острым инструментом обеспечения безопасности.

Правоохранительные органы входят в механизм государственного управления и обладают правом осуществлять правоохранительную деятельность по защите прав и свобод граждан, общественных и государственных институтов от противоправных посягательств, а также контроль за их деятельностью.

К правоохранительным органам относятся:

  • • судебные органы;
  • • органы прокуратуры;
  • • органы МВД России;
  • • органы юстиции;
  • • органы Федеральной службы безопасности РФ;
  • • таможенные органы;
  • • негосударственные организации обеспечения правопорядка;
  • • адвокатура;
  • • нотариат;
  • • частные охранные и детективные структуры и др.

Силовые ведомства включены в систему государственного управления и являются основными в сфере обеспечения того или иного направления безопасности.

К ним относятся:

  • • Министерство обороны РФ;
  • • Министерство внутренних дел РФ;
  • • Генеральная прокуратура РФ;
  • • Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
  • • Министерство юстиции РФ;
  • • Федеральная служба безопасности;
  • • Федеральная служба охраны;
  • • Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков;
  • • Федеральная таможенная служба;
  • • Федеральная миграционная служба.

Составной частью сил обеспечения безопасности являются органы Федеральной службы безопасности, деятельность которых основывается на положениях Федерального закона от 3 апреля 1995 г. № 40 «О федеральной службе безопасности». Согласно ст. 1 и 2 указанного Закона Федеральная служба безопасности есть единая централизованная система органов Федеральной службы безопасности, осуществляющая решение в пределах своих полномочий задач по обеспечению безопасности РФ.

Деятельность органов Федеральной службы безопасности осуществляется по следующим основным направлениям:

  • • контрразведывательная деятельность;
  • • борьба с преступностью и террористической деятельностью;
  • • разведывательная деятельность;
  • • пограничная деятельность;
  • • обеспечение информационной безопасности.

В системе органов обеспечения безопасности РФ важное место отводится внешней разведке. Вопросы правового регулирования деятельности специальных служб всегда привлекали внимание, так как ранее эта деятельность осуществлялась в соответствии с закрытыми нормативными правовыми актами, что создавало определенный ореол таинственности и всемогущества вокруг органов внешней разведки. В настоящее время далеко не все правовые аспекты деятельности органов внешней разведки РФ получили огласку, так как некоторые из них раскрывают организацию, тактику, методы и средства разведывательной деятельности, а также силы разведки и их состав.

Деятельность органов внешней разведки реализуется на основании Федерального закона от 10 января 1996 г. № 5-ФЗ «О внешней разведке». Внешняя разведка РФ как совокупность специально создаваемых государством органов – органов внешней разведки РФ – является составной частью сил обеспечения безопасности РФ и призвана защищать безопасность личности, общества и государства от внешних угроз с использованием определенных методов и средств.

Система органов внешней разведки включает:

  • • Службу внешней разведки РФ;
  • • органы внешней разведки Министерства обороны РФ.

Основными целями разведывательной деятельности являются:

  • • добывание информации о действиях, планах и намерениях иностранных государств, организаций и отдельных лиц, затрагивающих жизненно важные интересы российского государства;
  • • обеспечение безопасности учреждений РФ, находящихся за пределами ее территории, командированных за границу граждан России, имеющих по роду своей деятельности допуск к сведениям, составляющим государственную тайну;
  • • обеспечение собственной безопасности, через осуществление оперативно-розыскной деятельности в соответствии с Федеральным законом от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативнорозыскной деятельности».

В систему органов безопасности включены также федеральные органы государственной охраны, основывающие свою деятельность на положениях Федерального закона от 27 мая 1996 г. № 57-ФЗ «О государственной охране» (далее – Закон о государственной охране).

Государственная охрана определена как функция федеральных органов государственной власти в сфере обеспечения безопасности объектов государственной охраны, осуществляемая на основе совокупности правовых, организационных, охранных, режимных, оперативно-розыскных, технических и иных.

Государственную охрану осуществляет Федеральная служба охраны РФ.

На основании ст. 13 Закона о государственной охране определены основные задачи Федеральной службы охраны РФ:

  • • прогнозирование и выявление угрозы жизненно важным интересам объектов государственной охраны, осуществление комплекса мер по предотвращению этой угрозы;
  • • обеспечение безопасности объектов государственной охраны в местах постоянного и временного пребывания и на трассах проезда;
  • • обеспечение в пределах своих полномочий организации и функционирования президентской связи;
  • • участие в пределах своих полномочий в борьбе с терроризмом;
  • • защита охраняемых объектов;
  • • выявление, предупреждение и пресечение преступлений и иных правонарушений на охраняемых объектах.

Систему органов федеральной фельдъегерской связи представляет Государственная фельдъегерская служба РФ. Организация и деятельность данного органа исполнительной власти регулируются Положением о Государственной фельдъегерской службе Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 13 августа 2004 г. № 1074).

Существенную роль в предотвращении терроризма и обеспечении борьбы с ним играет Национальный антитеррористический комитет (НАК), который является органом, обеспечивающим координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по противодействию терроризму, а также осуществляющим подготовку соответствующих предложений Президенту РФ.

НАК включает в себя следующие структурные компоненты:

  • • управление координации деятельности по профилактике терроризма;
  • • управление координации деятельности по борьбе с терроризмом;
  • • информационно-аналитическое управление;
  • • информационный центр НАК.

Управление координации деятельности по профилактике терроризма занимается координацией и контролем деятельности антитеррористических комиссий в субъектах РФ, международным сотрудничеством в области противодействия терроризму, разработкой общегосударственных мер по профилактике терроризма, такими как нормативно-правовая база в области противодействия терроризму, защищенность населения и критически важных объектов, противодействие финансирования терроризма, ликвидация и минимизация последствий террористического акта и реабилитация лиц, пострадавших от террористических актов.

Управление координации деятельности по борьбе с терроризмом осуществляет организацию оперативного реагирования на террористические угрозы, планирует применение сил и средств оперативных штабов при проведении контртеррористической операции, организует оперативно-тактические и командно-штабные учения по пресечению террористических актов, организует обеспечение Федерального оперативного штаба.

Информационно-аналитическое управление занимается аналитической деятельностью в сфере противодействия терроризму, проводит разработку и сопровождение автоматизированных информационных систем в сфере противодействия терроризму, проводит управление реализацией федеральной целевой программы «Антитеррор».

Информационный центр НАК регулирует обеспечение функционирования системы оперативного информирования населения через средства массовой информации (СМИ) о принимаемых мерах при совершении (угрозе совершения) террористического акта, а также иных преступлений террористической направленности, проводит организацию взаимодействия со СМИ в области информационно-пропагандистского сопровождения деятельности НАК, реализует противодействие распространению среди населения искаженной или недостоверной (ложной) информации о преступлениях террористической направленности и событиях в области противодействия терроризму и организационное и информационно-аналитическое обеспечение функционирования Межведомственной группы по информационному сопровождению деятельности НАК.

Важнейшим звеном системы безопасности России являются органы внутренних дел и внутренние войска. Руководство деятельностью этих органов осуществляет Министерство внутренних дел РФ, в его состав входят:

  • • министерства внутренних дел республик;
  • • главные управления и управления внутренних дел других субъектов РФ;
  • • управления и отделы внутренних дел районов, городов, городских районов, закрытых административно-территориальных образований;
  • • управления внутренних дел на железнодорожном, воздушном и водном транспорте;
  • • управления (отделы) на особо важных и режимных объектах;
  • • региональные управления по борьбе с организованной преступностью и др.;
  • • внутренние войска.

Основными задачами органов внутренних дел РФ являются: разработка и принятие мер по защите прав и свобод граждан России, защите объектов независимо от форм собственности, обеспечению общественного порядка и безопасности и организация мероприятий по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, выявлению, раскрытию и расследованию преступлений.

В задачи министерства входят:

  • • разработка общей стратегии государственной политики в установленной сфере деятельности;
  • • совершенствование нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности;
  • • обеспечение в пределах своих полномочий защиты прав и свобод человека и гражданина;
  • • организация в пределах своих полномочий предупреждения, выявления, пресечения, раскрытия и расследования преступлений, а также предупреждения и пресечения административных правонарушений;
  • • обеспечение охраны общественного порядка;
  • • обеспечение безопасности дорожного движения;
  • • организация и осуществление государственного контроля за оборотом оружия;
  • • организация в соответствии с законодательством РФ государственной охраны имущества и организации;
  • • управление органами внутренних дел РФ и внутренними войсками МВД России, организация их деятельности.

Правовой основой деятельности органов внутренних дел является Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции».

Основным нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере оборота наркотических средств, является Федеральный закон от 8 января 1998 г. № З-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах». В соответствии со ст. 41 упомянутого Закона противодействие незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров осуществляют Генеральная прокуратура РФ, федеральный орган исполнительной власти по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, федеральный орган исполнительной власти в области внутренних дел, федеральный орган исполнительной власти по таможенным делам, Федеральная служба безопасности, Федеральная служба внешней разведки,

федеральный орган исполнительной власти в области здравоохранения, а также другие федеральные органы исполнительной власти в пределах предоставленных им Правительством РФ полномочий.

Координация деятельности в области противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров осуществляется Федеральной службой РФ по контролю за оборотом наркотиков, правовую основу организации и деятельности которой составляет Указ Президента РФ от 28 июля 2004 № 976, утверждающий Положение о Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков.

Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту.

ФСКН России специально уполномочена на решение задач в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту.

Основными задачами ФСКН России являются:

  • • обеспечение контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и осуществление мер по противодействию их незаконному обороту;
  • • выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и предварительное расследование преступлений, а также осуществление производства по делам об административных правонарушениях, которые отнесены законодательством РФ соответственно к подследственности либо к компетенции органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (далее – органы наркоконтроля);
  • • координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту;
  • • участие в разработке и реализации государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту;
  • • создание и ведение единого банка данных по вопросам, касающимся оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также противодействия их незаконному обороту;
  • • осуществление в соответствии с международными договорами РФ взаимодействия и информационного обмена с международными организациями и компетентными органами иностранных государств в области противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также представление интересов Российской Федерации по вопросам противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров в международных организациях.

К основным полномочиям ФСКН России можно отнести следующие:

  • • осуществление координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по организации исполнения законодательства РФ о наркотических средствах, а также о противодействии их незаконному обороту;
  • • организация и осуществление разработки федеральных целевых программ в сфере контроля за оборотом наркотических средств, а также в области противодействия их незаконному обороту, участие в реализации этих программ;
  • • осуществление нормативно-правового регулирования в сфере оборота наркотических средств на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных и федеральных законов.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим руководство и координацию работ в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, является Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).

МЧС России является одним из силовых ведомств, проводимые мероприятия, силы и средства которого являются составной частью, одной из важнейших звеньев всей системы обеспечения безопасности России.

Одной из основных задач МЧС России является обеспечение функционирования и дальнейшего развития Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), которая призвана решать широкий круг задач по обеспечению безопасности, носящих общегосударственный характер и охватывающих все стороны жизнедеятельности государства.

Какие службы входят в систему обеспечения безопасности города? Просто готовлюсь к промежуточной аттестации!

милиция, служба городского пассажирского транспорта, служба газа;
«скорая помощь» , служба спасения, милиция;
пожарная охрана, служба связи, городская спра­вочная служба.

Остальные ответы

«скорая помощь» , служба спасения, милиция;

Похожие вопросы

Ваш браузер устарел

Мы постоянно добавляем новый функционал в основной интерфейс проекта. К сожалению, старые браузеры не в состоянии качественно работать с современными программными продуктами. Для корректной работы используйте последние версии браузеров Chrome, Mozilla Firefox, Opera, Microsoft Edge или установите браузер Atom.

Статья 8

Статья 8. Внести в Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 15, ст. 1269; 2000, N 1, ст. 9; N 46, ст. 4537; 2002, N 19, ст. 1794; N 30, ст. 3033; 2003, N 2, ст. 156) следующие изменения и дополнения:

1. Наименование изложить в следующей редакции: «О федеральной службе безопасности».

2. Преамбулу изложить в следующей редакции:

«Настоящий Федеральный закон определяет назначение, состав, правовые основы и принципы деятельности федеральной службы безопасности, направления деятельности, полномочия, силы и средства органов федеральной службы безопасности, а также порядок контроля и надзора за деятельностью органов федеральной службы безопасности.».

3. Статьи 1 — 7 изложить в следующей редакции:

«Статья 1. Федеральная служба безопасности и ее назначение

Федеральная служба безопасности — единая централизованная система органов федеральной службы безопасности и пограничных войск, осуществляющая решение в пределах своих полномочий задач по обеспечению безопасности Российской Федерации.

Руководство деятельностью федеральной службы безопасности осуществляется Президентом Российской Федерации.

Управление федеральной службой безопасности осуществляется руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности через указанный федеральный орган исполнительной власти и его территориальные органы. Руководитель федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации.

Статья 2. Органы федеральной службы безопасности

К органам федеральной службы безопасности относятся:

федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности;

управления (отделы) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности по отдельным регионам и субъектам Российской Федерации (территориальные органы безопасности);

управления (отделы) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях, а также в их органах управления (органы безопасности в войсках);

управления (отделы, отряды) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности по пограничной службе (пограничные органы). В подчинении пограничных органов находятся пограничные войска;

другие управления (отделы) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, осуществляющие отдельные полномочия данного органа или обеспечивающие деятельность органов федеральной службы безопасности и пограничных войск (другие органы безопасности);

авиационные подразделения, центры специальной подготовки, подразделения специального назначения, предприятия, образовательные учреждения, научно-исследовательские, экспертные, судебно-экспертные, военно-медицинские и военно-строительные подразделения и иные учреждения и подразделения, предназначенные для обеспечения деятельности федеральной службы безопасности.

Территориальные органы безопасности, органы безопасности в войсках, пограничные органы и другие органы безопасности являются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности и находятся в его прямом подчинении.

Федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности, территориальные органы безопасности, органы безопасности в войсках и пограничные органы могут иметь в своем составе подразделения, непосредственно реализующие основные направления деятельности органов федеральной службы безопасности, управленческие и обеспечивающие функции.

Абзац утратил силу. — Федеральный закон от 07.03.2005 N 15-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

Создание органов и войск федеральной службы безопасности, не предусмотренных настоящим Федеральным законом, не допускается.

В органах федеральной службы безопасности и пограничных войсках запрещаются создание структурных подразделений политических партий и деятельность политических партий, общественных движений, преследующих политические цели, а также ведение политической агитации и предвыборных кампаний.

Статья 3. Федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности

Федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности создает свои территориальные органы, организует деятельность указанных органов и пограничных войск, издает в пределах своих полномочий нормативные акты и непосредственно реализует основные направления деятельности органов федеральной службы безопасности и пограничных войск.

При федеральном органе исполнительной власти в области обеспечения безопасности действует Академия криптографии Российской Федерации. Устав Академии криптографии Российской Федерации утверждается Президентом Российской Федерации.

Статья 4. Правовая основа деятельности федеральной службы безопасности

Правовую основу деятельности федеральной службы безопасности составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации.

Деятельность федеральной службы безопасности осуществляется также в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Статья 5. Принципы деятельности федеральной службы безопасности

Деятельность федеральной службы безопасности осуществляется на основе следующих принципов:

уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина;

единство системы органов федеральной службы безопасности и пограничных войск, а также централизация управления ими;

конспирация, сочетание гласных и негласных методов и средств деятельности.

Статья 6. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина в деятельности федеральной службы безопасности

Государство гарантирует соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении федеральной службой безопасности своей деятельности. Не допускается ограничение прав и свобод человека и гражданина, за исключением случаев, предусмотренных федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Лицо, полагающее, что органами федеральной службы безопасности, пограничными войсками либо их должностными лицами нарушены его права и свободы, вправе обжаловать действия указанных органов, войск и должностных лиц в вышестоящий орган федеральной службы безопасности, прокуратуру или суд.

Государственные органы, предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности, а также общественные объединения и граждане вправе в соответствии с законодательством Российской Федерации получать разъяснения и информацию от органов федеральной службы безопасности и пограничных войск в случае ограничения своих прав и свобод.

Государственные органы, предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности, а также общественные объединения и граждане вправе требовать от органов федеральной службы безопасности и пограничных войск возмещения материального ущерба и морального вреда, причиненного действиями должностных лиц органов федеральной службы безопасности и пограничных войск при исполнении ими служебных обязанностей.

Полученные в процессе деятельности органов федеральной службы безопасности и пограничных войск сведения о частной жизни, затрагивающие честь и достоинство гражданина или способные причинить вред его законным интересам, не могут сообщаться органами федеральной службы безопасности и пограничными войсками кому бы то ни было без добровольного согласия гражданина, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

В случае нарушения сотрудниками органов федеральной службы безопасности прав и свобод человека и гражданина руководитель соответствующего органа федеральной службы безопасности, прокурор или судья обязаны принять меры по восстановлению этих прав и свобод, возмещению причиненного ущерба и привлечению виновных к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.

Должностные лица органов федеральной службы безопасности и пограничных войск, допустившие злоупотребление властью или превышение служебных полномочий, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Статья 7. Защита сведений о федеральной службе безопасности

Граждане Российской Федерации, принимаемые на военную службу (работу) в органы федеральной службы безопасности, а также допускаемые к сведениям об органах федеральной службы безопасности, проходят процедуру оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, если иной порядок не предусмотрен законодательством Российской Федерации. Такая процедура включает в себя принятие обязательства о неразглашении указанных сведений.

Абзац утратил силу. — Федеральный закон от 07.03.2005 N 15-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

Граждане Российской Федерации, допущенные к сведениям об органах федеральной службы безопасности или о пограничных войсках, составляющим государственную тайну, несут за их разглашение ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Документы и материалы, содержащие сведения о кадровом составе органов федеральной службы безопасности, лицах, оказывающих или оказывавших им содействие на конфиденциальной основе, а также об организации, о тактике, методах и средствах осуществления органами федеральной службы безопасности контрразведывательной, разведывательной и оперативно-розыскной деятельности, подлежат хранению в архивах органов федеральной службы безопасности.

Материалы архивов федеральной службы безопасности, представляющие историческую, научную ценность и рассекречиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, передаются на хранение в архивы федерального органа исполнительной власти в области архивного дела в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.».

4. Дополнить статьей 7.1 следующего содержания:

«Статья 7.1. Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности федеральной службы безопасности

Земельные участки и имущество органов федеральной службы безопасности и пограничных войск (в том числе здания, сооружения, оборудование), созданное (создаваемое) или приобретенное (приобретаемое) за счет средств федерального бюджета и иных средств, являются федеральной собственностью.

Материально-техническое обеспечение органов федеральной службы безопасности и пограничных войск, создание обеспечивающей инфраструктуры в федеральной службе безопасности осуществляются за счет средств федерального бюджета, выделяемых на содержание органов федеральной службы безопасности и пограничных войск, и иных средств, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Органы федеральной службы безопасности и пограничные войска без лицензирования разрабатывают, создают, приобретают и используют средства вооружения и оснащения, включая специальные технические и иные средства, приобретают и используют боевое оружие, принятое на вооружение органов федеральной службы безопасности и пограничных войск решением Правительства Российской Федерации, а также другое служебное и гражданское оружие и боеприпасы к нему.

Продажа, передача, вывоз с территории Российской Федерации и ввоз на территорию Российской Федерации средств вооружения и оснащения, включая специальные технические и иные средства, огнестрельного оружия и боеприпасов к нему, которые могут использоваться органами федеральной службы безопасности и пограничными войсками, осуществляются органами федеральной службы безопасности в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Нормы обеспечения основными образцами (системами, комплексами) вооружения, военной и специальной техники, нормы расхода моторесурсов и горючего, а также порядок принятия на вооружение, приобретения, учета, хранения, выдачи, ремонта и списания образцов (систем, комплексов) вооружения, военной и специальной техники, порядок подготовки органов федеральной службы безопасности и пограничных войск к действиям, связанным с применением образцов (систем, комплексов) вооружения, военной и специальной техники, устанавливаются руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности в соответствии с утверждаемыми Правительством Российской Федерации перечнем основных образцов (систем, комплексов) вооружения, военной и специальной техники, порядком и нормами материально-технического обеспечения органов федеральной службы безопасности и пограничных войск.

Строительство, реконструкция или предоставление объектов, предназначенных для расквартирования органов федеральной службы безопасности и пограничных войск, осуществляются в соответствии с порядком и нормами, установленными Правительством Российской Федерации для военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации (с учетом особенностей, определяемых руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности), за счет средств федерального бюджета, а также средств организаций, по инициативе которых осуществляется строительство или реконструкция указанных объектов.

Органы федеральной службы безопасности и пограничные войска могут иметь служебный жилищный фонд, формируемый в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Предприятия, учреждения и организации, созданные или создаваемые для обеспечения деятельности федеральной службы безопасности, осуществляют свою деятельность без лицензирования и приватизации не подлежат.

Органы федеральной службы безопасности и пограничные войска вправе принимать в соответствии с законодательством Российской Федерации во владение и в пользование от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, граждан Российской Федерации транспортные средства и иное имущество, необходимые для выполнения задач, возложенных на указанные органы и войска федеральным законодательством. Порядок использования указанного имущества определяется руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.

Абзац утратил силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. 29.12.2004).

(см. текст в предыдущей редакции)

Земля и другие природные ресурсы используются органами федеральной службы безопасности и пограничными войсками в соответствии с федеральным законодательством. Органы федеральной службы безопасности и пограничные войска освобождаются от всех форм платы за землю и использование природных ресурсов.».

5. Статью 8 изложить в следующей редакции:

«Статья 8. Направления деятельности органов федеральной службы безопасности

Деятельность органов федеральной службы безопасности осуществляется по следующим основным направлениям:

борьба с преступностью и террористической деятельностью;

обеспечение информационной безопасности.

Иные направления деятельности органов федеральной службы безопасности определяются федеральным законодательством.».

6. В части третьей статьи 9 слова «Федеральной службы безопасности Российской Федерации» заменить словами «федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности».

7. Наименование статьи 10 изложить в следующей редакции:

«Статья 10. Борьба с преступностью и террористической деятельностью».

8. Статью 11 изложить в следующей редакции:

«Статья 11. Разведывательная деятельность

Разведывательная деятельность осуществляется органом внешней разведки федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности в соответствии с Федеральным законом «О внешней разведке».

Порядок взаимодействия органа внешней разведки федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности с другими органами внешней разведки Российской Федерации определяется федеральным законодательством и заключаемыми на его основе соглашениями между ними и (или) совместными нормативными правовыми актами.

Порядок проведения разведывательных мероприятий и порядок использования специальных методов и средств при осуществлении разведывательной деятельности устанавливаются нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.».

9. Дополнить статьями 11.1 и 11.2 следующего содержания:

«Статья 11.1. Пограничная деятельность

Направлениями пограничной деятельности являются:

защита и охрана Государственной границы Российской Федерации в целях недопущения противоправного изменения прохождения Государственной границы Российской Федерации, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима Государственной границы Российской Федерации, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации;

защита и охрана экономических и иных законных интересов Российской Федерации в пределах приграничной территории, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации, а также охрана за пределами исключительной экономической зоны Российской Федерации запасов анадромных видов рыб, образующихся в реках Российской Федерации.

Статья 11.2. Обеспечение информационной безопасности

Обеспечение информационной безопасности — деятельность органов федеральной службы безопасности, осуществляемая ими в пределах своих полномочий:

при формировании и реализации государственной и научно-технической политики в области обеспечения информационной безопасности, в том числе с использованием инженерно-технических и криптографических средств;

при обеспечении криптографическими и инженерно-техническими методами безопасности информационно-телекоммуникационных систем, а также систем шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи в Российской Федерации и ее учреждениях, находящихся за пределами Российской Федерации.».

дополнить пунктом «в.1» следующего содержания:

«в.1) осуществлять внешнюю разведывательную деятельность в сфере шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи с территории Российской Федерации;»;

пункт «г» изложить в следующей редакции:

«г) выявлять, предупреждать, пресекать и раскрывать преступления, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законодательством Российской Федерации к ведению органов федеральной службы безопасности, а также осуществлять розыск лиц, совершивших указанные преступления или подозреваемых в их совершении;»;

пункт «ж» изложить в следующей редакции:

«ж) обеспечивать в пределах своих полномочий безопасность в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях, их органах управления и в органах, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, таможенных органах и органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;»;

дополнить пунктом «и.1» следующего содержания:

«и.1) организовывать и обеспечивать безопасность в сфере шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи в Российской Федерации и в пределах своих полномочий в ее учреждениях, находящихся за пределами Российской Федерации;»;

в пункте «л» слова «со Службой внешней разведки Российской Федерации» заменить словами «с федеральным органом исполнительной власти в области внешней разведки»;

пункт «м» изложить в следующей редакции:

«м) осуществлять в пределах своих полномочий меры по обеспечению защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, защиты и охраны экономических и иных законных интересов Российской Федерации в пределах приграничной территории, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации, а также меры по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов;»;

пункт «т» изложить в следующей редакции:

«т) осуществлять профессиональное образование.».

дополнить пунктом «а.1» следующего содержания:

«а.1) использовать специальные методы и средства при осуществлении контрразведывательной и разведывательной деятельности;»;

дополнить пунктом «б.1» следующего содержания:

«б.1) осуществлять специальные операции по пресечению террористической деятельности (оперативно-боевую деятельность), а также создавать и использовать специальные методики и средства для их осуществления;»;

дополнить пунктом «в.1» следующего содержания:

«в.1) осуществлять внешнюю разведывательную деятельность самостоятельно с территории Российской Федерации, а также во взаимодействии с другими органами внешней разведки Российской Федерации и на основе межгосударственных договоров со специальными службами и с правоохранительными органами иностранных государств в сфере шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи путем использования радиоэлектронных средств и методов;»;

дополнить пунктом «ж.1» следующего содержания:

«ж.1) использовать на безвозмездной основе при выполнении служебных задач водное и воздушное пространство Российской Федерации, территории (акватории) аэропортов, аэродромов (посадочных площадок), морских, речных портов независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также получать на безвозмездной основе при выполнении служебных задач обеспечение полетов и кораблевождения;»;

в пункте «м» слово «безвозмездно» заменить словами «на безвозмездной основе», слова «установлен специальный порядок получения информации» заменить словами «установлен запрет на передачу такой информации органам федеральной службы безопасности»;

в пункте «р» слова «Федеральной службы безопасности Российской Федерации» заменить словами «федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности»;

в пункте «ч» слова «службы безопасности.» заменить словами «службы безопасности;»;

дополнить пунктами «ш» — «ю» следующего содержания:

«ш) осуществлять в соответствии со своей компетенцией регулирование в области разработки, производства, реализации, эксплуатации шифровальных (криптографических) средств и защищенных с использованием шифровальных средств систем и комплексов телекоммуникаций, расположенных на территории Российской Федерации, а также в области предоставления услуг по шифрованию информации в Российской Федерации, выявления электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации, в помещениях и технических средствах;

щ) осуществлять государственный контроль за организацией и функционированием криптографической и инженерно-технической безопасности информационно-телекоммуникационных систем, систем шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи, контроль за соблюдением режима секретности при обращении с шифрованной информацией в шифровальных подразделениях государственных органов и организаций на территории Российской Федерации и в ее учреждениях, находящихся за пределами Российской Федерации, а также в соответствии со своей компетенцией контроль за обеспечением защиты особо важных объектов (помещений) и находящихся в них технических средств от утечки информации по техническим каналам;

э) участвовать в определении порядка разработки, производства, реализации, эксплуатации и обеспечения защиты технических средств обработки, хранения и передачи информации ограниченного доступа, предназначенных для использования в учреждениях Российской Федерации, находящихся за ее пределами;

ю) обеспечивать выявление устройств перехвата информации на особо важных объектах (в помещениях) и технических средствах, предназначенных для использования в федеральных органах государственной власти.»;

дополнить новой частью второй следующего содержания:

«Реализовывать иные права, предоставляемые федеральным законодательством органам федеральной службы безопасности.»;

часть вторую считать частью третьей.

в части пятой слова «Директором Федеральной службы безопасности Российской Федерации» заменить словами «руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности», слова «Федеральной службе безопасности Российской Федерации» заменить словами «указанному федеральному органу исполнительной власти»;

в частях шестой и седьмой слова «Директором Федеральной службы безопасности Российской Федерации» заменить словами «руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности».

в части первой слова «Директором Федеральной службы безопасности Российской Федерации» заменить словами «руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности»;

абзац утратил силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. 29.12.2004).

(см. текст в предыдущей редакции)

14. В части первой статьи 19 и части третьей статьи 20 слова «Федеральной службы безопасности Российской Федерации» заменить словами «федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *