Ретардер на грузовике что это
Перейти к содержимому

Ретардер на грузовике что это

  • автор:

Тормоз-замедлитель, Ретардер, Интардер, Турбо-ретандер, Горный тормоз и Jake Brake. Все что нужно знать о необычных тормозах.

Недавно мне попалась статья о новых сверхтяжелых тягачах Mercedes-Benz, способных тянуть за собой до 250 тонн. Но заинтересовало меня не грузоподьемность, а конкретно некоторые технические решения, а именно — «Турбо-ретардер». Но прежде чем начинать разбираться в «Турбо-ретардере», следовала узнать что такое просто «ретардер», и с чем его едят. По мере изучения предмета, я наткнулся на огромное колличество интересных технических решений. Интересно? Погнали.

Начать конечно следует с википедии.

Тормоз-замедлитель, ретардер (англ. retarder), — устройство, предназначенное для снижения скорости транспортного средства без задействования основной тормозной системы. Из большого количества схем чаще всего применяются электромагнитная и гидравлическая. Преимущество гидравлического тормоза-замедлителя в стабильности тормозного усилия по мере повышения температуры, в то время как электродинамический ретардер способен выдавать большее тормозное усилие.

К слову, в англоязычном разделе вики статья на эту тему в 10 раза больше, чем в русском:

Теперь более подробный разбор.

По месту расположения ретардеры разделяют на первичные (перед коробкой передач) и вторичные (за ней). Недостаток первичных в том, что при переключении передач происходит прерывание тормозного момента — что, разумеется, нежелательно.

Гидродинамический ретардер

Гидродинамический ретардер по принципу работы очень похож на гидротрансформатор. Ретардер этого типа состоит из двух турбин, закрепленных на одной оси в общем корпусе. Ротор жестко связан с ведущими элементами трансмиссии, в то время как статор жестко соединен с корпусом. При движении машины ротор бесцельно гоняет воздух внутри ретардера, а при включении ретардера открывается клапан, через который сжатый воздух поступает в расширительный бак, и рабочая жидкость начинает поступать внутрь турбины. Ротор, движимый карданным валом, разгоняет масло, которое затем попадает в статор и тормозится, замедляя тем самым и ТС. Для вывода тепла чаще всего используется система охлаждения двигателя. Ретардеры могут оборудоваться собственным радиатором, если объем системы охлаждения автодома не рассчитан на появление дополнительных источников тепла. В новых моделях этих устройств система охлаждения ретардера объединена с системой охлаждения двигателя, что не только делает конструкцию проще и легче, но и позволяет достичь большей стабильности температурного режима работы. Недостатком гидродинамического ретардера является тот факт, что для достижения эффективного торможения ему необходимы достаточно высокие обороты.

Электродинамический ретардер

Индукционные тормоза обеспечивают рассеивание энергии торможения за счет генерации токов Фуко. В состав тормоза-замедлителя как правило входят неподвижный статор и пара роторов, жестко соединенных с вращающим их приводным валом. Статор и роторы установлены коаксиально (что бы совпадали центральные оси) друг напротив друга и разделены небольшим воздушным зазором во избежание любого трения.
Статор играет роль индуктора. Он состоит из последовательно соединенной пары электромагнитов, которые при непрерывном протекании электрического тока через обмотки статора создают электромагнитное поле, необходимое для возникновения токов Фуко в материале роторов.
Роторы играют роль якоря. Они изготовлены из специального проводящего материала, и вихревые токи в роторах возникают только при вращении роторов с помощью приводного вала в магнитном поле, созданном статором.
Токи Фуко по определению представляют собой токи, возникающие в массивном металлическом проводнике при его помещении в переменное магнитное поле. Токи Фуко циркулируют вокруг линий магнитного потока, и эти токи также называются вихревыми токами.
Появление токов Фуко в материале ротора приводит к возникновению лапласовых сил, действующих в направлении, противоположном вращению ротора. В результате этого создается тормозящий момент, действующий на приводной вал и замедляющий таким образом движение автомобиля.
Токи Фуко являются причиной интенсивного повышения температуры роторов, тепло от которых отводится в атмосферу посредством системы вентиляции.
Несмотря на то, что электромагнитные ретардеры тяжелее гидродинамических, они имеют существенное преимущество — начинают эффективно работать практически с холостых оборотов. Слабая сторона – ресурс. Ретардеры такого типа, могут быть установлены непосредственно на вторичный вал трансмиссии или карданный вал. Фирма Telma предлагает еще один способ установки – «на ось» или «осевой ретардер», если переводить дословно – axle retarder. На самом деле он устанавливается на задний мост, и ротор крепиться на вал главной передачи.
Принцип действия индукционных тормозов может показаться простым, но он основывается на сложных физических законах, как, например, электрическое сопротивление материалов, электромагнетизм и термодинамика.

Последняя разработка фирмы Voith – акватардер. Он работает по тому же принципу что и гидродинамический, но вместо рабочего тела он использует не масло, а ОЖ двигателя. Акватардер установлен спереди двигателя и жестко закреплен с его коленчатым валом. Он относится к классу первичных ретардеров. Во время простоя работы (педаль тормоза не нажата) поток жидкости направляется помпой в систему охлаждения двигателя, минуя акватардер. Любое торможение активирует переключающий клапан, который направляет с помощью помпы весь поток охлаждающей жидкости в контур ретардера. Дальше эту функцию берет на себя сам ретардер, действуя как мощный насос. Чтобы с такой мощностью нагнетания получить желаемый тормозной момент, ретардер должен сопротивляться выходному сопротивлению. Этим дросселем является установленный на выходе акватардера пневматический регулировочный клапан, который служит бесступенчатым регулированием тормозного момента. При выключении ретардера оба клапана вентилируются и возвращаются в свое прежнее состояние. К недостаткам конструкции относиться малая мощность – около 1800 Нм, меньше, чем у ретардеров, работающих на масле (от 2000 до 3200 Нм). К достоинствам – малый вес, всего 32 кг, в сравнении с электромагнитным ретардером (в среднем от 100 кг) и простоту кострукции, так как нет необходимости в охлаждении.

Интардер
Некоторые производители автобусов и среднетоннажных грузовиков европейской конструкторской школы (ZF Friedrichshafen AG) встраивают ретандер непосредственно в коробку передач, чем достигается экономия в весе, простота обслуживания а так же возможность охлаждения агрегата ОЖ двигателя. Наиболее распространенным способом является установка ретардера за коробкой передач. Он соединяется со вторичным валом не напрямую, а через пару шестерен с передаточным отношением примерно 1:2, поэтому скорость вращения ротора здесь в два раза выше (что позволяет улучшить характеристики тормозного момента на малых скоростях). Но собственно почему интардер вынесен отдельно от гидродинамического ретардер? Все дело в соединении шестерен в соотношении 1:2. Я думаю, что ZF запатентовала эту схему, и другие производители не идут по этому пути по причине вынужденных отчислений.

***
Турборетандер на тяжелых тягачах Mercedes-Benz Actros SLT и Arocs SLT

Тянуть за собой 250 тонн очень тяжело. Но еще тяжелее начать движение с таким грузом. Гениальность турбо-ретардера в том, что помимо своей основной функции, выполняет роль гидромуфтыв начале движения. Преимуществом такого способа передачи усилия является быстрое и плавное силовое замыкание с высоким проскальзыванием, при полном крутящем моменте двигателя до 3000 Нм, без износа узлов.
При нажатии на педаль акселератора, с помощью сжатого воздуха масло закачивается в сцепление с турбо-ретардером, это создает силовое замыкание между двигателем и первичным валом коробки передач. Количество масла регулируется нажатием на акселератор. Непосредственно после начала движения сцепление с турбо-ретардером замыкается, и масло удаляется из корпуса под воздействием центробежной силы, силовое замыкание между двигателем и коробкой передач производится стандартным способом с наивысшим КПД посредством фрикционного сцепления. В зависимости от нагрузки, подъема и выбранной программы движения тягач начинает движение на первой или второй передаче.
Поскольку трогание с места с проскальзывающим сцеплением не требуется, на SLT оно выполнено как однодисковое сухое сцепление. (На Semi-SLT без сцепления с турбо-ретардером применяется двухдисковое сухое сцепление).
При торможении турбинное колесо останавливается, и масло повторно закачивается в корпус, в этом случае сцепление с турбо-ретардером берет на себя функцию мощного первичного ретардера.
Так же, водитель может маневрировать на очень малых скоростях, контролируя скорость педалью газа, как на обычной автоматической коробке передач с гидротрансформатором. Тронуться на подъеме с сотней тонн позади, тоже труда не составит

Так же, я посчитал нужным добавить в обзор такие неотъемлимые средства остановки грузового транспортного средства, как Горный (моторный) тормоз и Jake Break.

Горный (моторный) тормоз

Является самым простым, дешевым и универсальным средством торможения автомобиля. Работает только при включенной передаче и отпущенной педали акселератора. Суть работы горного тормоза сводится к отключению подачи топлива и частичному перекрытию выпускного тракта с целью создания противодавления на такте выпуска. Чаще всего представляет из себя заслонки с вакуумным сервоприводом. Конструктивно заслонка выполнена таким образом, чтобы обеспечить размер остаточного зазора достаточным для того, чтобы слишком большое противодавление не мешало нормальной работе выпускного клапана (точнее — исключалось его неконтролируемое открытие под воздействием отработавших газов из соседних цилиндров). Это одна из особенностей, ограничивающих максимальный тормозной момент такого тормоза-замедлителя.

К слову:
Эта же система использована для ускоренного прогрева грузовых дизелей Isuzu, Mazda, Mitsubishi. Включается отдельной кнопкой — нарисован двигатель со снежинкой. Выключается по сигналу от датчика температуры.

Нашел маленький отзыв о опыте пользования горным тормозом:

» — Во время недавней поездки в Монголию не один перевал пришлось проходить. Рено Премиум-3 имеет автоматическую заслонку. Включил-закрылась. Нажал газ-открылась. Отпустил газ-опять закрылась. Очень удобно на пересеченной местности(вниз-вверх-вниз). По эффективности: с небольшим грузом (8 тонн в контейнере 40-ке) на затяжных спусках приходилось немного иногда помогать «парашютом». Пустому вполне хватает одного горняка. Только передачу надо правильную выбирать. Рекомендуемый диапазон эффективной работы горного тормоза 2000-2100 (выделен синим цветом на тахометре).
Чем выше обороты-тем эффективнее торможение. Мне с небольшим грузом хватало и не полной эффективности. На Рено-подрулевой рычажок. Включил-увидел синюю шкалу. Выключил-шкала погасла.»

Jake Brake
Американские моторостроители пошли своим путем: там уже не первое десятилетие применяют Jake Brake — относительно простой тормоз Джакобса, встроенный в газораспределительный механизм. Принцип его работы основан на сбросе давления в цилиндре после такта сжатия при помощи штатного выпускного клапана. Для этого между толкателем и стержнем клапана устанавливается промежуточное звено — плунжер, изменяющий длину под действием управляющей гидравлической системы. Активная фаза торможения продолжается и на такте расширения, когда после закрытия клапана в цилиндре создается разряжение, поэтому такой тормоз называют декомпрессионным. Jake Brake применяется на грузовиках Freightliner (двигатели Cummins и Caterpillar) и DAF (голландцы не стали разрабатывать оригинальную конструкцию, а просто обратились за помощью к американцам).
Свой тормоз «по мотивам Jake Brake», но с несколько иным принципом действия сконструировал и MAN. Баварцы пошли сразу двумя путями — использованием заслонки в выпускном коллекторе и модернизацией газораспределительного механизма: маленький плунжер, встроенный в коромысло, уходит вслед за клапаном вниз, а моторное масло (оно начинает поступать через отдельный канал) давит на плунжер и удерживает клапан в приоткрытом положении. В течение всех тактов, кроме впуска, выпускной клапан открыт — а значит, двигатель работает как обычный компрессор, засасывая воздух и нагнетая его в закрытую заслонкой выпускную систему. В итоге противодавление выхлопных газов возрастает настолько, что существенно тормозит поршень и в конечном итоге ведущие колеса.

Устройство и принцип работы Ретардера

Устройство и принцип работы Ретардера

Ретардер – тормоз-замедлитель авто, который позволяет остановить машину без использования тормозов.

Зачастую на грузовых авто используют Ретардер при съезде с горы или при долгих наклонах, где неразумно применять главную тормозную систему, которая расчитана на непродолжительное торможение, а также главные ее компоненты – диски, накладки, колодки, которые достаточно скоро нагреваются и перестают правильно осуществлять свою главную задачу – торможение.

Если возникла поломка, наша компания поможет произвести качественный и быстрый ремонт. Мы проведем диагностику и быстро устраним поломку.

В процессе использования и эксплуатации ретардера значительно возрастает до десяти раз срок работы тормозной системы авто, из-за уменьшения рабочей нагрузки на систему торможения.

Ремонт тормозной системы

Ремонт тормозной системы

Используют 2 вида ретардеров

Гидродинамический ретардер

Он включает в себя 2 турбины, они закреплены на одной оси в главном корпусе, который наполнен маслом. Ротор сопряжен с ведущими компонентами трансмиссии, статор сопряжен с корпусом. Когда включается ретардер – происходит открытие клапана, с помощью которого воздух под давлением проходит в расширительный бак. В турбину начинает поступать жидкость .Карданный вал двигает ротор, он в свою очередь разгоняет масло, после которое попадает в статор и затормаживается, в итоге происходит процесс замедления авто.

Чтобы вывести тепло зачастую применяют систему охлаждения двигателя. Ретардеры можно оснащать личным радиатором, в случае, когда системы охлаждения (ее объем) не хватает на возникновение вспомогательных источников тепла. Сейчас современные модели оснащены системой охлаждения, которая объединена с системой охлаждения двигателя, что упрощает конструкцию, и позволяет достигнуть лучшей стабильности в работе температуры. Главным недостатком этого ретардера считается то, что для получения положительных результатов торможения он использует довольно большие обороты.

Электромагнитный ретардер

Такие ретардеры значительно тяжелее гидродинамических, но при этом они обладают большим плюсом – эффективно работают с начальных холостых оборотов. Недостатком электромагнитного ретардера считается цена замены вышедших из строя электрических катушек.

Иногда изготовители помещают в саму коробку передач ретардер, чем обуславливается экономия в весе. Одним из самых лучших и испробованных методов считается установка ретардера за коробкой передач. В этом случае трансмиссия не подвержена лишним температурным перегрева. Еще используют метод установки: на ось или осевой ретардер. При данном методе ретардер крепится на задний мост.

Существует 2 вида управления ретардером

  • ручное управление. Ретардер монтируется в колонку под рулем;
  • управляется педалью тормоза.

Ручное управление включает в себя шесть режимов:

  • сила торможения (четыре режима);
  • положение для постоянного торможения;
  • нейтральная позиция.

Включение индукционного тормоза и регулирование тормозных сил осуществляется в зависимости от положения педали тормоза – чем больше давление на педаль, тем больше давление на тормоз.

Осуществляется давление на педаль тормоза или перемещается подрулевой переключатель, возникает и направляется напряжение от аккумуляторов к катушкам, смотря в каком положении находится педали ретардера. Вихреобразные токивозникшие в катушках, помогают сформировать силы функционирующих обратно пропорционально вращению роторов, благодаря которым и происходит остановка авто.

Ретардер включает в себя статор и 2 ротора (2 диска с крыльчаткой, которые соединены с карданными валами вращающими их). Находятся рядом друг с другом.

Статор является индуктором и включает в себя 2 электромагнитных соединений. Благодаря ним возникает электромагнитное поле, оно то и формирует вихревые замкнутые электротоки (токи Фуко). Роторы являются в свою очередь компонентами, из-за которых появляется торможение – они созданы из токопроводимых материалов, по этой причине они играют роль якоря. Появляются вихревые токи в случае вращательного процесса роторов при помощи карданного вала в магнитном поле, который создает статор.

Возникают случаи, когда Вы не можете транспортировать свой грузовик до сервиса. ГК Витес располагает эвакуатором для грузовиков. Оперативно отбуксируем ваше авто и приступим к устранению поломки.

Задать вопрос

Мы оказываем консультации и принимаем заявки на ремонт грузовиков и заявки на подбор запчастей дистанционно и рады видеть Вас в числе наших клиентов и партнеров!

Для чего нужен ретардер на грузовике и как он работает

С английского языка ретардер переводится как «замедлитель». Он приводит к замедлению движения без применения основой тормозной системы автомобиля. Его использование обеспечивает остановку транспортного средства за счет воздействия гидравлических или электромагнитных сил.

Ретардер на грузовике – что это такое

На транспортных средствах со значительной массой, таких как, например, тепловоз, масса которого способна достигать 40 и более тонн, экстренное торможение часто становится проблемой. Со значительной массой не в силах в некоторых случаях справиться фрикционная тормозная система. С этой целью используется ретардер.

Система часто применяется на грузовых автомобилях при длинных уклонах, спуске с горы. В такой ситуации основная тормозная система, накладки, диски, колодки, полноценно не работают. От перегрева они могут не справляться с торможением. Подобные системы чаще всего устанавливаются на следующие виды транспортных средств:

  • грузовики;
  • автомобили коммунального назначения;
  • городской транспорт.

Использование ретардера позволяет выполнять максимально плавное торможение. Такой тип тормозного устройства был разработан для железнодорожных составов. Первоначально они начали использоваться в середине ХХ века в США.

Дополнительное преимущество ретардера – увеличение срока службы тормозной системы в 5-10 раз. Учитывая высокую стоимость технического обслуживания автомобилей, это становится заметным преимуществом.

Разновидности ретардера

Модели отличаются способами размещения. Они могут быть первичными и находиться перед коробкой передач, также выпускаются вторичные, которые устанавливаются за коробкой . Минус первичных – не самое удобное в применении прерывание тормозного момента при переключении передач.

В настоящий момент производители предлагают два типа изделий:

  • гидродинамический;
  • электродинамический.

Оба вида призваны выполнять единую задачу. Применяются разные принципы использования и установки. Понять виды оборудования можно при визуальном осмотре.

Электродинамический хорошо виден сразу. Внешне он похож на расположенную под днищем транспортного средства своеобразную массивную кастрюлю. К карданным валам крепятся роторы с ребристой поверхностью. Они предназначены для охлаждения. Разогрев ротора при работе достигает 600°С и более.

Гидродинамический компактнее. Его вес редко превышает 85 кг. Для предотвращения перегрева ротора на него устанавливается термозащита.

Гидродинамический ретардер

Действие основывается на принципах гидродинамики. Конструкция состоит из двух лопастных колес, статора и ротора. Когда устройство начинает работать, пространство их размещения заполняется маслом, подающимся в пространство между лопастями неподвижного статора. Тепло, выделяемое при этом, отводится в радиатор автомобиля через масловодяной теплообменник.

Могут быть первичными и вторичными, отличающимися типом расположения относительно коробки передач. Могут устанавливаться за ней или перед. Вид установки зависит от модели коробки передач.

Электромагнитный ретардер

Достаточно массивная конструкция, располагающаяся между ведущим мостом и коробкой передач. Находится или непосредственно на коробке передач, на ведущем мосту, или на карданной передаче отдельно.

Состоят из двух жестко соединенных к карданным валом дисков. Статор находится между ними. При активизации начинает действовать принцип Фотта, подразумевающий, что в зависимости от выбранной силы торможения через электромагнитные катушки проходит электроток.

Роторы тормозит возникающее при этом магнитное поле, выделяемое тепло отводится за счет действия лопастей вентилятора. Дополнительная система охлаждения не требуется, устройство работает полностью автономно.

Как работает ретардер на грузовике

Существует два способа управления. Оно может быть ручным, в такой ситуации ручка управления устанавливается под рулем. Также можно пользоваться педалью тормоза. При ручном управлении применяется 6 режимов:

  • 4 режима торможения;
  • постоянное;
  • нейтральное положение.

Регулировка силы торможения выполняется степенью нажатия на педаль тормоза. Перемещение подрулевого переключателя или нажатие на педаль тормоза способствует передаче определенного напряжения к катушкам от аккумуляторных батарей. Это создает в катушках вихревые токи, действующие противоположно вращению роторов. Они способствуют торможению.

Изделие состоит из статора и двух роторов, установленных с минимальным зазором. Индуктором является статор, состоящих из двух последовательно соединенных магнитов, создающих электромагнитные токи (токи Фуко). Роторы выполняются из токопроводящих материалов, выполняя роль своеобразного якоря.

Вихревые потоки приводят к образованию сил, действующих в противоположном вращению ротора направлении. Тем самым они содействуют торможению.

Управлять системой достаточно просто. На многих моделях сегодня устанавливается электронная система V — contact , которая самостоятельно контролирует скорость движения на спуске, переходя в оптимальный режим. Минус в том, что на нее можно рассчитывать только на трассах хорошего уровня . На сложной дороге или избыточно крутом спуске доверять управление подобной системе небезопасно, здесь нужен только ручной контроль.

Куда ставят ретардер на грузовике

Устройства устанавливают на вторичный вал трансмиссии или карданный вал. Некоторые производители устанавливают на ось. Сегодня в зависимости от производителя существует четыре варианта установки:

  • после коробки передач;
  • между карданными валами, где отсутствует необходимость согласования с ведущим мостом или КПП – наиболее частый вариант расположения;
  • на ведущем мосте;
  • на среднем (проходном) ведущем мосте.

На полноприводных транспортных средствах ретардер устанавливается перед раздаточной коробкой . Есть и вар ианты расположения впереди двигателя, тогда это называется акватардер.

Порядок использования такого устройства основан на применении несколько иного принципа. Оно монтируется непосредственно на передней части двигателя, т. к. для обеспечения его работы применяется тосол. Это позволяет теплу, создающемуся при торможении, в обход отсутствующих в данном типе изделий водомасляных теплообменников уходить в систему охлаждения двигателя. Правда, сегодня такое устройство устанавливается только на грузовых автомобилях MAN . Возможно, в перспективе технология будет шире использоваться другими автоконцернами.

Подробная схема и чертеж ретардера

Модели состоят из двух дисков, оснащающихся для отвода тепла небольшими лопастями. Крутящий момент к ведущему мосту от коробки передают два фланца. Большая часть моделей включает на схеме следующие детали и элементы:

  • передний ротор, на котором присутствует способствующая эффективному охлаждению в работе крыльчатка;
  • ротор задней оси (задний ротор);
  • воздушный затвор регулировочных прокладок;
  • непосредственно воздушный зазор;
  • корпус передний;
  • задний;
  • вал;
  • подшипник;
  • манжета уплотнительная;
  • соединительный фланец;
  • обмотка;
  • полюс;
  • концентратор;
  • стопорные кольца.

Схема используется фактически во всех вариантах изделий производителей. При этом электромагнитный ретардер отличается максимально простой конструкцией. Такое устройство интегрируется в общую конструкцию автомобиля.

Преимущества использования электромагнитного retarder’a

К плюсам использования электромагнитного варианта относится хорошая плавность замедления, приводящая к повышению уровня комфорта. За счет меньшего износа тормозных колодок это повышает экономичность, экологичность и безопасность работы машины.

Еще один плюс – простота конструкции.

Высокая скорость реагирования существенно сокращает тормозной путь. Такие варианты устройств обеспечивают хороший тормозной эффект на минимальной скорости движения. Гидродинамическая конструкция на небольшой скорости часто с выполнением задачи не справляется. Массивный грузовой автомобиль на незначительной скорости на спуске такое устройство замедляет не очень успешно.

Недостатки использования электромагнитного retardera

Главным минусом данного типа становится значительная масса. В зависимости от конструкции и модели она варьируется от 100 до 400 кг. Итоговый вес зависит от мощности транспортного средства и массы автомобиля. Чем выше эти показатели, тем большим весом отличается замедлитель.

В работе ретардер электромагнитного типа сильно перегревается, поэтому нужна термозащита. Происходит высокая нагрузка на электрооборудование, поскольку замедлитель в работе требует большое количество тока.

Еще одним недостатком будет достаточно высокая стоимость. Планируя установку ретардера на тягач, придется доплатить примерно 4700 евро к цене транспортного средства. По этой причине многие перевозчики от установки замедлителя часто отказываются.

Ретардер на грузовике: принцип работы, особенности установки, целесообразность использования

Для повышения безопасности грузовых автомобилей во время транспортировки движения используются различные технологии, одна из них – установка дополнительных моторных тормозов (ретардеров). Благодаря этому повышается эффективность управления транспортным средством и снижается риск возникновения аварийных ситуаций. Из статьи вы узнаете, как работает ретардер на грузовиках и целесообразно ли его использовать.

Важно знать. Ретардер нельзя рассматривать как полноценную замену основной тормозной системы.

  • 1 Что такое ретардер
  • 2 Зачем на грузовик устанавливают ретардер
  • 3 Куда может устанавливаться ретардер
  • 4 Принцип работы тормоза-замедлителя
  • 5 Какими бывают ретардеры для грузовиков
  • 6 Стоит ли использовать ретардер: взвешиваем плюсы и минусы
  • 7 Заключение

Что такое ретардер

Ретардер на грузовике — что это такое? Данное устройство предназначено для снижения скорости движения и остановки транспортного средства без подключения тормозной системы. Ретардер создает сопротивление вращению колес грузовика, что приводит к замедлению движения. Это особенно полезно при спуске с горы и в других случаях, когда тормозная система подвергается повышенным нагрузкам и необходимо предотвратить ее перегрев и износ.

Чаще всего грузовики оснащаются и механическими тормозами, и ретардерами. Отличие между ними заключается в следующем: ретардер использует силу сопротивления двигателя транспортного средства, а механические тормоза – силу трения. При спуске с горы основная тормозная система позволяет мгновенно остановить грузовик, а ретардер обеспечивает более длительное и плавное замедление движения.

Также нужно рассмотреть, в чем разница между ретардером и интардером. Оба эти устройства предназначены для сопротивления движению и плавному замедлению транспортного средства. Однако, между ними есть отличия.

Ретардер устанавливается на разные части грузовика, а интардер размещается непосредственно внутри коробки передач. Ретардеры более универсальны и демонстрируют высокую эффективность в разных условиях и на разных скоростях. Интардеры хорошо проявляют себя во время движения на небольшой скорости по ровному дорожному покрытию.

Зачем на грузовик устанавливают ретардер

Для чего нужен ретардер? Устройство обеспечивает максимальную безопасность во время езды и контроль при торможении. Если транспортное средство оснащено только механическими тормозами, они подвергаются большим нагрузкам. Из-за этого на крутых склонах возможностей двигателя бывает недостаточно. В критической ситуации грузовик может нестись вниз на высокой скорости с вышедшими из строя тормозами. Установка ретардера поможет избежать подобного поворота событий, транспортное средство будет безопасно подтормаживать на спусках.

Важно знать. Установка ретардера на грузовик помогает в несколько раз увеличить срок службы тормозной системы. С учетом высокой стоимости технического обслуживания это является ощутимым преимуществом.

Куда может устанавливаться ретардер

Место установки тормоза-замедлителя (ретардера) зависит от модели грузовика, производителя, технических особенностей детали. Важно, чтобы монтаж выполняли специалисты.

  • рядом с коробкой передач;
  • на ведущем мосте;
  • на среднем (проходном) мосте;
  • между карданными валами.

Принцип работы тормоза-замедлителя

Принцип работы ретардера на грузовике заключается в следующем:

  • водитель включает тормоз-замедлитель (управление осуществляется либо вручную, либо с помощью педали);
  • ретардер использует энергию двигателя для создания сопротивления движению грузовика;
  • замедляется скорость вращения двигателя или трансмиссии, и, соответственно, снижается скорость движения транспортного средства.

Водитель грузовика может регулировать работу ретардера в зависимости от необходимой скорости замедления и дорожных условий.

Какими бывают ретардеры для грузовиков

Тормоз-ретардер бывает двух типов: гидродинамический и электродинамический.

Электродинамический ретардер имеет массивную конструкцию, устанавливается между ведущим мостом и коробкой передач. Внешне напоминает огромную кастрюлю, расположенную под днищем грузовика. Состоит из статора и ротора. Статор подсоединяется к автомобилю, а ротор – к карданному валу. После поступления питания статор создает магнитное поле, которое по вращающемуся ротору формирует вихревые токи. Это приводит к торможению транспортного средства.

Гидродинамический ретардер состоит из статора, ротора, шестеренки, электронного блока, насоса, теплообменника. Устройства этого типа зачастую интегрируются в коробку передач, что обусловлено необходимостью подвода рабочей жидкости. После активации тормоза-замедлителя водителем насос подает жидкость в рабочую область. Затем она попадает на крыльчатку ротора, что приводит к замедлению скорости его вращения и созданию тормозного момента. Торможение передается на колеса через шестерню, карданный вал и мост.

Стоит ли использовать ретардер: взвешиваем плюсы и минусы

Разобравшись с тем, для чего нужен ретардер на грузовиках, следует проанализировать целесообразность его использования. Решение об установке тормоза-замедлителя зависит от конкретных потребностей и приоритетов водителя и логистической компании.

  • повышение безопасности. Во время езды по крутым горным дорогам или скользкой поверхности водитель будет чувствовать себя более уверенно, так как ретардер поможет безопасно замедлить движение;
  • снижение износа механических тормозов. В результате увеличивается срок их эксплуатации, снижается необходимость в замене и ремонте;
  • экономия топлива. Достигается за счет того, что тормоз-замедлитель не использует топливо, в отличии от основной тормозной системы;
  • плавное замедление вместо резкого торможения. Благодаря этому остановка грузовика не доставит дискомфорта водителю и пассажирам.
  • требуется дополнительное техническое обслуживание;
  • высокая стоимость установки и интеграции в тормозную систему грузовика;
  • увеличение веса транспортного средства;
  • сложность в управлении для водителей, которые никогда ранее не работали с тормозом-замедлителем.

Важно знать. Несмотря на большие затраты при установке ретардера, в долгосрочной перспективе логистическая компания сможет компенсировать эти расходы за счет экономии на топливе и замене компонентов тормозной системы.

Заключение

Установка тормоза-замедлителя на грузовике повышает безопасность и эффективность вождения. Принцип работы ретардера заключается в том, чтобы плавно замедлить движение транспортного средства без участия механического тормоза. Важно, чтобы устройство было правильно установлено и настроено с учетом особенностей конкретной модели грузовика. Об использовании ретардера нужно задуматься в том случае, если транспортное средство часто передвигается по горным склонам, участкам со скользким дорожным покрытием.

Свежие записи
  • Автолавка: как она работает, какой лучше выбрать автофургон, какие оформить документы
  • Аренда трала для перевозки грузов: что нужно знать
  • Магистральные перевозки грузов. Особенности работы транспортных компаний
  • Марка спецтехники Lonking: полный обзор
  • Грузовики Foton: краткий обзор с особенностями и преимуществами

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *