Коробка отбора мощности что это
Перейти к содержимому

Коробка отбора мощности что это

  • автор:

Коробка отбора мощности

Назначение коробки отбора мощности

Коробка отбора мощности установки подъемной для освоения и ремонта нефтяных и газовых скважин (далее коробка отбора мощности) предназначена для отбора и передачи мощности от ходового двигателя шасси установки подъемной через раздаточный редуктор на исполнительные механизмы установки.

Коробка отбора мощности может эксплуатироваться только в составе вышеуказанных установок подъемных.

Технические характеристики

Передаваемая мощность, кВт (л.с.), не более

Масса коробки отбора мощности, кг., не более:

Назначение коробки отбора мощности

Описание коробки отбора мощности

Корпус коробки отбора мощности отлит из стали и прикреплен болтами к верхнему фланцу раздаточной коробки шасси.

В корпусе коробки на двух конических роликоподшипниках установлен вал отбора мощности, несущий свободно поставленные на шарикоподшипниках косозубые шестерни (первой и второй скорости соответственно), находящиеся в постоянном зацеплении с шестернями раздаточной коробки. Включение шестерен производится зубчатой муфтой, которая перемещается вилкой, закрепленной на штоке, имеющем три положения: первая передача, вторая передача и нейтраль (выключенное положение), фиксируемые шариковым фиксатором. На валу насажен фланец для присоединения карданного вала привода раздаточного редуктора.

Рычаг управления коробкой отбора мощности находится в кабине водителя.

№ поз.

Обозначение

Наименование

Description

Кол-во

Коробка отбора мощности: виды, требования, устранение поломок собственными силами

что такое коробка отбора мощности

Коробка отбора мощности (КОМ) применяется на грузовиках (КамАЗ и МАЗ), автокранах, автоцистернах, коммунальной и другой спецтехнике. Устанавливается она, как правило, на раздатку или трансмиссию.

Что такое коробка отбора мощности?

КОМ является устройством, за счет которого крутящий момент силовой установки передается на рабочую технику: насосы, лебедки, компрессорные установки и т.д. Назначение коробки отбора мощности – приводить в движение рабочую технику через саму коробку либо промежуточный механизм (карданный вал или гидравлический насос). Такое приспособление не является обязательным узлом КПП.

Какие бывают КОМ?

Специалисты, которые знают, что такое коробка отбора мощности, различают данный механизм по таким параметрам:

  • количество ступеней в устройстве;
  • значения передаточного числа;
  • число валов и их размещение;
  • с реверсом и без него;
  • разновидность системы управления.

Последний параметр в свою очередь подразделяется на: электропневматические, механические либо гидравлические.

К тому же, есть зависимые и независимые КОМ. Первые включаются исключительно при выжатой педали сцепления. Они, по существу, объединены с коробкой передач. Нельзя задействовать этот узел, когда техника движется. Из положительных качеств этого варианта можно отметить экономию мощности мотора и небольшой вес устройства.

Зачем нужна коробка отбора мощности независимого типа – она полноценно функционирует на движущемся автомобиле или неподвижном с включенным либо выключенным сцеплением. Указанные модели совместимы с силовыми установками и КПП любого вида. Аналогичная ситуация с их управляющей системой, она может быть разной.

назначение коробки отбора мощности

Как работает коробка отбора мощности камаз?

По большому счету КОМ похожа на КПП, только гораздо проще. В ней установлен ведущий вал, с жестко закрепленной шестерней. После включения она зацепляется с ведомой шестеренкой, установленной на другой вал (по сути – ВОМ), передающий вращающий момент на рабочую технику.

При управлении коробкой механическим способом шток передвигается посредством рычага. Если есть пневмоэлектрическая система, то в механизме должна присутствовать камера, в которую нагнетается воздух под давлением. Воздух оказывает действие на диафрагму, к которой присоединена пружина, впоследствии чего она сжимается, перемещая шток с включающей вилкой. Производится вход шестеренок в зацепление. После спускания воздуха пружина выпрямляется, шток перемещается назад, шестеренки рассоединяются.

КОМ может отнимать до 40% мощности двигателя. В большей части моделей включение происходит тогда, когда автомобиль неподвижен. Хотя существуют и такие (к примеру, на коммунальном оборудовании), которые функционируют и при движении машины.

Зачем нужна коробка отбора мощности?

При производстве КОМ разработчики стремятся придерживаться таких условий:

  • компактность и малый вес;
  • большой ресурс работы благодаря увеличенной устойчивости к износу;
  • изготовление шестеренной пары с заданным передаточным числом;
  • агрегат должен отбирать на рабочую технику заданное количество мощности двигателя;
  • включение коробки снаружи или из водительской кабины без значительных усилий;
  • пробег между обслуживаниями должен быть не меньше, чем у остальных узлов коробки передач;
  • функционирование коробки не должно оказывать негативное влияния на ресурс работы сцепления и силовой установки.

Данные условия относятся к коробкам отбора мощности любого вида, поскольку все они имеют идентичный принцип действия. При выполнении всех требований, этот узел не влияет негативно на другие рабочие характеристики авто.

назначение коробки отбора мощности

Назначение коробки отбора мощности и наиболее распространенные поломки

КОМ, как и любая другая установка транспорта специального назначения, будет функционировать долго и надежно только в той ситуации, когда выполняются предписания по ее использованию. А именно при периодическом и своевременном осуществлении техобслуживания. Для устройства КОМ это крайне необходимо, так как ее узлы работают под большими нагрузками.

Критическим нюансом также является корректное использование КОМ. Запускать этот узел необходимо в соответствии с предписаниями конкретно к данной модели (к примеру, исключительно при включенном сцеплении и остановленном автомобиле).

Имеет значение надежная фиксация агрегата при монтаже, так как иначе появится большая вибрация, что негативно повлияет на его работу.

В ходе ремонта КОМ необходимо осмотреть ведомую шестерню на возможность ее будущего использования. Если она находится в плохом состоянии, а обслуживающий персонал этого не заметит, то эта оплошность может послужить причиной повышенного износа ведущей шестеренки.

Поломки, которые периодически возникают с коробкой, бывают разные. Нужно понимать, как работает коробка отбора мощности камаз в изначальном состоянии, чтобы вовремя заметить перебои. Некоторые можно обнаружить самому и исправить, не отправляя автомобиль в сервисцентр. Вот некоторые из таких неисправностей:

  • увеличенный шум – причиной может быть некорректное зацепление шестерней;
  • механизм не включается, травит воздух – нужно проверить, не повреждена ли диафрагма в камере пневматического управления;
  • узел невозможно включить полностью – вероятно, вышла из строя возвратная пружина;
  • протекание рабочей жидкости на фланцах – засорился сапун или выработались уплотнения.

При большей части других неисправностей нужно прибегнуть к помощи профессиональных мастеров, использующих специальную технику для проверки и ремонта.

Коробка отбора мощности: типы, самостоятельно устраняемые неисправности

Коробка отбора мощности (КОМ) – важная составная часть многих грузовых автомобилей. Главное предназначение КОМ – отбирать часть крутящего момента двигателя для ее последующей передачи к различным устройствам, смонтированным на шасси автомобиля.

При выборе коробки отбора мощности следует учитывать четыре параметра:

  • количество ступеней и значение придаточных чисел;
  • наличие реверса;
  • количество и расположение валов;
  • тип привода.

Эти небольшие по своим размерам агрегаты могут передать до 45% мощности силового агрегата. Этот вид оборудования применяют во многих видах спецтехники. Без коробок отбора мощности не обходятся коммунальная техника, автокраны, тягачи, автоцистерны.

Кроме того, различают воздушные и механические коробки отбора мощности. В первом случае их устанавливают на отечественную технику. Здесь коробка передает крутящий момент, фиксируя положения КПП с помощью специальной рукояти. Воздушную коробку отбора мощности приводит в действие сжатый воздух с помощью пневматической системы.

Варианты установки и возможные неисправности коробки отбора мощности

Местом «прописки» КОМ внутри авто может стать раздаточная коробка, КПП, двигатель или пространство между мотором и коробкой передач. Но какое бы конструкторское решение не было применено, цели и задачи устройства всегда остаются одними и теми же – качественно передавать крутящий момент на установленное оборудование.

Коробка отбора мощности выполняет огромный объем тяжелой работы, поэтому состоит из деталей исключительной прочности. Тем не менее, с ней могут случаться поломки. Некоторые можно определить самостоятельно и устранить, не гоняя машину в сервисный центр.

К таким относятся:

  • Повышенный шум. Возможная причина – неправильное зацепление шестеренок.
  • Узел не включается. Пробивается струя воздуха. Надо проверить целостность диафрагмы в камере пневмоуправления.
  • Механизм не выключается полностью. Возможно, сломалась возвратная пружина.
  • На фланцах – подтекание рабочей жидкости. Загрязнился сапун либо износились уплотнения.

При большинстве других неполадок, надо обратиться к квалифицированным мастерам, в распоряжении которых имеется специальное оборудование для диагностики и ремонта.

На сайте компании ООО «АТБ Транс» вы можете купить коробки отбора мощности для тягачей МЗКТ от производителя. Для заказа детали обращайтесь к нам по телефону, указанному в верхней части сайта или через форму обратной связи. Мы также осуществляем ремонт грузовой техники в Челябинске с использованием качественного оборудования.

Способы управления коробкой отбора мощности автомобиля

Трансмиссия типового автомобиля грузового класса предназначена для передачи энергии от двигателя к колёсам. На автомобильном шасси этого класса собирается большое разнообразие специальных автомобилей, и их мы можем наблюдать ежедневно не один десяток на дорогах. Это различного рода машины по уборке и содержанию дорог, автоэвакуаторы, специальные автомобили, предназначенные для строительных и монтажных работ, перевозке жидких и сыпучих грузов. Возникает актуальная задача по организации трансмиссии мощности от двигателя автомобиля к различным механизмам спецавтотехники (насос гидропривода, компрессор или насос для перекачки жидкого груза, приводы различных механизмов и т.д.).

Первым звеном этой трансмиссии является коробка отбора мощности (КОМ), устанавливаемая на один из агрегатов базовой трансмиссии автомобильного шасси. Например, коробка отбора мощности ISO для коробки перемены передач (КПП) КАМАЗа, ГАЗа (выход назад) с пневмоуправлением показана на рис.1.

Традиционно в большинстве случаев КОМ устанавливается на коробку передач автомобиля. Более редкими, но встречающиеся в современной спецавтотехнике решения: установка на раздаточной коробке и в разрезе карданного вала (от КПП до главной передачи).

При этом в большинстве случаев КОМ является механизмом с возможностью включения/выключения передаваемого вращения. Это связано с тем, что оборудование, установленное на спецавтомобиле в процессе движения автомобиля не должно работать, например насос гидропривода самосвала или крана, топливоперекачивающий насос автомобиля для перевозки жидкого топлива или сжиженного газа.

Механизм КОМа включается для выполнения работ при остановленном движении автомобиля, при положении коробки передач «нейтраль». Однако есть виды специальных автомобилей, чьи механизмы должны быть задействованы в процессе движения: подметально-уборочные машины, автомобили для мойки ограждений — в этих случаях применяются КОМы, позволяющие отбирать мощность в процессе движения, независимо от положения коробки передач. Для автомобилей с автоматической коробкой передач наиболее логичным решением является КОМ, установленный в зацеплении с насосным колесом гидротрансформатора (входной вал АКПП). Более редкими и технически сложными случаями является установка постоянно включенного КОМа на механической коробке передач или на раздаточной коробке.

В этой статье подробнее рассмотрим три основных способа управления включением/выключением КОМа по их физическому принципу: пневматический, механический и вакуумный.

Большинство автомобильных шасси грузового класса оснащаются пневматически приводными тормозами, на таких автомобилях по умолчанию установлен компрессор, ресивер и вся необходимая аппаратура для управления пневмосистемой. Наиболее логичным в этом случае способом управления является управление избыточным давлением воздуха — КОМ с пневмоуправлением.

Рис.3. КОМ 01006200175 с пневмоуправлением и установленным на нём аксиально-поршневым насосом.

К преимуществам этого решения относятся:

  • удобство прокладки пневматических трубок по автомобилю (в сечении до 10 мм)
  • небольшой допустимый радиус изгиба.

Рис.4. КОМ 01004302176 с пневмоуправлением на два выхода. Установлены насос (вверху) и фрикционная муфта механической передачи (внизу).

Пневматические трубки, фитинги и клапаны изготавливаются в большом разнообразии и в подходящем для автомобильного применения: коррозионностойком и климатическом исполнениях. Для управления КОМом из кабины доступны эргономичные и современные пневматические переключатели для тех случаев, когда допускается прокладка пневматических трубок в кабину и не требуется автоматическая блокировка для повышения безопасности.

Рис.5. Пневмопереключатель N-GAGE 10000100515 со встроенным индикатором.

Установка системы пневмоуправления на автомобиль не представляется сложной задачей. Комплекты пневматического управления представлены на 12В и 24В; в него входят: пневматическая трубка, кабель, фитинги, электроуправляемый пневматический клапан, вспомогательные элементы. При установке этой системы в кабину прокладывается электрический кабель управления клапаном.

Рис.6. Комплект пневматического управления на 24В 46010700406.

Серьёзным преимуществом КОМа с пневмоуправлением является возможность автоматизации функций безопасности управления. Случайное включение КОМа при движении автомобиля может привести к поломке приводимого оборудования или коробки передач автомобиля. Поэтому установка электроуправляемого пневматического клапана в линию включения КОМа может быть эффективной мерой для предотвращения включения во время движения автомобиля.

Конструктору автомобиля также необходимо внимательно проанализировать риски включения КОМа при направлении вращения трансмисии в неприемлемом направлении (например, при установке КОМа на раздаточной коробке), в результате ошибочного включения может быть повреждён приводимый механизм (например, нереверсивный насос). Электроуправляемый пневматический клапан и в этом случае может быть необходимой и достаточной мерой безопасности.

К недостаткам данного способа управления является то, что его невозможно реализовать на автомобиле без пневмосистемы.

Для автомобилей, не имеющих бортовой штатной пневмосистемы, таких как: Газель, Hyundai HD-78, Isuzu NQR 75, Hino 300 и некоторые других, предлагаются КОМы с механическим управлением посредством тросового управления.

Рис.7. КОМ 08506300131, установленный на ГАЗЕЛЬ.

Самый простой и надёжный из возможных механизм управления. И он, к сожалению, не лишён недостатков при эксплуатации: усилие для управления КОМом заметно больше, по сравнению с пневматическим, при понижении температуры это усилие может серьёзно увеличиться из-за замерзания смазки между тросом и его внешней оболочкой и снижением эластичности самой оболочки.

Рис.8. Установленный трос механического включения КОМ в кабине.

Кроме того, от оператора автомобиля требуется повышенное внимание при управлении КОМом, не предусмотрена автоматическая защита от ошибочного включения при движении автомобиля. Да, на тросовом управлении есть фиксатор рычага, который не позволит его сдвинуть случайно, но построить простую автоматическую систему блокировки включения КОМа с механическим управлением при движении автомобиля не представляется возможным. Особые затруднения при установке такого КОМа могут возникнуть у установщика: достаточно жесткий трос имеет значительный допустимый радиус изгиба (порядка 400-600 мм).

Рис. 9. КОМ 06837900136 для Hyundai HD-78 c вакуумным управлением.

Указанные недостатки управления и монтажа для КОМа с механическим управлением отсутствуют у третьего вида управления — вакуумное управление. В автомобилях без пневмосистемы для привода тормозных механизмов может использоваться вакуум, возникающий при работе двигателя внутреннего сгорания. В управлении и монтаже этот вид КОМа сопоставим с пневмоуправляемым, но с точки зрения надёжности заметно ему уступает. В вакуумных трубках и в самой камере управления КОМом при работе создаётся пониженное (относительно атмосферы) давление. Любая неплотность соединения деталей механизмов приводит к тому, что в этих местах засасывается воздух из окружающей среды, который нередко содержит дорожную грязь, частицы раствора противогололедного реагента и прочий мусор. Как следствие — возникает ускоренная коррозия внутренних частей механизмов и их заклинивание. Необходимо также учесть, что энергетический потенциал вакуумной системы значительно уступает пневматической, поэтому установка дополнительного вакуумного механизма в штатную вакуумную систему управления тормозными механизмами автомобиля более серьёзно снижает надёжность автомобиля по сравнению с установкой пневмоуправляемого КОМа на автомобиль с штатным компрессором.

Рис.10. Электрокомпрессор серии AIR-PACK

Для задач, где клиент хотел бы сохранить удобство и надёжность пневмоуправляемого КОМа, при установке на автомобиль, не обладающий штатным компрессором, мы можем предложить автономный электрокомпрессор в блочном исполнении с ресивером серии AIR-PACK. Установка данного устройства позволит применить на автомобиле пневмоуправляемый КОМ со всеми его преимуществами в плане надёжности и удобства монтажа, а также иметь дополнительный источник сжатого воздуха для других маломощных потребителей.

Статью подготовил ведущий инженер «Группа Гидравликовъ»

Куликов Дмитрий Геннадьевич

Тел.: 8(495)505-63-23, доб. 106

Редакция статьи:

Пономарев Владимир Викторович

Компания благодарит партнёров за предоставленные фотографии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *