Почему сжимает патрубки системы охлаждения автомобиля
Перейти к содержимому

Почему сжимает патрубки системы охлаждения автомобиля

  • автор:

Сплющивается верхний патрубок системы охлаждения. В чём дело?

С большей долей вероятности дело в пробке радиатора. Её функция – не только сбрасывать лишнее давление и тосол в расширительный бачок при его нагреве, но и пускать тосол обратно в систему охлаждения из расширительного бачка. Когда машина остывает, тосол начинает сжиматься, соответственно, создаётся разрежение в системе охлаждения. В этот момент срабатывает центральный клапан в пробке радиатора. Он открывает доступ жидкости из расширительного бачка, и система пополняется тосолом. Когда этот клапан не работает, под действием разряжения в системе сжимается чаще всего верхний патрубок радиатора. К выбору новой пробки радиатора стоит подойти ответственно, так как с хорошими пробками радиатора на рынке серьёзная проблема, зато очень много некачественных пробок. Магазины наполнены этими пробками, сделанными неизвестно где и из чего. Часто бывает, что либо пружина пробки слишком жёсткая (что приводит к сильному повышению давления в системе охлаждения и как следствие к течи тосола, срыву патрубков), либо сам клапан пробки сделан как попало с несоблюдением его размеров, что может привести к негерметичности клапана, удерживающего тосол внутри системы. И я думаю, что сюрпризы на этом точно не заканчиваются.

  • Войдите, чтобы оставлять комментарии

Почему сжимается и лопается патрубок радиатора

Одним из опасных проявлений неисправности системы охлаждения является нарушение геометрии патрубков радиатора. Чем опасна ситуация, если на остывшем двигателе входной или выходной патрубки радиатора сплющиваются, а при прогреве постепенно возвращаются в нормальное состояние? Почему это происходит, можно ли решить проблему своими силами?

О давлении в системе охлаждения

Для эффективного отвода тепла с рубашки двигателя жидкостные системы охлаждения герметично изолированы от окружающей среды и способны выдерживать давление от 1,2 до 2, и более атмосфер. Это необходимо, чтобы исключить закипание охлаждающей жидкости при достижении температуры в 100°C. При повышенном давлении различные марки тосола и антифриза способны кипеть при нагреве до 107°C−120°C, а иногда и 150°C.

Технические средства для повышения давления в системе охлаждения не применяются. Нужные значения достигаются за счет естественного увеличения объема нагревающейся жидкости, циркулирующей в «рубашке» работающего двигателя. Излишнее давление сбрасывается через оснащенную специальными клапанами крышку расширительного бачка системы, в котором всегда присутствует некоторое количество воздуха.

Заломы и трещины патрубков радиатора

Сброшенный при расширении тосола или антифриза излишек воздуха в бачке после остановки и охлаждения двигателя компенсируется из атмосферы через второй – обратный клапан крышки. Если этого не происходит, в бачке, радиаторе, соединительных патрубках и рубашке мотора создается разряжение. Первыми на это реагируют сжатием наименее прочные элементы системы – резиновые патрубки радиатора.

Максимально возможное значение отрицательного (в сравнении с атмосферным) давления охлаждающей жидкости зависит от разницы температур нагретого и остывшего двигателя. Не случайно автомобилисты замечают возникшую проблему именно зимой, когда разброс температур максимален. Патрубки при этом ускоренно изнашиваются и, потеряв начальную эластичность, могут лопнуть. С такой неисправностью эксплуатировать автомобиль нельзя.

Крышка расширительного бачка: особенности конструкции

Кроме пластмассового корпуса, резьбовой части и герметизирующей прокладки, крышка бачка оборудована двумя клапанами: впускным и выпускным. Каждый из них рассчитан и должен срабатывать при определенных условиях. Первый открывается при избыточном давлении – к примеру, в 1,2 Бара. Второй нужен для компенсации давления, когда тосол остывает. Если этот клапан неисправен, в системе создается опасный уровень разряжения.

Решение проблемы – промывка клапанов или покупка новой крышки

Металлические детали клапанов могут быть просто засорены грязью из системы охлаждения, если она давно не подверглась промывке. В подобных случаях проблему можно на время устранить продувкой и прочисткой клапанов крышки. При повторных отказах придется начать с генеральной промывки всего контура охлаждения. В случае, когда неисправность клапанов связана с коррозией их металлических элементов, следует приобрести новую крышку.

Как определить неисправность

Для того, чтобы убедиться, что патрубки радиатора сплющиваются именно из-за сильного разряжения в системе охлаждения, и в этом виновата крышка бачка, последнюю достаточно немного открутить по резьбе (только на холодном двигателе). Характерный свист поступающего воздуха укажет на забитый или заржавевший обратный клапан. Если свиста нет, нужно промыть всю систему. При этом лучше начать с верхнего патрубка радиатора, которым он соединен с расширительным бачком.

Почему покупка новой крышки может не решить проблему

К сожалению, простейшая деталь ценой в несколько рублей далеко не всегда соответствует предъявляемым требованиям. Крышка может не функционировать из-за значительного разброса давлений, при которых открываются или закрываются установленные в ней клапаны. Проверить их исправность и порог срабатывания можно при помощи компрессора для подкачки шин, а подрегулировать – уменьшением числа витков соответствующей пружины. Либо просто купить и установить крышку другого производителя.

По какой причине патрубок в радиаторе системы охлаждения может сжаться или лопнуть

От того, в каком состоянии находится охлаждающая система в машине, зависят рабочие характеристики движка. Самая неприятная ситуация, с которой здесь можно столкнуться, это нарушенная геометрия патрубка теплообменника. Водители нередко жалуются, что на холодном двигателе происходит сжатие входных или выходных патрубков, а при прогреве они принимают прежнюю форму. Поговорим о том, из-за чего это случается и возможно ли самостоятельное решение проблемы.

почему сжимаются патрубки

Почему сжимаются патрубки: Неисправность патрубков и давление в системе охлаждения

Для нормального отведения тепла с нагревающегося мотора предусмотрена надежная изоляция охлаждающих систем жидкостного типа от внешнего пространства. Они не боятся давления в 1,2 атмосферы и выше. Это делается с той целью, чтобы при достижении температуры в 100°C антифриз не закипал. Большое давление приводит к тому, что разные типы охлаждающей жидкости закипают при достижении температуры в 107 – 120°C.

В охлаждающей системе отсутствуют технические средства, способные приводить к увеличению давления. Достижение нужного показателя происходит благодаря естественному повышению объемов нагревающейся жидкости, циркулирующей в работающем двигателе. Избыток давления должен покидать расширительный бачок, крышка которого оборудована специальными клапанами.

При остановке и охлаждении мотора бачок избавляется от лишнего воздуха. Предусмотрена его компенсация из окружающего пространства, он приходит по второму клапану, расположенному в другом месте крышки. При сбое этого процесса бачок, радиатор и все патрубки сталкиваются с разряжением. Сначала с этой проблемой приходится иметь дело резиновым патрубкам теплообменника.

На наибольший возможный показатель минимального давления антифриза влияет температурная разница между нагретым и остывшим двигателем. Не зря водители чаще всего сталкиваются с этой проблемой зимой, ведь на морозе эта величина достигает огромных значений. Патрубок, имея подобный дефект, подвержен очень быстрому изнашиванию и лишается первоначальной эластичности. При самом плохом исходе шланги рвутся.

сжимаются патрубки системы охлаждения

Лопающиеся патрубки и засор охлаждающей системы

А сейчас напомним вам конструкцию крышки в расширительном бачке. Данная деталь имеет пару клапанов:

И тот, и другой должны начать работать при определенном условии. Если давление избыточное, происходит открытие впускного клапана. А если нужно компенсировать давление при остывающем моторе, то настает очередь выпускного.

Для решения проблемы необходимо вначале выяснить причины ее возникновения. Клапаны крышки сделаны из металлических деталей, в которые могла всего лишь попасть грязь и создать засор. Здесь проблема устраняется при помощи:

  • продувания клапанов;
  • промывания клапанов.

При повторном появлении неисправности нужно сделать промывку всего контура системы охлаждения. Если дефект возник из-за того, что крышка проржавела, то выход один – менять деталь.

Для проверки того, что сжатие патрубков происходит благодаря сильному разряжению в охлаждающей системе и во всем винить нужно крышку, просто выкрутите эту деталь. Если будет слышен свист при поступлении воздуха, то виновата точно крышка. В прочих ситуациях система требует полной промывки. Причем сначала промойте верхний патрубок.

При сжатии патрубков в радиаторе при остывшем двигателе проблему надо искать в охлаждающей системе. Сначала проверьте состояние крышки, поскольку дело может быть в засорении клапанов.

Как патрубки системы охлаждения могут стать причиной серьезной поломки двигателя

Мало кто обращает внимание на резиновые патрубки системы охлаждения двигателя. Между тем, они могут стать причиной серьезных проблем, особенно в зимний период. Портал «АвтоВзгляд» рассказывает о самых серьезных бедах, которые могут принести эти «резинки».

Поделиться

Изображение Как патрубки системы охлаждения могут стать причиной серьезной поломки двигателя

За состоянием патрубков системы охлаждения надо пристально следить, ведь от них зависит герметичность, а значит — и исправность всего силового агрегата. Мало кто знает, что при определенных обстоятельствах патрубки могут сжиматься или наоборот, раздуваться и даже лопаться. Что, понятное дело, принесет много бед автовладельцу.

Дело в том, что когда водитель глушит мотор, тот начинает остывать и через клапан, расположенный в крышке расширительного бачка, уходит лишний воздух. Этот излишек компенсируется из атмосферы через второй — обратный клапан крышки. Если подобного не происходит, то в системе охлаждения создается разряжение. Вот резиновые патрубки и сжимаются.

Подобная проблема чаще всего появляется именно зимой, когда наиболее явно ощущается разброс температур. Здесь надо иметь в виду, что при таком сжатии патрубки изнашиваются и теряют эластичность. В худшем случае, на «резинках» появляются трещины, что в конечном итоге приводит к утечке антифриза, а это прямой путь к перегреву мотора.

Стали известны первые подробности о новом поколении Skoda Superb

Фотошпионы поймали прототип флагмана бренда

Фото: Motor1.com

Читайте также

Если забился или неисправен один из клапанов крышки расширительного бачка, точнее тот, что открывается при избыточном давлении, то в системе может резко скакнуть это самое давление. Подобное произойдет, скажем, если нагрузить двигатель. Например, машина застряла в снегу и водитель сильно газует, стараясь выбраться из снежного плена. При резком скачке давления, один из патрубков может надуться, а если он старый или некачественный, то и вовсе лопнуть. Это также приведет к серьезной утечке охлаждающей жидкости и перегреву мотора.

Не будем забывать и о том, что резиновые патрубки со временем рассыхаются. На их краях появляются трещины, что также может стать причиной утечек. Проблему можно решить затяжкой хомутов, но это лишь временная мера.

Наконец, не экономьте при ремонте системы охлаждения и никогда не сажайте патрубок на герметик. Липкая субстанция может забить тонкие каналы, если ее намазать толстым слоем. К тому же их будет сложно оторвать при следующей замене. Кроме этого, не поленитесь заменить все патрубки новыми. Ведь они продавливаются от хомутов и запоминают форму старой детали, скажем, при замене радиатора. В итоге, если снова поставить старые патрубки, то утечек не избежать.

Тряхнуть стариной: сравнительный тест-драйв Mitsubishi Outlander и Nissan X-Trail

Выясняем, кто же из японцев «круче»

Фото из открытых источников

Читайте также

Подпишитесь на канал «Автовзгляд»

  • #двигатель
  • #ДВС
  • #дешевые машины
  • #бюджетные авто
  • #автосервис
  • #ремонт
  • #запчасти
  • #техническое обслуживание

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *