Кто организует работу пожарных машин перекачкой
Перейти к содержимому

Кто организует работу пожарных машин перекачкой

  • автор:

2. Организация подачи воды на пожар вперекачку, подвозом и гидроэлеваторными системами

При наличии основных водоисточников на значительном расстоянии от места пожара тушение организуется подвозом воды пожарными или хозяйственными автоцистернами или подачей воды к месту пожара вперекачку. В этих случаях успех в развертывании сил и средств, сосредоточении сил и средств для тушения пожара во многом зависит не только от четких оперативных действий пожарных подразделений, но и от умелых организаторских и тактических способностей командиров, и в первую очередь, начальника тыла, который должен умело организовать работу тыла. Начальник тыла обязан принять необходимые меры по изысканию дополнительных водоисточников, вызову необходи­мого количества различных средств и оборудования.

2.1. Подвоз воды к месту пожара

Подвоз воды к месту пожара организуется таким образом, чтобы работа стволов не нарушалась, т.е. подвоз воды должен быть бесперебойным. Способ заключается в том, что одна автоцистерна обеспечивает подачу воды на пожар, другую заполняют водой, а остальные находятся в пути следования к водоисточнику и к месту пожара.

Организовать подвоз воды к месту пожара — это значит:

1. Организовать работу пункта наполнения водой автоцистерн на водоисточнике.

2. Организовать работу пункта расхода воды на тушение на месте пожара.

3. Произвести расчет требуемого количества автоцистерна для подвоза воды к месту пожара.

Заполнение емкости цистерны водой на пункте наполнения может осуществляться пожарными машинами (мотопомпами, автонасосами, насосными станциями), установленными на водоисточник, от пожарных гидрантов, колонок, при помощи гидроэлеваторов или самостоятельно.

На пункте наполнения должна быть подготовлена удобная площадка для маневра автоцистерн. От автомобиля или мотопомпы, установленной на водоисточник, прокладывают одну-две рукавные линии необходимой длины, к концам которых присоединяют разветвление. От разветвления может быть проложено от одного до трех рабочих заправочных рукавов с жесткими всасывающими рукавами на концах линии во-избежании перелома рукавов при опускании их в горловину цистерны. Для работы на пункте наполнения оставляют одного пожарного, который работает на разветвлении. Наполнение автоцистерны производит водитель прибывшей цистерны и пожарный у разветвления.

Основные схемы организации работы пункта наполнения приведены ниже.

Рис.1. Способы заправки автоцистерн водой при ее подвозе на пожар.

При наличии достаточного количества автоцистерн на пункте расхода воды целесообразно оставить постоянную головную автоцистерну, работающую по подаче воды. Место ее стоянки должно быть удобренным для подъезда автоцистерн, привозящих воду и осуществляющих подпитку головной автоцистерны. Такой способ избавит от излишних маневров и переключений рабочих линий.

При ограниченном количестве автоцистерн целесообразно непосредственно включать в действующую рукавную линию автоцистерну, прибывающую с пункта наполнения. Рабочая линия от напорного патрубка насоса состоит из четырехметрового рукава, разветвления и двух-трех рабочих линий к стволам.

При использовании хозяйственных цистерн, не имеющих насосной установки, производят забор воды из нее при помощи пожарных мотопомп и подают воду к стволам.

Для подвоза воды можно использовать народнохозяйственную технику, имеющую емкость и насосную установку для забора воды и подачи ее на пожар.

Если автоцистерны, применяемые для подвоза воды к месту пожара, имеют разные емкости, расчет количества автоцистерн производится по автоцистерне, имеющей меньшую емкость.

Для четкой организации подвоза воды устанавливают радиосвязь между пунктом наполнения и пунктом расхода.

Рис.2. Варианты подачи воды от автоцистерны на тушение пожара.

Количество автоцистерн для подвоза воды к месту пожара определяется по формуле:

где: А — резерв автоцистерн. При расстоянии от места пожара до водоисточника менее 4 км принимается А=1, более 4км А=2;

τсл — время в пути следования автоцистерны к водоисточнику или обратно, мин;

τзап — время заполнения емкости цистерны водой на пункте наполнения, мин;

τрасх — время расхода воды из цистерны на пункте расхода, мин.

Время в пути следования определяется по формуле:

где: L — расстояние о места пожара до водоисточника, км;

Vср — средняя скорость движения автоцистерны ( в среднем принимается 30 км/ч);

Время заполнения емкости цистерны определяется по формуле:

где: Wц — емкость цистерны, л;

Qн — рабочая производительность насоса, которым заполняют прибывшую на заправку цистерну, или расход воды из пожарной колонки, л / мин.

Время расхода воды из цистерны определяют по формуле:

где: — количество стволов с одинаковыми насадками ( если стволы с различными насадками, их расход суммируется);

— производительность ствола, л/с.

При определении количества автоцистерн, необходимых для подвоза воды, следует помнить, что при работе большого количества стволов на месте пожара нужно организовать работу нескольких пунктов расхода, что приведет к увеличению расчетного количества автоцистерн во столько раз, сколько будет организовано пунктов расхода.

2.2 Перекачка воды к месту пожара.

Подачу воды в перекачку применяют при значительном расстоянии от водоисточника до места пожара, когда напор, развиваемый одним автонасосом, недостаточен для преодоления потерь напора в рукавных линиях для создания рабочих пожарных струй. Кроме того, перекачка может быть применена и в тех случаях, когда, несмотря на близость водоисточника, подъезд к нему для пожарных автомобилей отсутствует, например, при крутых или обрывистых берегах, в заболоченных местах и т.п.

Как показывает практика и проводимые эксперименты, перекачивать воду можно на любые расстояния, по любой пересеченной местности. Все зависит от технических и тактических особенностей подразделений. Исходя из основной задачи пожарных подразделений на пожаре предельные расстояния следует считать такое, на котором развертывание сил и средств с подачей воды в перекачку обеспечивается в минимально короткие сроки, когда к моменту подачи огнетушащего средства пожар не достигнет стадии интенсивного развития. Учитывая техническую оснащенность крупных гарнизонов, предельное расстояние для подачи воды в перекачку можно считать до 5 км. Для гарнизонов, где имеется только один рукавный автомобиль, такое расстояние можно принять до 2 км, а при двух рукавных автомобилях до 3 км.

Перекачка воды может осуществляться различными способами. Однако во всех случаях выбирается такой который в конкретных условиях является более выгодным.

Способами перекачки воды принято считать:

  • перекачка воды из насоса в насос
  • перекачка воды через емкость цистерны пожарной машины
  • перекачка воды из насоса через промежуточную емкость. Кроме того, можно использовать сочетание этих способов в одной системе перекачки.

Рис.3.Схема подачи воды в перекачку из насоса в насос по двум и одной рукавным линиям. Рис.4.Схема подачи воды в перекачку из насоса в цистерну пожарной машины. Рис.5.Схема перекачки воды из насоса через промежуточную емкость. Рис.6.Схема перекачки воды комбинированным способом. При перекачке воды по способу из насоса в насос осуществляется последовательная (по одной рукавной линии) или параллельное (по двум рукавным линиям) подача воды от одного насоса во всасывающий патрубок другого насоса. При организации перекачки воды следует соблюдать определенные условия:

  1. наибольшие по подаче и мощности насос устанавливается на водоисточник;
  2. при перекачке воды способом из насоса в насос для предотвращения сплющивания рукавов всасывающего патрубка последующего насоса необходимо поддерживать напор в линии не менее 10 м. водного столба; при перекачке воды через емкость цистерны пожарной машины 3,5 — 4 м. водного столба; при перекачке воды через промежуточную емкость не менее ее высоты в метрах;
  3. напор на насосах необходимо поддерживать в пределах 90 м. водного столба, обеспечивающий наиболее длительный и устойчивый режим работы насосов; — необходимо иметь радиосвязь между автомобилями и постами контроля за состоянием и контролем рукавных систем;
  4. резерв рукавов создавать из расчета 1 рукав на 100 м. длины магистральной линии.

Расчет необходимого количество автонасосов для организации перекачки воды производиться в следующей последовательности: 1. Определяем способ перекачки; 2. Определяем расстояние от места пожара до водоисточника по количеству рукавов магистральной линии, шт.; где: 1,2 — коэффициентт запаса рукавов, учитывающий рельеф местности и изгибы рукавной линии L — расстояние от места пожара до водоисточника, м; 20 — длина стандартного пожарного рукава, м. 3. Определяем предельное расстояние от головного автомобиля до места пожара (разветвления) по количеству рукавов магистральной линии, шт. где: Нн — допустимый напор на насосе, м.в.ст, принимаем по табл.1 Таблица 1

Рукава Напорные Усиленные Повышенной прочности
Новые 1 категории 2 категории 3 категории 90 80 70 50 100 100 80 60 100 100 80 60

Нразв — напор на разветвлении, м вод ст, принимается на 5-10 м вод ст выше, чем на спрыске ствола; Z — уровень работы стволов по отношению к оси насоса, м; hрук — потери напора в одном рукаве, м вод ст., принимается по таблице 2. Таблица 2

Количество и вид стволов Рук., м вод ст.
диаметр рукава, мм
51 66 77 89
п н п н п н п
1 Б 2 Б или 1 А 3 Б или 1 А и 1 Б 2 Б и 1 А или 2 А 4 Б и 1 А или 3 А 1.5 6.0 14 — — 3.0 12 — — — 0.5 1.7 3.8 6.6 — 1.0 3.8 8.5 15 — 0.2 0.8 1.7 3.0 6.6 0.4 1.5 3.3 6.0 13.2 0.05 0.2 0.5 0.8 1.7

4.Определяем расстояние между насосами, участвующими в перекачке, по количеству рукавов в магистральной линии, шт. — для 1-го способа перекачки (из насоса в насос) — для 2-го способа перекачки воды (через емкость цистерны пожарной машины) где: 10 — напор в рукавной линии при подходе к всасывающему патрубку насоса, м вод ст. 4 — напор в рукавной линии, подходящей в горловину емкости цистерны, м вод ст. Z — подъем местности, м. 5.Определяем количество автонасосов для организации перекачки воды Примечание:1. Определение расстояний производится не в метрах, а по количеству рукавов в рукавной линии. Для перевода расстояний из количества рукавов в метры можно использовать формулу:, м; 2. При организации перекачки воды по двум магистральным линиям общее количество рукавов для прокладки магистральных линий увеличивается в 2 раза, расстояние между насосами увеличивается в 4 раза, количество автонасосов уменьшается.3. При подаче воды по двум магистральным линиям не изменяя расстояния между машинами, можно увеличить расход воды на тушение в 2 раза.4. После расчета необходимо произвести проверку по наличию рукавов на автонасосах и рукавных автомобилях. При организации подачи воды в перекачку необходимо учитывать следующие рекомендации:

  • во всех случаях должны быть выдержаны расстояния между автомобилями с учетом повышения геодезических отметок, отсутствие расчета может привести к перегрузке отдельных машин и срыву работы всей системе перекачки;
  • прокладывать рукавные линии необходимо при помощи рукавного автомобиля и другими способами, способствующими ускорению развертывания сил и средств;
  • при больших расходах воды и ограниченном количестве машин перекачку производить по двум магистральным линиям. По участкам магистральной линии выставлять контрольные посты с резервом рукавов для быстрой замены вышедших из строя;
  • успешное тушение пожаров с перекачкой воды обеспечи­вается наличием достаточного количество основных пожарных автомобилей, рукавных автомобилей, надежной связью и высокой готовностью подразделений пожарной охраны;
  • для сокращения ступеней перекачки необходимо приме­нять станции автонасосные пожарные.

2.3. Подача воды к месту пожара с использованием гидроэлеваторов. При плохих подъездах к открытым водоисточникам, а также если уровень воды в водоисточнике ниже 7 м. оси насоса, забор воды можно осуществлять с помощью гидроэлеваторных систем. Ими можно забирать воду с глубины 20 м. или на расстоянии до 100 м. по горизонтали, используя струйные насосы Г-600. Перед запуском гидроэлеваторных систем нужно определить количество воды, необходимой для залива рукавов гидроэлеваторного кольца (Vсист). При этом следует иметь в виду, что вместимость одного напорного рукава Vр длиной 20 м. составляет:

Диаметр рукава, мм Вместимость рукава, л 51 66 77 89 150 110 40 70 90 125 350 190

Отсюда: где: Vсист — количество воды, необходимой для заполнения гидроэлеваторной системы, л; Vзап — количество воды, необходимой для запуска гидроэлеваторной системы, л; — число рукавов диаметром 51,66,77 мм, шт; — вместимость рукавной линии, рукава длиной 20м, л; К — коэффициент, зависящий от числа гидроэлеваторных систем, работающих от одной пожарной машины, К=2 для одной гидроэлеваторной системы, К=1,5 для двух гидроэлеваторных систем, К=1,3 для трех гидроэлеваторных систем. Для оценки обстановки и возможности запуска гидроэлеваторных систем следует сравнить запас воды в автоцистерне, к которой присоединены гидроэлеваторные системы, с количеством воды, необходимым для ее запуска. Чтобы определить возможность совместной работы насоса пожарной машины с гидроэлеваторными системами, необходимо знать подачу насосной установки при рабочем режиме. Для этой цели введено понятие коэффициента использования насоса И. Коэффициент использования насоса И — это отношение расход воды гидроэлеваторными системами Qсист к производительности насоса Qн при номинальном напоре: И = Qсист / Qн Расход воды гидроэлеваторной системы, работающей от одной пожарной машины, определяется по формуле: Qсист= nr(q1+q2) где: nr — число гидроэлеваторов в системе, шт. q1 — рабочий расход воды одного гидроэлеватора, л/с q2 — подача одного гидроэлеватора, л/с При заборе воды с больших глубин (18-20 м) требуется создавать давление на насосе 1-1,2 мПа (10-12 кгс/см2). При этом рабочий расход воды в гидроэлеваторных системах будет повышаться, а расход воды насоса понижаться по сравнению с номинальным, и может оказаться, что сумма рабочего расхода и подачи системы превысит расход насосов. В этих условиях система работать не будет. Для определения необходимого напора на насосе, при заборе воды из глубоких водоисточников гидроэлеватором Г-600 можно воспользоваться данными таблицы, полученными при длине прорезиненных рукавов 30 м и диаметром 77 мм. Если рукавные линии будут превышать 30 м, необходимо учитывать дополнительные потери напора, которые для одного рукава составляют 7 м при работе 3-х стволов Б и соответственно 2 и 4 при работе одного и двух стволов Б. Подача воды на пожар может осуществляться одним или двумя гидроэлеваторами. Существует несколько схем. Наиболее часто применяемая приведена ниже. Рис.7.Схемы подачи воды на пожар гидроэлеваторами Г-600 Вывод: Успех выполнения подачи воды на пожар рассмотренными способами во многом зависит от:

  • наличия хорошо отработанных оперативных планов тушения пожара;
  • хорошей выучки всего личного состава;
  • четкой и слаженной работы тыла на пожаре.

Критерии рациональной организации перекачки, подвоза воды для нужд пожаротушения Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

Аннотация научной статьи по прочим технологиям, автор научной работы — Дупляков Г.С., Малютин О.С., Лаптев Д.А.

Приведены результаты исследования по расчету количества задействованной техники, пожарно-технического вооружения, личного состава при организации различными способами подвоза , перекачки воды с удалённых водоисточников к месту пожара на расстояниях от 300 до 3 000 м при расходах воды от 7,4 до 29,6 л/с. Предложены рациональные аспекты организации перекачки , подвоза в зависимости от сложившихся условий при тушении пожара .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим технологиям , автор научной работы — Дупляков Г.С., Малютин О.С., Лаптев Д.А.

Моделирование подвоза воды при сложных и продолжительных пожарах
Расчет сил и средств для перекачки огнетушащих веществ к месту пожара на местности с подъемом

Информационно-расчетное обеспечение принятиярешенийпо применениюсилисредств руководителем ликвидации ЧС и тушения пожаров

Повышение пожарной устойчивости торфа с использованием специальной техники
Развитие механизированных средств подачи воды на пожарах
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASPECTS OF RATIONAL ORGANIZATION OF PUMPING, WATER SUPPLY FOR FIRE FIGHTING

The article presents the results of a study on the calculation of the number of involved equipment, fire-technical weapons, personnel in the organization of various methods of transportation, pumping water to the fire at distances from 300 to 3 000 m at water consumption from 7.4 to 29.6 l/s. The rational aspects of the organization of pumping , transportation, depending on the prevailing conditions

Текст научной работы на тему «Критерии рациональной организации перекачки, подвоза воды для нужд пожаротушения»

КРИТЕРИИ РАЦИОНАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРЕКАЧКИ, ПОДВОЗА ВОДЫ ДЛЯ НУЖД ПОЖАРОТУШЕНИЯ

Г.С. Дупляков; О.С. Малютин; Д.А. Лаптев.

Сибирская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, г. Железногорск

Приведены результаты исследования по расчету количества задействованной техники, пожарно-технического вооружения, личного состава при организации различными способами подвоза, перекачки воды с удалённых водоисточников к месту пожара на расстояниях от 300 до 3 000 м при расходах воды от 7,4 до 29,6 л/с. Предложены рациональные аспекты организации перекачки, подвоза в зависимости от сложившихся условий при тушении пожара.

Ключевые слова: пожар, вода, подвоз, перекачка, охрана, тушение, рациональные аспекты, условия

ASPECTS OF RATIONAL ORGANIZATION OF PUMPING, WATER SUPPLY FOR FIRE FIGHTING

G.S. Duplyakov; O.S. Malutin; D.A. Laptev.

Siberian fire and rescue academy of State fire service of EMERCOM of Russia, Zheleznogorsk

The article presents the results of a study on the calculation of the number of involved equipment, fire-technical weapons, personnel in the organization of various methods of transportation, pumping water to the fire at distances from 300 to 3 000 m at water consumption from 7.4 to 29.6 l/s. The rational aspects of the organization of pumping, transportation, depending on the prevailing conditions

Keywords: fire, water, supply, pumping, protection, extinguishing, rational aspects, conditions

При организации действий по тушению пожара любой руководитель тушения пожара (РТП) либо сталкивался, либо столкнётся с недостатком воды для нужд пожаротушения, которое описано следующими двумя понятиями:

— безводный участок — участок местности, на котором водоотдача в сети наружного противопожарного водопровода составляет менее 10 л в секунду или расстояние от места пожара до водоисточника более 500 м [1];

— участок с неудовлетворительным противопожарным водоснабжением — территория застройки, на которой имеющиеся источники противопожарного водоснабжения не обеспечивают требуемые по нормам расход и способ подачи воды для целей пожаротушения [2].

При недостатке воды на месте пожара РТП обязан принять меры по экономии воды и организовать её бесперебойную подачу с удаленных водоисточников. На сегодняшний день в практике тушения пожаров используются два способа доставки воды с удаленных водоисточников: подвоз и перекачка. Организация подвоза и перекачки предопределяет ряд условий, в зависимости от которых реализуется тот или иной способ доставки воды к месту пожара. Рациональным расстоянием для перекачки воды считается такое, при котором боевое развертывание подразделений обеспечивается в сроки, когда к моменту подачи

огнетушащих средств пожар не принимает интенсивного развития [3]. Перекачка организовывается на расстояние не более 1 км от места пожара до водоисточника, при наличии в пожарно-спасательном гарнизоне одного пожарного рукавного автомобиля (АР) -до 2 км, а при наличии двух АР — до 3 км. В остальных случаях организуется подвоз [3-5]. При этом ряд авторов считают, что перекачка наиболее рациональна при удаленности места пожара от водоисточника до 2 км, а подвоз на расстояниях более 2 км [6]. Однако как показывает практический опыт тушения пожаров, данные условия не всегда являются достаточными и эффективными, чтобы рационально организовать бесперебойную подачу воды к месту пожара, что натолкнуло на проведение исследований в данной области. Таким образом, целью данного исследования является определение рациональных критериев выбора способа доставки воды к месту пожара — перекачкой или подвозом. Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

— провести расчет требуемого количества техники, пожарно-технического вооружения и личного состава для организации перекачки и подвоза воды на расстояния до 3 000 м и расходах до 29,6 л/с;

— проанализировать возможные условия, которые складываются при организации бесперебойной подачи воды с удаленных водоисточников.

Общие условия проведения расчета:

— расстояния от водоисточника до пожара Ь=300, 500, 700, 1 000, 2 000, 3 000 м;

— для проведения расчета был взят насос ПН-40, так как наибольшее количество автоцистерн (АЦ) комплектуется именно этим насосом, с номинальной подачей 0н=32 л/с и напором Нн=80 м вод.ст. с учетом коэффициента износа К=0,8;

— расходы воды на тушение 0=7,4; 14,8; 22,2; 29,6 л/с, что кратно типовым расходам ствола «А» (Бн=19 мм; Нств=40 м вод.ст.; 0ств=7,4 л/с) и «Б» (Бн=13 мм; Нств=40 м вод.ст.; 0ств=3,7 л/с) и не превышает номинальную подачу ПН-40 с учетом коэффициента износа.

Условия проведения расчета перекачки:

— расчетной выбрана схема подачи воды «из насоса в цистерну» (рис. 1) с Нвх=4 м вод.ст., так как данная схема является наиболее простой и доступной, вследствие чего чаще используется на практике;

— подача воды между ступенями перекачки рассчитывалась по одной и по двум магистральным рукавным линиям (рис. 1, 2);

— подача воды от головного автомобиля непосредственно на тушение с расходами 0=7,4-14,8 л/с производилась по одной магистральной линии от головной АЦ (рис. 1), с расходом 0=22,2-29,6 л/с по двум линиям (рис. 3);

— гидравлическое сопротивление магистральных линий диаметром Бр=77 мм было взято равным Бр=0,015;

— количество задействованного личного состава рассчитывалось исходя из того, что:

а) 1 человек (водитель) требуется для контроля за поступлением воды в автоцистерну;

б) 1 человек требуется для контроля за работой рукавной системы (на каждые 100 м линии перекачки) [3];

в) 3 человека — боевой расчет на АР:

— количество задействованных рукавов рассчитывалось с учётом коэффициента изгиба местности К=1,2 плюс один резервный рукав на каждые 100 м линии [3];

— количество вывозимых рукавов Б=77 мм на АР — 100 шт. (2 000 м), на АЦ — 10 шт. (200 м);

— временные затраты на прокладку магистральной линии на расстояние до 1 000 м рассчитывались исходя из того, что 400-800 м магистральной линии отделение из шести человек прокладывает за 20 мин [7];

— временные затраты на прокладку магистральной линии на расстояние 1 000-2 000 м рассчитывались прокладкой одним АР, а 2 000 м включительно и свыше двумя АР. Скорость следования АР бралась не более 10 км/ч (10 и 5 км/ч), согласно правилам по охране труда [8];

— для расчета перекачки использовались пять типовых пожарно-тактических формул: 1) определение количества ступеней перекачки:

2) определение общего количества рукавов в магистральной линии:

3) определение предельного количества пожарных рукавов в магистральной линии от головного пожарного автомобиля:

4) определение предельного количества пожарных рукавов между ступенями перекачки:

^т = Нн -(Нвх ± Zм ) шт.

5) определение общего требуемого количества пожарных автомобилей:

где 1- головная АЦ.

Рис. 1. Перекачка по одной линии

Рис. 2. Перекачка по двум линиям

Рис. 3. Перекачка с подачей двух магистральных линий от головной АЦ

Таблица 1. Количество задействованной техники для организации перекачки по одной

и по двум линиям

Количество АЦ, шт.

по одной линии/по двум линиям

№ Ь=300 м Ь=500 м Ь=700 м Ь=1000м Ь=2000 м Ь=3000 м

1 Q=7,4 л/с 1/1 1/1 2/2 2/2 2/2 3/2

2 Q=14,8 л/с 2/2 2/2 3/2 4/2 6/3 9/3

3 Q=22,2 л/с 2/2 4/2 5/2 7/3 13/4 19/6

4 Q=29,6 л/с* 2 2 3 4 6 9

*с расходом Q=29,6 л/с перекачка осуществляется по двум рукавам диаметром Б=77 мм, так как пропускная способность данного рукава = 23,3 л/с [7]; не указывались привлеченные АР для организации перекачки свыше 1 км

Как видно из табл. 1, перекачку по двум линиям не имеет смысла организовывать при расходе Q=7,4 л/с на расстояниях до Ь=3 000 м, при расходе Q=14,8 л/с на расстояниях до Ь=700 м, при расходе Q=22,2 л/с до 500 м, в остальных случаях перекачка по двум линиям ведёт к снижению количества привлекаемой техники в 1,5-3,25 раза.

Таблица 2. Сопоставление количества необходимых рукавов и рукавов, вывозимых на АЦ,

привлеченных на перекачку

№ Количество рукавов, необходимых для организации перекачки, шт. / количество рукавов, вывозимых на привлекаемой технике, шт.

расстояние Ь=300 м Ь=500 м Ь=700 м Ь=1000 м* Ь=2000 м** Ь=3000 м**

количество линий I II I II I II I II I II I II

1 Q=7,4 л/с 21/ 10 42/ 10 35/ 10 70/ 10 49/ 20 98/ 20 70/ 120 140/ 120 140/ 220 280/ 220 210/ 230 420/ 220

2 Q=14,8 л/с 21/ 20 42/ 20 35/ 20 70/ 20 49/ 30 98/ 20 70/ 140 140/ 120 140/ 260 280/ 230 210/ 290 420/ 230

3 Q=22,2 л/с 21/ 20 42/ 20 35/ 40 70/ 20 49/ 50 98/ 20 70/ 170 140/ 130 140/ 330 280/ 240 210/ 390 420/ 260

4 Q=29,6 л/с 42/20 70/20 90/30 140/140 280/260 420/90

*для прокладки линии привлекается один АР с запасом рукавов 100 шт.; ** для прокладки линии привлекаются 2 АР с запасом рукавов 200 шт.

Выводы по табл. 2:

— на расстояниях до 700 м включительно необходимо предусматривать в большинстве случаев дополнительное количество рукавов сверх количества рукавов, вывозимых на АЦ, привлеченных для организации перекачки;

— при организации перекачки по двум линиям на расстояниях Ь=500-1 000 м необходимо привлекать один АР, Ь=1000-2000 м — два АР, Ь=2000-3000 м — три АР, Ь=3 000 м — четыре АР для доставки рукавов. Условия проведения расчета подвоза:

— для расчета подвоза были взяты типовые объёмы цистерн Уац=3,2; 5; 8 м3;

— резервный автомобиль (формула (1) устанавливался как головной на подачу воды непосредственно на пожар (рис. 4), таким образом, обеспечивается бесперебойная подача воды;

— скорость следования АЦ бралась исл=30 км/ч, что соответствует типовой скорости следования пожарного автомобиля по грунтовому покрытию [9];

— расчеты проводились по следующим схемам расстановки личного состава:

а) со стационарно установленной АЦ на пункте заправки (рис. 5), при этом общее количество АЦ увеличивается на одну (формула (1);

б) без стационарно установленной АЦ на пункте заправки (рис. 4), но при этом в 1зап (формула (2) — учитывается время на установку автомобиля на водоисточник с пуском воды 1=105 с (1,75 мин), что соответствует наибольшему времени выполнения нормативов по пожарно-строевой подготовке № 7.1, 7.3 [10];

— количество задействованного личного состава рассчитывалось исходя из того, что:

а) 1 человек требуется для сопровождения АЦ помимо водителя при организации подвоза без установки стационарной АЦ на пункте заправки (рис. 4);

б) 1 человек требуется для работы на пункте заправки и 1 человек — для работы на пункте слива при организации подвоза без установки стационарной АЦ на пункте заправки (рис. 4), при этом сопровождающий на АЦ не нужен. Но данная схема расстановки личного состава возможна только при положительных температурах окружающей среды или при наличии мест обогрева личного состава;

в) 1 человек требуется для работы на пункте заправки и 1 человек на пункте слива при организации подвоза со стационарно установленной АЦ на пункте заправки (рис. 5), при этом сопровождающий на АЦ не нужен;

— для расчета перекачки использовались четыре типовые пожарно-тактические формулы:

Определение количества автоцистерн для подвоза:

где 1- резервная АЦ.

Определение времени следования:

г(п) = Ь • 60 1сл г(п)

Определение времени заправки АЦ:

Тушение пожаров и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций при недостатке воды. Занятие 2. Мероприятия, обеспечивающие успешное тушение пожаров при недостатке воды. Особенности организации тушения пожаров при подвозе воды автоцистернами и другими автомобилями. Организация заправки автомобилей водой из открытого водоёма, гидранта, артезианской скважины, градирни. Схемы подачи воды на пожар в перекачку и гидроэлеваторными системами. Тема 18

Организация подачи воды на пожар способами подвоза, перекачки, с помощью гидроэлеваторных систем. К неудовлетворительному водоснабжению относятся те участки местности, где водоотбор возможен не более 10 – 15 л/с воды; расстояние до источника более 300-500 метров; или места, где запасы воды не ограничены, но имеются трудности её забора.

К безводным участкам относятся участки местности с расходом менее 10 л/с, расстояние до водоисточника более 500 метров, или глубина забора более 7 – 10 метров.

При тушении пожара в условиях недостатка воды необходимо:

  • применять такое количество пожарных стволов, которое обеспечивает непрерывное их действие с учётом запасов и подвоза воды;
  • принимать меры к использованию иных огнетушащих веществ;
  • организовывать подачу пожарных стволов только на решающем направлении, обеспечивая локализацию пожара на других участках путём разборки конструкций и создания необходимых разрывов;
  • проводить дополнительную разведку водоисточников для выявления запасов воды (артезианские скважины, чаны, градирни, колодцы, стоки воды и т.п.);
  • организовывать подачу воды на тушение развившихся пожаров с помощью насосных станций, морских и речных судов, пожарных поездов, а также перекачкой;
  • обеспечивать подвоз воды при отсутствии рукавов, техники, пожарных автомобилей, водоисточников;
  • устраивать организованную заправку пожарных машин горючим и огнетушащими веществами;
  • осуществлять пополнение водоёмов малой ёмкости;
  • организовывать забор воды с помощью пожарных гидроэлеваторов, мотопомп или других средств, если перепад высот между пожарным автомобилем и уровнем воды в водоёме превышает максимальную высоту всасывания насоса или отсутствуют подъезды к водоёмам;
  • организовывать, при необходимости, строительство временных пожарных водоёмов и пирсов;
  • подавать пожарные стволы с насадками малого диаметра, использовать перекрывные стволы-распылители, применять смачиватели и пену, обеспечивая экономное расходование воды;
  • принимать меры к повышению давления в водопроводе, а при недостаточном давлении в нем, осуществлять забор воды из колодца пожарного гидранта через всасывающие пожарные рукава;
  • соблюдать правила охраны труда и техники безопасности при выполнении поставленных задач.

В условиях неудовлетворительного водоснабжения подача воды на тушение пожаров осуществляется:

  • перекачкой;
  • подвозом;
  • с помощью гидроэлеваторов.

Подача огнетушащих веществ перекачкой

Перекачку воды насосами пожарных машин применяют, если расстояние от водоисточника до места пожара велико, напор, развиваемый одним насосом пожарной машины, недостаточен для преодоления потерь напора в рукавных линиях и создания рабочих струй. Перекачку целесообразно осуществлять на расстоянии до 2 – 3 км при наличии в боевом расчёте 1 – 2 насосно-рукавных автомобилей.

Перекачка применяется также при отсутствии подъезда к водоисточнику пожарных автомобилей (при крутых или обрывистых берегах, в заболоченных местах, при вымерзании пруда или реки у берегов и т.д.). Для этой перекачки применяют переносные мотопомпы или другие устройства, позволяющие забрать воду из труднодоступных мест.

При подаче воды перекачкой необходимо:

  • выбрать схему перекачки;
  • рассчитать количество ступеней перекачки;
  • определить требуемое количество пожарных автомобилей (ПА) в системе перекачки;
  • определить диаметр и требуемое количество напорных пожарных рукавов;
  • определить требуемые напоры на насосах ПА в системе перекачки;
  • организовать связь между ступенями перекачки;
  • определить время начала работы в системе;
  • назначить ответственного за работу ступеней перекачки;
  • создать необходимый запас рукавов, пожарного инструмента и аварийно-спасательного оборудования.

Способы подачи воды в перекачку:

  • из насоса в насос;
  • через промежуточную ёмкость;
  • комбинированный способ.

Наиболее надёжна перекачка с промежуточной емкостью. При этом способе всегда имеется возможность контроля наполнения ёмкости и легко регулируется подача воды насосом, забирающим её из ёмкости, так как вода поступает на «излив», полностью используется напор автонасоса, работающего по перекачке. Однако, большим недостатком этого способа является то, что не всегда на пожаре может быть промежуточная ёмкость. Этот способ не всегда применим.

При подаче воды перекачкой из насоса в насос в конце каждой рукавной линии необходимо поддерживать избыточный напор.

Этот напор нужно поддерживать не менее 10 м.вод.ст. (1,0 кгс/см 2 ), но не более чем позволяет техническая характеристика пожарного насоса (40 м.вод.ст. (60 м.вод.ст.)).

При перекачке воды автонасосами должна быть полная синхронность их работы по всей линии, что достигается сохранением минимального напора каждого автонасоса. Поэтому водители, работающие на автонасосах, строго следят за показаниями приборов и немедленно выравнивают режим работы насоса.

Для этого необходима бесперебойная связь по линии перекачки. Прокладывать рукавные линии лучше с помощью насосно-рукавных (рукавных) автомобилей; большое значение имеет рассредоточение пожарных с резервом рукавов по участкам линии перекачки – они могут быстро заменить вышедшие из строя рукава (на 100 метров длины магистральной линии – 1 рукав).

При перекачке на водоисточник устанавливается наиболее мощный насос (например, АЦ-3,0-60(4326)26ВР СПСЧ с пожарным насосом НЦП-60/100), а головной пожарный автомобиль устанавливается как можно ближе к месту пожара.

  1. Исходя из наличия техники, емкостей, рукавов и рельефа местности определяется способ перекачки.
  2. Затем используя формулы или таблицу, определяют предельное расстояние от головной машины.
  3. Расстояние между машинами, перекачивающими воду, определяют по формуле:

HH – напор на насосе, м.вод.ст.;

ZM – высота подъёма местности, м;

hВХ – напор в конце рукавной линии при входе в последующую пожарную машину, м.вод.ст.;

hР.М.Л. – потери напора в одном рукаве магистральной линии, м.вод.ст.

  1. Количество машин, необходимых для подачи воды в перекачку:

LОБЩ – общее расстояние от водоисточника до пожара, м;

LГ – расстояние от головного пожарного автомобиля до места пожара, м (корректируется с целью ближе расположить пожарную машину к месту пожара);

LМ – расстояние между машинами, работающими в перекачку, м.

Если при одних и тех же расходах воду подают по двум магистральным линиям, то расстояние между машинами может быть увеличено в 4 раза. Не изменяя расстояния между машинами, расход можно увеличить в 2 раза.

Начальник тыла, организующий работу пожарных машин перекачкой, должен помнить важное правило: при дефиците времени и трудности осуществления ориентировочных расчётов, или, если не хватает рукавов для прокладки второй магистральной линии, то лучше немного завысить число ступеней перекачки.

Когда вода на тушение пожара будет подана, можно в процессе тушения внести поправки и лишние ступени перекачки (пожарные машины) снять, направить их на другие участки или проложить за это время вторую магистральную линию.

Схема перекачки воды по способу из насоса в насос

Схема перекачки воды по способу из насоса в насос

Схема перекачки воды по способу из насоса в цистерну пожарной машины

Схема перекачки воды по способу из насоса в цистерну пожарной машины

Схема перекачки воды по способу из насоса в промежуточную емкость и комбинированным способом

Схема перекачки воды по способу из насоса в промежуточную емкость и комбинированным способом

Все расчёты по перекачке воды пожарными машинами, при сложном рельефе местности и больших расстояниях до водоисточников, необходимо проводить заранее. Для этого в гарнизоне должны быть на плане ЕДДС «Служба спасения 01» обозначены районы с недостаточным водоснабжением и безводные участки и разработаны меры по подаче воды в эти районы.

При этом необходимо обосновать целесообразность организации перекачки для данного участка городской застройки. Если застройка характерна зданиями IV – V степени огнестойкости, а водоисточники находятся на очень большом расстоянии, то время затраченное на прокладку рукавных линий, будет слишком большим, а пожар скоротечным.

В таком случае лучше осуществить подвоз воды автоцистернами с параллельной организацией перекачки, причём подвоз должен быть организован первым.

В каждом конкретном случае необходимо решать тактическую задачу, принимая во внимание возможные масштабы и длительность пожара, расстояние до водоисточников, скорость сосредоточения пожарных автомобилей, рукавных автомобилей и другие особенности гарнизона.

Подвоз воды автоцистернами

Подвоз воды осуществляется при удалении водоисточника на расстояние более 2 км. Или, если имеются сложности в заборе воды, при отсутствии технических средств, позволяющих забрать воду в неблагоприятных условиях.

При принятии решения по доставке и подаче огнетушащих веществ с помощью подвоза необходимо:

  • рассчитать и сосредоточить необходимое количество автоцистерн;
  • создать у водоисточника пункт заправки автоцистерн (АЦ);
  • создать у места пожара пункт расхода воды;
  • определить оптимальные варианты заправки цистерн и подачи воды;
  • назначить ответственных лиц за работу на организуемых пунктах.

Схемы заправки пожарных автоцистерн или приспособлен-ной техники могут быть различны. Наиболее распространён-ными являются:

  • самостоятельный забор воды пожарной машиной;
  • заправка ёмкости АЦ насосом пожарной машины, пожарной мотопомпы заливкой или с помощью гидроэлеватора.

Имеются различные способы использования ёмкости автоцистерн у места пожара:

  • подача стволов непосредственно от прибывшего пожарного автомобиля;
  • пополнение искусственного водоема и подача стволов от пожарной машины, установленной на него;
  • пополнение ёмкости пожарной машины, от которой подаются стволы на ликвидацию горения и защиту.

При ограниченном количестве автоцистерн и удобном подъезде к горящему объекту, нужно в действующую рабочую линию включать автоцистерны, прибывшие с заправки. (При заправке от колонки, установленной на гидрант водопроводной сети диаметром 150 мм и более, и напоре 15 – 20 м.вод.ст., воду подают через оба штуцера колонки).

Для осуществления бесперебойной подачи воды к месту пожара необходимо добиться выполнения следующих условий:

  • суммарное время нахождения автоцистерн на пункте расхода воды должно быть не менее продолжительности цикла подвоза;
  • расход воды на наполнение автоцистерн на пункте заправки должен быть не менее фактической подачи насоса АЦ для обеспечения работы стволов.

Если ёмкости автоцистерн, участвующих в подвозе, значительно не различаются между собой (не более 20%), то число автоцистерн для осуществления цикла подвоза следует определять по формуле:

Время следования автоцистерн от водоисточника к месту пожара определяется по формуле:

При задействовании для подвоза хозяйственной техники, имеющей ёмкости для транспортировки воды, на пункте расхода целесообразно оставлять головную АЦ. Прибывающие к месту пожара цистерны сливают запас воды в ёмкость головной цистерны, насос которой обеспечивает подачу воды к стволам. Головная АЦ не участвует в цикле подвоза, поэтому при определении числа АЦ в расчёт не принимается.

Забор воды с помощью гидроэлеваторной системы

Использование гидроэлеватора при недостатке воды

Забор воды с помощью гидроэлеваторных систем

Непосредственному забору воды пожарными автомобилями из естественных водоисточников часто препятствуют крутые и заболоченные берега. В таких случаях необходимо применять для забора воды гидроэлеватор Г-600 и его модификации. Возможные схемы забора воды с помощью гидроэлеватора представлены на рис.

Схемы забора воды

Схемы забора воды

Оперативно-тактическая характеристика объекта

Здание склада стройматериалов одноэтажное, III степени огнестойкости, размером в плане 55 ´ 20 метров, высотой 6,8 метра. Sзд. = 1100 м 2 . Vпом. = 7350 м 3 .

Конструкция здания состоит из металлического каркаса, в качестве опоры применены стальные колонны с подкрановой балкой. Стены обшиты профилированными стальными листами с негорючим утеплителем (мин. вата).

Имеется внутреннее бытовое помещение в левом крыле здания, огражденное кирпичной перегородкой.

Конструкция покрытия: настил из металлических штампованных листов по металлическим фермам, утеплитель – минеральная вата.

Остекление здания: световые проёмы в наружных стенах. В здании имеется 2 транспортных ворот: 1 ворота для автомобильного транспорта, расположены в центре здания, ворота расположенные в правом крыле не используются.

С северной стороны здания (левое крыло) имеется, пристрой, в котором располагается магазин «Сверло». Здание магазина двухэтажное, отгорожено от здания склада противопожарной стеной, стены выполнены из кирпича. Имеет самостоятельный вход, аварийный выход с 1-ого и 2-ого этажей по незадымляемой лестнице с возможностью выхода на кровлю. Здания соединены проходом.

С южной стороны здания (правое крыло) также имеется, пристройка выполнена из кирпича.

В здании по всей площади располагаются стеллажи для хранения строительных материалов: строительные смеси, кафельная плитка, фанера, ДСП, ДВП, панели из пенопласта, металлоконструкции, оконное стекло и др. Хранение отдельных материалов осуществляется в картонной упаковке и (или) на деревянных поддонах.

В складе проводятся работы по погрузке (разгрузке) транспорта при помощи крановой балки.

В условиях пожара возможно:

  • наличие значительных товарно-материальных ценностей с различными физико-химическими свойствами;
  • выделение токсичных продуктов и дыма при воздействии огня на складируемые материальные ценности;
  • обрушение металлоконструкций и образование завалов в проходах;
  • опасность получения травм о кромки металлоконструкций, обломки стекла и т.п. при работе в условиях ограниченной видимости;
  • возникновение мощных вертикальных конвективных потоков высокотемпературных продуктов горения;
  • высокая скорость распространения пожара.

Наиболее эффективно тушить пожар распылённой водой и компрессионной пеной (быстрое охлаждение очага пожара и строительных конструкций).

Спасание и эвакуация

Склад работает ежедневно с 08 00 до 19 00 часов. В здании в дневное время находится до 10 человек из числа работников склада, в ночное время люди отсутствуют. Эвакуация людей из здания осуществляется через транспортные ворота, либо в здание магазина.

Помещения магазина и склада оборудованы охранно – пожарной сигнализацией (в магазине имеется СОУЭ). Сигнал о срабатывании ОПС поступает на ПЦН ООО «Урал-охрана».

Внутреннее противопожарное водоснабжение в здании отсутствует.

На территории базы имеется один ПГ расположенный на кольцевом пожарно-хозяйственном водопроводе Ø 150 мм., напором 40 – 50 м.вод.ст. и общим расходом до 72 л/с, находящийся на удалении 180 метров от здания склада.

Система электроснабжения: силовое – напряжением 380В, рабочее и осветительное – напряжением 220В. Отключение электроэнергии в здании производится в помещении электрощитовой, расположенной на первом этаже магазина, либо на подстанции.Вентиляция естественная, отопление центральное водяное. Установки дымоудаления и подпора воздуха отсутствуют.

Тактический замысел: Из-за нарушения требований правил пожарной безопасности произошел пожар в здании склада строительных материалов, расположенном на территории базы ООО «Строй-А» ул. Мира 34 строение 3.

Сообщение о срабатывании ОПС поступает на ЕДДС «Служба спасения-01» от диспетчера ПЦН ООО «Урал-охрана».

Время суток и погодные условия: реальные на момент решения ПТЗ.

На момент прибытия дежурной смены СПСЧ происходит открытое горение стеллажа с фанерой на SП = 39 м 2 , электроэнергия отключена. Создалась угроза распространения пожара по всей площади склада.

ПГ- 1 расположенный на территории базы неисправен (включен в обстановку), ближайший пожарный гидрант находиться на расстоянии более 400 метров от места пожара.

Расчёт сил и средств

1) Определяем время свободного развития пожара до момента введения сил и средств первым подразделением (СПСЧ):

tд.с. = = 2 мин – время до обнаружения пожара (при наличии АПС (ОПС) и круглосуточного персонала);

tсб. = 1 мин. – время сбора личного состава по сигналу тревоги;

tсл. = 3 мин. – время следования дежурной смены от СПСЧ к месту вызова;

tб.р.= 3 мин. – время, затраченное на проведение развёртывания сил и средств.

2) Определяем путь, пройденный огнём: т.к. tсв. < 10 мин, то

L = 0,5 × Vл × tсв.; L = 0,5 × 1,1 м/мин × 9 мин = 4,95 (м.), где

Vл = 1,1 м/мин – линейная скорость распространения горения для складов и баз товарно – материальных ценностей;

tсв. = 9 мин – время свободного развития пожара.

3) Определяем форму и площадь пожара: форма – угловая 180 0 .

Sп =0,5α× R 2 ; Sп = 0.5 × (180 × π /180) × (4.95 м) 2 = 38,46 (м 2 ).

4) Определяем скорость роста площади пожара:

5) Определяем площадь тушения пожара:

а) при тушении ручными стволами: так как L ≤ hт, то

hт = 5 м – глубина тушения ручными стволами.

6) Определяем требуемый расход воды на тушение пожара:

а) при тушении ручными стволами:

Q туш. тр. = Sт × iтр; Q туш. тр. = 38,46 м 2 × 0,2 л/м 2 × с = 7,7 (л/с.), где

iтр. = 0,2 л/м 2 × с – требуемая интенсивность подачи воды на тушение пожара.

7) Определяем требуемое количество стволов на тушение пожара:

Принимаем на тушение пожара универсальные ручные пожарные стволы «КУРС-8» (qств. = 2,0 – 8,0 л/с) с расходом 4,0 л/с при напоре 60 – 65 м.вод.ст.

Nств. туш. = 7,7 / 4,0 = 1,9 = 2 (ств. «КУРС-8»)

8) Определяем требуемый расход воды на осуществление защитных действий:

9) Определяем требуемое количество стволов на осуществление защитных действий:

Принимаем на осуществление защитных действий универсальные ручные пожарные стволы ОРТ-50 (qств. = 3,0 л/с)

Nств. защ. = 1,93 / 3,0 = 0,64 = 1 (ств. ОРТ-50)

С учётом характеристики здания, обстановки на пожаре и требований «Порядка тушения пожаров подразделениями пожарной охраны», утверждённого приказом МЧС России от 31 марта 2011 года № 156, Приказ Минтруда России от 23.12.2014 N 1100н, «Методических рекомендаций подразделений федеральной противопожарной службы при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ» (2010 г.) принимаем на тушение пожара 2 универсальных ручных ствола (КУРС-8, РСКУ-50А), с расходом 4,0 л/с, при напоре 60 м. вод. ст.

Для осуществления защитных действий принимаем 1 манёвренный универсальный ручной пожарный ствол ОРТ-50 с расходом 3,0 л/с при напоре 40 – 60 м.вод.ст., для защиты элементов строительных конструкций и материальных ценностей.

10) Определяем фактический расход воды на тушение пожара:

11) Определяем фактический расход воды на осуществление защитных действий:

12) Определяем фактический расход воды на тушение пожара и осуществление защитных действий:

13) Определяем требуемое количество пожарных автомобилей, которые необходимо установить на водоисточники:

14) Определяем предельное расстояние по подаче ОВ:

Lпр = [100 – (60 + 10 + 0)] × 20/0,015 × 11 2 = 331,4 (м)

Фактическая удаленность АЦ установленной на ПГ до места пожара составляет более 400 метров, следовательно, необходимо предусмотреть другие схемы развертывания сил и средств.

Определяем необходимое количество АЦ для подвоза воды:

13.1) Определяем время следования АЦ от водоисточника к месту пожара (L = 0,8 км, с учетом подъездных путей):

tСЛ = 0,8 км × 60 / 30 км/ч = 1,6 (мин)

13.2) Определяем время наполнения цистерны водой (qзапр = 23 л/с):

tЗАПРАВКИ = 3000 / 23 л/с × 60 = 2,17(мин)

13.3) Определяем время опорожнения автоцистерны у места пожара (время работы пожарных стволов):

tРАСХОДА = 3000 / 11 л/с × 60 = 4,54 = 5,0 (мин)

  • Определяем количество автоцистерн для осуществления подвоза воды (раствора пенообразователя):

NАЦ = (2 × 1,6 мин + 2,17 мин) / 5,0 мин + 1 = 2 (АЦ)

Вывод: для организации подвоза воды (раствора пенообразователя) необходимо задействовать 2 автоцистерны АЦ.

14) Определяем требуемое количество личного состава:

+ Nразв. × 1 + Nм.ПГ × 1 + Nпункт заправки × 1

Nл.с. = 2 × 3 + 1 × 3 + 1 × 1 + 2 × 1 + 1 × 1 = 13 (чел.)

13) Определяем требуемое количество отделений на основных пожарных автомобилях:

Вывод: Сил и средств дежурной смены достаточно для тушения пожара, но для организации подвоза необходимо дополнительно привлечь две АЦ-3,0-40 из СПСЧ соседнего района выезда, либо отделение на АНР-40-1500 для прокладки магистральной линии к месту пожара.

Бесперебойную подачу огнетушащих веществ целесообразно организовать с привлечением отделения на АНР-40-1500 СПСЧ.

При прокладке магистральной линии (расстояние около 500 метров), необходимо обеспечить защиту рукавных линий.

Приложение № 1 к методическому плану

Опера-тивное время Обстановка пожара, вводные Ожидаемые действия, приказания и распоряжения РТП
1 2 3
Ч + 0 В результате короткого замыкания электрического светильника произошло его оплавление и загорание упаковки со строительными смесями. Возник пожар в здании склада расположенном на базе ООО «Строй-А» ул. Мира, 34 стр. 3.

Создалась угроза распространение горения по всей площади здания склада.

· диспетчер ПЦН передает информацию на ЕДДС «Служба спасения 01».

Диспетчер ЕДДС «Служба спасения 01»

· Передает сообщение на ПСЧ СПСЧ;

· Направляет к месту вызова силы и средства по рангу пожара «Вызов № 1 БИС»;

· Сообщает о пожаре руководству Специального управления ФПС;

· Сообщает о пожаре в дежурные службы жизнеобеспечения города;

· Постоянно поддерживает связь с подразделениями, направленными к месту пожара;

· При необходимости передает информацию согласно должностной инструкции.

· Получив сообщение о пожаре направляет дежурную смену СПСЧ в составе 3-х отделений на АЦ, АСА и АЛ-30;

· Сообщает о пожаре руководству СПСЧ;

· Постоянно поддерживает связь с подразделениями, направленными к месту пожара;

· При необходимости передает информацию согласно инструкции.

РТП-1 (РУКОВОДИТЕЛЬ СМЕНЫ СПСЧ):

· Получает от охранника (сторожа) информацию о характере пожара, о наличии людей, техники и других веществ (материалов) способных осложнить обстановку на пожаре, либо представлять угрозу взрыва и т.п.

· По внешним признакам оценивает обстановку и запрашивает дополнительно АНР-40-1500 и АЦ СПСЧ соседнего района выезда для организации заправки и подвоза воды.

· Организует отключение электроэнергии (через обслуживающую организацию);

· Старшему инструктору-пожарному 1-го отделения СПСЧ на АЦ: «установить АЦ на безопасном расстоянии, подать на тушение и ограничение распространения пожара тонкораспыленную воду при помощи универсального ствола «КУРС-8» с расходом 2 л/с, через оконный проем по прислоненной лестнице – палке.

На тушение и ограничение распространения пожара подан ручной универсальный ствол «КУРС-8» с расходом 2 л/с. Организовано освещение места работ от АСА. Проводятся работы по вскрытию ворот при помощи гидравлического аварийно – спасательного инструмента «Лукас» (Простор).

· Командиру отделения СПСЧ на АНР-40-1500 (условно) «установить АНР на ПГ-3, проложить магистральную линию к месту пожара, обеспечить бесперебойную подачу огнетушащих веществ, для заправки ПА».

· Командиру отделения СПСЧ на АЦ (условно):

Происходит интенсивное распространение пожара по всей площади склада с выделением токсичных продуктов горения и сильное задымление.

Площадь пожара составляет около 80 м 2 .

· Старшему инструктору-пожарному 1-го отделения СПСЧ на АЦ: ««звеном ГДЗС подать универсальный ручной ствол «КУРС-8» с расходом 4 л/с, на тушение пожара и охлаждение несущих элементов здания через транспортные ворота. Тушение проводить снаружи, вести наблюдение за состоянием строительных конструкций здания».

· Командиру отделения СПСЧ соседнего района выезда на АЦ (условно): «звеном ГДЗС подать ствол от разветвления СПСЧ (прибывшей первой) на охлаждение несущих металлических конструкций здания склада и защиту материальных ценностей со стороны магазина «Сверло». Вести наблюдение за состоянием строительных конструкций здания в случае опасности немедленно покинуть позицию».

Тушение пожаров и ликвидация последствий ЧС при недостатке воды. Тема 11

Тушение пожара при недостатке воды имеет ряд особенностей, затрудняющих работу пожарных. Основной из них является подача необходимого количества воды к очагу пожара от водоисточников, расположенных на значительном удалении, для чего требуется привлечение почти всего личного состава, а также боевой техники.

По прибытию к месту пожара 1 РТП должен:

  • организовать подачу стволов на решающем направлении, обеспечивая локализацию и ликвидацию пожара на других участках путём разборки конструкций и создания необходимых разрывов;
  • принять меры для выяснения места расположения ближайших водоисточников, от которых можно получить дополнительное количество воды путём установки пожарной техники для работы в перекачку или подвоза воды АЦ, техникой народного хозяйства. Разведка водоисточников проводится путем высылки пожарных для отыскания дополнительных водоисточников, опросом граждан и представителей объекта.

Для организации слаженной работы и руководства личным составом, работающим на подаче (подвозе) воды назначают начальника тыла. В зависимости от обстановки размера и сложности пожара начальником тыла может быть пожарный (колонщик), командир отделения или лицо начсостава. Цель работы тыла в данном случае – обеспечение достаточного количества воды и бесперебойной её подачи для тушения пожара.

Мероприятия обеспечивающие успешное тушение пожаров при недостатке воды

тушение при недостатке воды

Мероприятия обеспечивающие успешное тушение пожаров при недостатке воды

Особенности организации тушения пожаров при подвозе воды автоцистернами и другими автомобилями. Организация заправки автомобилей водой из открытого водоема, артезианской скважины, градирни, гидранта. Схемы подачи воды на пожар в перекачку и гидроэлеваторными системами. Взаимодействие со службами города и объекта в целях повышения давления в водопроводных сетях.

Мероприятия, обеспечивающие успешное тушение пожаров при недостатке воды:

  • принимать меры к использованию иных огнетушащих веществ;
  • организовывать подачу пожарных стволов только на решающем направлении, обеспечивая локализацию пожара на других участках путем разборки конструкций и создания необходимых разрывов;
  • проводить дополнительную разведку водоисточников для выявления запасов воды (артезианские скважины, чаны, градирни, колодцы, стоки воды и т.п.);
  • организовывать подачу воды на тушение развившихся пожаров с помощью насосных станций, морских и речных судов, пожарных поездов, а также перекачкой насосами пожарных автомобилей;
  • обеспечивать подвоз воды автоцистернами, бензовозами и т.п. если невозможна подача воды по магистральным рукавным линиям (отсутствие рукавов, техники, пожарных автомобилей, водоисточников). Применять такое количество пожарных стволов, которое обеспечивает непрерывное их действие с учетом запасов и подвоза воды;
  • устраивать организованную заправку пожарных машин горючим и огнетушащими веществами;
  • осуществлять пополнение водоемов малой емкости;
  • организовать забор воды с помощью гидроэлеваторов, мотопомп или других средств, если перепад высот между пожарным автомобилем и уровнем воды в водоеме превышает максимальную высоту всасывания насоса или отсутствуют подъезды к водоемам;
  • организовывать строительство временных пожарных водоемов и пирсов при тушении крупных, сложных и продолжительных пожаров;
  • подавать пожарные стволы с насадками малого диаметра, использовать перекрывные стволы – распылители, применять смачиватели и пену, обеспечивая экономное расходование воды;
  • принимать меры к повышению давления в водопроводе, отключению отдельных участков водопроводной сети для направления большего количества воды к месту пожара, а при недостаточном давлении в нем осуществлять забор воды из колодца пожарного гидранта через жесткие всасывающие пожарные рукава;
  • организовывать работу по предотвращению распространения огня путем разборки конструкций, удаления горящих предметов и отдельных конструкций здания (или сноса зданий и сооружений), а также ликвидацию горения подручными средствами и материалами.

Особенности организации тушения пожаров при подвозе воды автоцистернами и другими автомобилями. Организация заправки автомобилей водой из открытого водоема, артезианской скважины, градирни, гидранта:

При недостатке воды очень важно принять своевременно меры к подвозу её от ближайших водоисточников, используя для этого пожарную технику и технику народного хозяйства. При организации подвоза воды необходима чёткая и организованная работа водителей АЦ, от которой зависит бесперебойная работа поданных на решающем направлении стволов и дальнейшее введение дополнительных стволов для локализации и ликвидации пожара.

Для сокращения времени при заправке АЦ на водоисточнике и опорожнения их на месте пожара необходимо организовать у водоисточника пункт заправки водой, а на месте пожара – пункт расхода воды. На пункте заправки автоцистерн целесообразно устанавливать автонасосы и мотопомпы; на пункте расхода воды – автоцистерны, в которые сливают воду для обеспечения бесперебойной подачи воды.

Способы заправки автоцистерн водой и схемы организации расхода воды при ее подвозе на пожар:

схема расхода воды из АЦ

Схема расхода воды из АЦ

Для забора воды из естественных водоисточников, не имеющих оборудованных подъездов или водоисточников находящихся ниже уровня всасывания насоса используют гидроэлеваторы.

забор воды из естественных водоисточников

Забор воды из естественных водоисточников

Как показывает практика гидроэлеваторы можно применять для забора воды из открытых водоисточников при высоте подъёма до 20 метров, расположенных на расстоянии до 100 метров при толщине слоя воды не менее 5 см. При нормальной работе гидроэлеватора он способен подать не менее 600 л/мин воды, что достаточно для работы 1 ствола с диаметром спрыска 19 мм или 2 – 3 с диаметром спрыска 13 мм.

Вам будет интересно посмотреть материалы наших статей:

  • Схема при заборе воды насос гидроэлеватор цистерна насос;
  • Схема при заборе воды насос гидроэлеватор разветвление насос;
  • Схема при заборе воды насос гидроэлеватор насос.

Подача воды способом перекачки применяется при значительном удалении от водоисточников, так как один насос установленный на водоисточник не способен создать давление достаточное для преодоления потерь напора в рукавах и создания рабочих струй стволов на месте пожара.

Схема – из насоса в насос

Схема из насоса в насос

Схема из насоса в насос

Взаимодействие со службами города и объекта в целях повышения давления в водопроводных сетях

Со службами города, водоканалом, а также с администрацией объектов заблаговременно разрабатываются и согласовываются планы взаимодействия на случай пожара и необходимости поднятия давления в водопроводных сетях. Согласно этих документов, по требованию РТП водоканал в течении 10 минут осуществляется подъем напора в водопроводной сети , а при необходимости производит отключение участков водопровода для направления к месту пожара дополнительного количества воды. На объектах (в частности на БКХП) обслуживающий персонал должен задействовать насосы повысители для поднятия напора в местной водопроводной сети.

Требования правил охраны труда при ведении боевых действий

Требования правил охраны труда при ведении боевых действий:

  • запрещено начинать боевое развертывание до полной остановки пожарного автомобиля;
  • запрещено использовать для освещения колодцев пожарных гидрантов, газо- и теплокоммуникаций открытый огонь;
  • запрещено спускаться в колодцы водо-, газо-, техкоммуникаций без СИЗОД и спасательной веревки; одевать на себя лямку присоединенного к рукавной линии пожарного ствола при подъеме на высоту и при работе на высоте;
  • запрещено находиться под грузом при его подъеме или спуске на спасательных веревках (инструмент, ПТВ, и др.);
  • запрещено переносить механизированный и электрифицированный инструмент в работающем состоянии, обращенный рабочими поверхностями (режущими, колющими и т.п.) по ходу движения, а поперечные пилы и ножовки – без чехлов;
  • не поднимать на высоту рукавную линию, заполненную водой;
  • запрещено подавать воду в незакрепленные рукава до выхода ствольщиков на исходные позиции или подъема на высоту (вертикальные рукавные линии должны крепиться из расчета не менее одной рукавной задержки на каждый рукав);
  • подавать воду в рукавные линии следует постепенно повышая давление, чтобы избежать падения ствольщиков и разрыва рукавов.

Подача огнетушащих веществ разрешается только по приказанию оперативных должностных лиц на пожаре или непосредственных начальников.

При использовании пожарного гидранта его крышку открывают специальным крючком или ломом. При этом следят за тем, чтобы крышка не упала на ноги.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *