Ретрансляционными технологическими системами что это
Перейти к содержимому

Ретрансляционными технологическими системами что это

  • автор:

Законодательная база Российской Федерации

Ретрансляционная система — это абстрактное представление некоторого компонента оборудования (или некоторой совокупности компонентов оборудования), которую в реальном представлении принято рассматривать как устройство взаимодействия. Назначение устройств взаимодействия состоит в том, чтобы способствовать взаимосвязи различных реальных подсетей.

Устройство взаимодействия может находиться в распоряжении поставщика реальной подсети или в административном ведении кого-то другого. В тех случаях, когда устройство взаимодействия физически отделено от реальных подсетей, которое оно соединяет, это устройство может быть представлено как отдельная промежуточная система (см. рисунок 4). Устройство взаимодействия может быть также встроено в виде составной части в любую из взаимосвязанных реальных подсетей.

В таких случаях реальную подсеть вместе со встроенными в нее устройством взаимодействия можно представить в виде одной промежуточной системы (см. рисунок 3а). С другой стороны, каждую реальную подсеть в отдельности можно представить в виде промежуточной системы, соединенную с другой промежуточной системой, которая обладает совокупной функциональной возможностью объединенных промежуточных устройств взаимодействия (см. рисунок 3b).

  • Главная
  • «ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ. ВЗАИМОСВЯЗЬ ОТКРЫТЫХ СИСТЕМ. ВНУТРЕННЯЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СЕТЕВОГО УРОВНЯ. ГОСТ Р ИСО 8648-98» (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 14.05.98 N 206)

Норма П.Б.

ОБСУЖДЕНИЕ И РАЗЪЯСНЕНИЕ НОРМ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Норма П.Б.

СОУЭ и оповещение при угрозе террор

  • В этой теме 5 ответов, 3 участника, последнее обновление 1 год, 2 месяца назад сделано admin .

Просмотр 4 веток ответов
18 февраля 2022 в 18:05 — Views: 5387 #34409

Добрый день. Руководство нашего предприятия поставило задачу об организации оповещения при угрозе террористического акта. И одна святая голова придумала применить для такого оповещения оборудование, которое используется в системе пожарной сигнализации в качестве СОУЭ. Подскажите пожалуйста, разрешено ли использовать оборудование СОУЭ при пожаре для оповещения при террористическом акте? Вроде был где то запрет . Но найти не могу. Спасибо.

18 февраля 2022 в 20:16 #34411

Здравствуйте, Александр! Защита от терроризма и мероприятия такого плана предусматриваются Постановлением правительства №272 от 25.03.2015г. Согласно данного документа необходимо отнести объект к определенной категории согластно изложенных признаков, и разработать паспорт безопасности в котором излагаются все необходимые меры. Так вот, в этом же документе описываются эти меры для каждой из категории объекта, в том числе есть описание для системы оповещения. Вот здесь можно почитать подробнее.

А вот самая значимая фраза в смысле вашего вопроса: • система оповещения в месте массового пребывания людей является автономной, не совмещенной с ретрансляционными технологическими системами. То есть, учитывая что СОУЭ также в определенном смысле есть ретрансляционная технологическая система, ответ на вопрос – НЕЛЬЗЯ СОВМЕЩАТЬ.

21 февраля 2022 в 15:35 #34442

Спасибо за информацию. Но это не совсем то что надо. В постановлении речь идёт о местах массового пребывания людей. А у нас речь идёт об АБК. Вопрос то и заключается, можем ли мы применять смонтированное в этих зданиях оборудование СОУЭ речевого типа и в некоторых зданиях звукового типа для передачи сообщений о террористической угрозе.

23 февраля 2022 в 12:44 #34444

Александр, Вы все таки откройте ссылку, прочитайте статью и скачайте Постановление. Я же не просто так пишу все это. То что у Вас назначение объекта АБК, это не значит, что согласно Постановлению, это не место массового скопления людей. В определении нет назначения и характеристик объекта. Единственный параметр – количество людей. Если Ваш объект не относится к местам массового скопления, то зачем Вам вообще оповещение о террористической угрозе.

15 декабря 2022 в 7:54 #35205

  • Ответ изменён 1 год, 2 месяца назад пользователем Vitaminus .
  • Ответ изменён 1 год, 2 месяца назад пользователем Vitaminus .

15 декабря 2022 в 9:38 #35210

Здравствуйте! Конечно нет никаких запретов. Напротив, есть даже официальное разрешение. ФЗ-123, статья 84, пункт 10. Звуковые и речевые устройства оповещения людей о пожаре не должны иметь разъемных устройств, возможности регулировки уровня громкости и должны быть подключены к электрической сети, а также к другим средствам связи. Коммуникации систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей допускается совмещать с радиотрансляционной сетью здания и сооружения. Как видите, совмещать СОУЭ с радиотрансляционной сетью вполне себе допускается. Соответственно, транслировать по сети радиотрансляции тексты антитеррора никто не запрещает. Можете даже музыку гонять или анекдоты травиь по этой сети. Но, сигналы СОУЭ и ГО и ЧС должны иметь преимущество перед иными сигналами”. Сертифицированные установки речевого оповещения с двумя и более входами стандартно предусматривают преимущество входа СОУЭ и ГО и ЧС. То есть, если Вы гоняете музыку по трансляции и в это время поступит управляющий сигнал от пожарной сигнализации, то вход трансляции музыки автоматически отключится и начнется трансляция СОУЭ. С сигналами ГО и ЧС то же самое. Вообще, по СОУЭ существуют всего три документа, которыми следует руководствоваться. Это ФЗ-123, СП3.13130, и еще ГОСТ Р 59639-2021. Ни в одном документе запрета совмещения СОУЭ с радиотрансляцией нет.

СОУЭ «Антитеррор» в новых реалиях

В 2021 году Росгвардия усилила проверки образовательных учреждений на предмет их защищенности от террористических угроз, в том числе системами оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ).

Требования к СОУЭ на объектах Минпросвещения

Обновленные требования к системам оповещения в образовательных учреждениях закреплены Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 г. № 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)». Согласно п.31 документа, «система оповещения и управления эвакуацией людей на объекте (территории) должна обеспечивать оперативное информирование лиц, находящихся на объекте (территории), о необходимости эвакуации и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники. Системы оповещения и управления эвакуацией людей должны быть автономными и оборудованы источниками бесперебойного электропитания». Таким образом, ПП 1006 установило обязательное требование по наличию СОУЭ на образовательных объектах.

Требования к СОУЭ «Антитеррор»

В 2020 году ФКУ «НИЦ «Охрана» Росгвардия (далее — Росгвардия) разработало Рекомендации по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны объектов (территорий), в том числе для объектов Минпросвещения РФ.

Согласно рекомендациям Росгвардии, СОУЭ на объектах Минпросвещения, установленные для целей оповещения людей при пожаре, чрезвычайных ситуациях (гражданской обороны), не могут подменять собой СОУЭ для оповещения людей при совершении или угрозе совершения террористического акта, а также его проявлений.

Таким образом, рекомендации Росгвардии окончательно пояснили требования еще одного постановления — от 25 марта 2015 г. № 272 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)» (далее — ПП 272). Согласно п. 32 документа, «система оповещения в месте массового пребывания людей является автономной, не совмещенной с ретрансляционными технологическими системами».

При подборе количества речевых оповещателей, выборе места их установки проектировщик может руководствоваться также положениями СП 3.13130.2009 «Система оповещения и управления эвакуацией при пожаре» от 01.05.2009 г.

Основные требования, предъявляемые к системе оповещения «Антитеррор», согласно рекомендациям Росгвардии для образовательных объектов

  • СОУЭ должна быть автономной, позволять осуществлять оперативное информирование лиц, находящихся на объекте;
  • наличие источника бесперебойного питания, который обеспечит сохранение работоспособности при отключении основного питания;
  • должны предусматриваться алгоритмы по безопасной эвакуации либо противодействию преступным действиям;
  • мощность оповещателей должна обеспечивать уровень, превосходящий уровень шума, но не более 120 дБ. Оповещатели не должны иметь регуляторов громкости. Звуковое воспроизведение частот 200-5000 Гц;
  • СОУЭ должна обеспечивать трансляцию речевых сообщений, передаваемых персоналом через микрофон, либо автоматическое воспроизведение заранее записанных сообщений;
  • отработка конкретных действий при трансляции таких сообщений рекомендуется осуществлять в рамках проведения учений и тренировок, с учетом индивидуальных особенностей объекта, а также в зависимости от обстоятельств предполагаемой ЧС;
  • оповещатели необходимо располагать на расстоянии 2,3 м от уровня пола и 150 мм от потолка до верхней части оповещателя;
  • размещение средств управления и резервного электропитания осуществлять в специально отведенном помещении.

Кейс от Sonar Rubezh

Алгоритм расчета зон и базовых сценариев для организации СОУЭ «Антитеррор» на оборудовании SONAR RUBEZH представлен на примере типовой трехэтажной общеобразовательной школы с пятью эвакуационными выходами и одним центральным входом.

Технические требования к СОУЭ «Антитеррор»

Исходя из анализа нормативных требований и с учетом рекомендаций Росгвардии, число сценариев возможного возникновения угроз террористического характера, заложенных в алгоритм работы СОУЭ, должно быть не менее числа зон оповещения людей об угрозах террористического характера. То есть для каждой зоны оповещения должно быть разработано не менее одного отдельного сценария возникновения и развития террористической угрозы.

СОУЭ противопожарная и СОУЭ антитеррористическая должны работать параллельно. При этом целесообразно предусмотреть комбинированные сценарии для СОУЭ «Антитеррор» (например, для событий вида: террористическая угроза с поджогом и т. п.).

Совмещение СОУЭ «Антитеррор» c СОУЭ «Пожар», как и c другими системами безопасности на объекте (СКУД, ВИДЕО, АПС, ОС), возможно в составе комплексной ИСБ через PSIM-систему. Системы безопасности должны функционировать в комплексе по определенному заданному алгоритму с целью обеспечения безопасности людей, пребывающих на объекте.

Разработка текстов речевых сообщений для СОУЭ «Антитеррор» для каждой ситуации обычно осуществляется организацией-проектировщиком с учетом характера террористической угрозы, модели нарушителя, функционального назначения, конструктивных и объемно-планировочных решений здания, особенностей физического состояния находящихся в здании людей и исходя из условия обеспечения безопасной эвакуации людей. Тексты для СОУЭ «Антитеррор» должны быть разработаны на основании пожеланий заказчика и согласованы с руководителем организации, ответственными за обеспечение АТЗ объектов (территорий) и организацию взаимодействия с территориальными органами безопасности.

Исходные данные для проекта СОУЭ «Антитеррор» — что нужно учесть проектировщику

  • Возможные места проникновения на объект (территорию) — входы/выходы, а также потенциально опасные участки, уязвимые места и критические элементы объекта (территории).
  • Тип персонала на объекте — сотрудники охраны, ЧОП, вневедомственной охраны; персонал объекта (территории), обученный действиям в условиях угрозы совершения или при совершении террористического акта; посетители (учащиеся).
  • Конструктивные и технические характеристики объекта (территории). Например, наличие переходов между корпусами, смежные строения.
  • Этажность объекта.
  • Конфигурация прилегающей к объекту территории, общая протяженность и протяженность линейных участков (участков прямой видимости), уязвимые места.
  • Наличие локальных и центральных диспетчеров.
  • Наличие инженерно-технических средств и систем охраны (СОТ, СКУД) и необходимость интеграции с СОУЭ.
  • Наличие физической охраны объекта (территории), расположение постов КПП, количество постов, время охраны.
  • Существующая инфраструктура (прочие инженерные системы).
  • Наличие ситуационных параметров, их количество (например, блокировка эвакуационных путей, одновременное возникновение пожара) — это ситуации, по которым ИСБ должна иметь отдельный уникальный алгоритм срабатывания.

Эти данные содержатся в Паспорте безопасности объекта. Необходимо учитывать, что для каждого типа объектов есть список обязательных антитеррористических мероприятий и свой срок действия паспорта (от 1 до 5 лет).

Алгоритм построения системы

Объект защиты должен быть разделен на зоны оповещения, каждая из которых будет оповещаться отдельной линией громкоговорителей. Далее необходимо сгруппировать линии оповещения в логические/функциональные зоны, а затем распределить их по трансляционным каналам.

Сценарии оповещения по эвакуации должны учитывать все базовые ситуации на объекте защиты, которые могут возникнуть в областях обнаружения угроз. Они также должны дополнительно учитывать ситуационные параметры.

Первый этап

На основании планировок и экспликации помещений формируем зоны обнаружения угроз и перечень базовых сценариев. На данном этапе объект необходимо логически разделить на области обнаружения террористических угроз.

Пример расчета базовых сценариев оповещения для обнаружения угроз

Перечень областей обнаружения угроз должен содержать следующие типы зон:

  • зоны оповещения;
  • области проходов. Если одна область прохода совпадает с одной зоной оповещения, то отдельно ее учитывать не нужно. Если две, то одну область выделить отдельно и т.д;
  • прилегающие территории. Если область полностью совпадает с областью оповещения, то отдельно ее учитывать не нужно.
  • зоны обнаружения будут являться и зонами оповещения;
  • расчет областей обнаружения угроз равен минимальному количеству сценариев.

Осуществляются расстановка громкоговорителей и расчет линий оповещения по типам (без персонала; с персоналом; служба безопасности).

Пример распределения громкоговорителей по трансляционным линиям

Зона без персонала — зона, в которой не предполагается присутствие персонала, способного осуществить контроль и корректировку действий людей при эвакуации и/или по противодействию террористической угрозе.

Зона с персоналом (любым) — зона, в которой предполагается присутствие персонала, прошедшего инструктаж с целью контроля и корректировки действий людей при эвакуации и/или по противодействию террористической угрозе.

Зона с персоналом (СБ) — зона, в которой предполагается присутствие сотрудников службы безопасности и персонала объекта. При этом СБ может оповещаться кодированными сообщениями. А в ряде случаев СБ оповещается первым, например для разблокировки путей эвакуации.

Зона СБ — зона, в которой предполагается присутствие только персонала службы безопасности и не предполагается присутствие сторонних людей. СБ может получать детальные, не кодированные сообщения для противодействия террористической угрозе.

Формируем каналы трансляции с учетом сформированных типов зон, месторасположения и этажности здания:

Данное деление позволит:

  • минимизировать количество требуемых каналов звукоусиления в системе;
  • произвести унификацию зон по способу оповещения, что сделает возможным проектирование нескольких сценариев и разработку алгоритмов противодействия угрозам.

Важно отметить, что линии оповещения в некоторых зонах (межэтажная лестница, подвал или холл) могут быть выделены в отдельные каналы.

Например, зона пищеблока/столовой — линия 4 в канале 5 выделена в отдельный канал, так как в этом месте есть вероятность одновременного возгорания оборудования и возникновения угроз совершения действий террористического характера.

Для таких зон должны быть разработаны отдельные сценарии оповещения эвакуации с учетом архитектурно-планировочных характеристик помещений, этажности и иных значимых обстоятельств предполагаемой чрезвычайной ситуации.

Учет ситуационных параметров

Ситуационные параметры — параметры состояния объекта, по которым система должна иметь уникальный алгоритм срабатывания.

Примеры ситуаций: одновременный пожар в здании, угроза нападения группы лиц от пяти и более, вооруженный или невооруженный источник угроз, состояние зон (неисправность или повреждение эвакуационных выходов). Данные параметры должны быть учтены заказчиком в задании на проектирование.

Таким образом, сценарии оповещения проектируются для каждой предполагаемой ситуации на объекте защиты. Они должны учитывать область обнаружения угрозы и параметры объекта защиты.

Пример проектирования сценариев оповещения с учетом некоторых ситуационных параметров:


Скачать типовой проект СОУЭ «Антитеррор» для школы можно здесь.

Сформированные сценарии оповещения впоследствии можно назначить на клавиши микрофонных пультов SONAR SRM -7020C или панелей расширения SONAR SRX-8040 для ручного запуска диспетчерами.

В качестве исполнительных устройств для СОУЭ «Антитеррор» могут быть применены моноблоки SONAR мощностью 250/500/850 Вт или приборы SONAR MINI мощностью 100 Вт с возможностью масштабирования через установку в линию 100 Вт-усилителей.

Для распределения моноблоков SONAR или приборов SONAR MINI по территории объекта и их объединения по IP-сети устанавливается конвертер SONAR SNCA-8002 или SONAR SNCA-7448.

В каждый конвертер, который работает в связке со своим моноблоком SONAR или прибором SONAR MINI, будет записана группа сообщений для соответствующей зоны оповещения.

Моноблок SONAR имеет встроенный микрофон. В случае повреждения линий передачи данных и потери связи со всеми устройствами моноблок SONAR отработает внутренний сценарий.

Если в системе предполагается несколько диспетчеров (директор, сотрудник охраны и т.д.), то есть возможность запрограммировать приоритеты между устройствами управления, а также разграничить права доступа.

Пусконаладка системы осуществляется через встроенный веб-интерфейс конвертера. В нем программируются сценарии логики работы системы.

Один комплект пультов диспетчера (SONAR SRM-7020C и 4xSONAR SRX-8040) может содержать до 180 сценариев для ручного пуска.

Также при необходимости в системе могут предусматриваться:

Схема организации СОУЭ «Антитеррор» на оборудовании SONAR RUBEZH

  • устройства для автоматического запуска сценариев по входному сигналу типа «сухой контакт», например, сетевой контроллер SONAR SNCA-7420 с конвертером SONAR SRDI-7120;
  • автоматический запуск сценариев на сетевом уровне при поступлении сигналов от системы верхнего уровня PSIM, например, PSIM R-PLATFORMA от компании RUBEZH.

Преимущества представленного решения

— Деление каждого здания на логические зоны;

— Возможность формирования уникальных сценариев для каждой логической зоны (в зависимости от места и характера ЧС) в соответствии с требованием Росгвардии о наличии различных алгоритмов отработки внештатных ситуаций;
— Применение web-интерфейса для детальной настройки алгоритмов оповещения существенно упростит настройку и отладку системы для подрядной организации.

— Наличие гибкой настройки клавиш ручного управления обеспечивает возможность максимально быстрого пуска различных сценариев отработки внештатной ситуации с поста охраны или иной точки принятия решения;
— Настройка рабочих мест отдельно для локальных и центральных диспетчеров. Снижает риски от некомпетентных действий;
— Возможность создания автоматических сценариев при интеграции с СОТ, СКУД, ИСБ позволит реализовать комплексную отработку ситуации различными средствами безопасности;
— Наличие приоритизации между диспетчерами и сценариями;
— Возможность активации автономных локальных сценариев при повреждении линий связи;
— Наличие возможности удаленного программного мониторинга работоспособности системы и исполнительных узлов;
— Экономика решения. Несмотря на то что система позволяет реализовать сложные сценарии, аппаратно она строится на относительно недорогих комбинированных приборах оповещения и сетевых контроллерах с ПО, обеспечивающих гибкую настройку. Решение существенно дешевле привычных проектировщику и монтажнику стоек оповещения для сценарного 5-го типа СОУЭ о пожаре.

Эффективность зависит от глубины проработки решения

Сегодня на рынке наблюдается тренд, когда, при отсутствии детализированных норм и разъяснений, СОУЭ «Антитеррор» проектируется «для галочки». Ставится самый бюджетный усилитель, который может передавать звук, без настройки зон/алгоритмов/приоритетов, и комплект громкоговорителей. Такой подход выглядит некорректным, т.к. в случае возникновения реальной форс-мажорной ситуации, он с высокой долей вероятности приведет к массовой гибели людей.

Сценарии работы системы должны разрабатываться диверсифицировано, ведь даже с точки зрения самого простого по архитектуре объекта может существовать два варианта реакции на угрозу теракта: «бегите», и «укройтесь в помещении». А если добавить сюда архитектуру, несколько входов, несколько точек запуска системы – все усложняется в разы. И оборудование должно эту возможность сценарной работы поддерживать, потому что без этого СОУЭ «Антитеррор» становится чисто формальной и малополезной системой.

Эффективность работы СОУЭ «Антитеррор» во многом зависит от глубины проработки алгоритмов зон оповещения, учитывающих максимально возможные ситуационные параметры (внутренние и внешние) на объекте при проектировании. СОУЭ должна функционировать в комплексе со смежными системами безопасности (ПС, ВИДЕО, СКУД) под управлением PSIM-системы.

Нужна консультация в составлении алгоритма оповещения или в подборе оборудования для СОУЭ «Антитеррор»?

Заполните опросный лист и направьте его на e-mail: sonar@sonarpro.ru. В течение 3-х рабочих дней специалисты Sonar Rubezh свяжутся с вами.

Проблемные вопросы СОУЭ «Антитеррор»

Онлайн-программа Форума

Одним из заметных трендов последнего времени можно назвать активизацию работы по контролю за антитеррористической защищенностью объектов с массовым пребыванием людей.

В основе этого процесса лежит постановление Правительства РФ от 25.03.2015 г. № 272, ред. от 29.07.2020 г. (далее – ПП 272), которое фактически разграничило требования к объектам массового пребывания людей и объектам (территориям), подлежащим обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации.

Под местом массового пребывания людей, согласно определению Федерального закона от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», ст. 3, п. 6, понимается территория общего пользования или место общего пользования в зданиях и сооружениях, на котором может одновременно находиться более 50 человек.

Для обследования объектов и мест с массовым пребыванием, их категорирования и формирования решения о достаточной защищенности решением руководителя исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации создаются межведомственные комиссии, в которые включаются правообладатели объектов и представители ФСБ, МВД, Росгвардии и МЧС.

В соответствии с п. 23 ПП 272 все места массового пребывания людей, независимо от установленной категории, оборудуются:

а) системой видеонаблюдения;
б) системой оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ);

в) системой освещения.

Здесь новым понятием становится СОУЭ, являющаяся не привычной специалистам системой пожарной автоматики, а частью антитеррористической защиты объекта. Именно о ней и пойдет речь. К новому типу СОУЭ предъявляются достаточно общие требования – п. 31: система оповещения в месте массового пребывания людей должна обеспечивать оперативное информирование людей об угрозе совершения или о совершении террористического акта.

Интересный нюанс содержит п. 32: система оповещения в месте массового пребывания людей является автономной, не совмещенной с ретрансляционными технологическими системами. Значит, фактически эта СОУЭ должна быть отдельной и не совмещенной с другими системами.

Подходы к объектам, подлежащим обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, в целом аналогичны таковым к объектам с массовым пребыванием людей. Сам перечень объектов охраны приведен в распоряжении Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. № 928-р. Он включает в себя конкретные знаковые и особо важные объекты (административные здания Верховного Суда, Генеральной прокуратуры, Банка России, МИДа, Счетной палаты и т.п.), здания и хранилища федеральных музеев и архивов, места стоянок судов с ядерными энергетическими установками и др. Требования к технике СОУЭ на этих объектах чуть более детализированы в двух пунктах второй части ПП 272:

«П. 41. Система оповещения должна обеспечивать:

а) подачу звуковых и (или) световых сигналов в здания, помещения, на участки объекта (территории) с постоянным или временным пребыванием людей;

б) трансляцию речевой информации о характере опасности, необходимости и путях эвакуации, других действиях, направленных на обеспечение безопасности людей;

в) возможность выдачи речевых сообщений в автоматическом режиме и в ручном режиме через микрофон;

г) автоматический переход на электропитание от резервного источника.

П. 42. Количество оповещателей, их мощность должны обеспечивать необходимую слышимость во всех местах постоянного или временного пребывания людей. Оповещатели не должны иметь регуляторов громкости и разъемных соединений. Управление системой оповещения должно осуществляться из специального помещения».

При этом явного указания на то, что СОУЭ не должна быть совмещена с другими схожими системами, в этой части документа уже нет.

ПП 272 не регулирует объекты, собственниками которых являются федеральные органы исполнительной власти (ФОИВы), ГК «Росатом» и ГК «Роскосмос». Для различных ФОИВов разработаны собственные однотипные постановления правительства (всего их около 20). В них нет конкретных требований и рекомендаций по организации системы оповещения, но есть общая фраза: «…оборудование объектов (территорий) системами экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации».

Только в одном ПП, касающемся Минпросвещения, есть дополнительная конкретика: «Системы оповещения и управления эвакуацией людей должны быть автономными и оборудованы источниками бесперебойного электропитания».

При этом НИЦ «Охрана» Росгвардии, в свою очередь, разработал Рекомендации по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны социально значимых объектов (территорий), находящихся в сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, в которых есть следующее положение: «СОУЭ должны быть автономными и позволяющими осуществлять оперативное информирование лиц, находящихся на объектах Министерства просвещения Российской Федерации, об актуальных чрезвычайных ситуациях и разновидностях террористических проявлений, поскольку от конкретной ситуации зависит и алгоритм дальнейших действий находящихся на таких объектах лиц (например, безопасная эвакуация либо противодействие преступным действиям с признаками террористических проявлений). С учетом этого установленные на объектах Министерства просвещения Российской Федерации СОУЭ для целей оповещения людей при пожаре, чрезвычайных ситуациях (гражданской обороны) не могут подменять собой СОУЭ для оповещения людей при совершении или угрозе совершения террористического акта, а также его проявлений».

В результате получается, что большое количество объектов должны оборудоваться еще одним типом СОУЭ, параллельно с уже существующей и использующейся в комплексе системой пожарной автоматики.

Возникают вопросы о целесообразности такого подхода. Ведь гипотетически возможна ситуация, при которой СОУЭ «Антитеррор» станет транслировать сообщение о необходимости оставаться на местах, блокировать двери, а пожарная СОУЭ – требовать как можно скорее следовать к эвакуационным выходам. При этом оба сообщения будут воспроизводиться с большой громкостью при помощи оповещателей, установленных рядом друг с другом.
Кроме того, монтаж и эксплуатация второй СОУЭ – это дополнительная финансовая нагрузка. А ведь само же ПП 272 требует наиболее эффективно и экономно использовать силы и средства для защиты объектов.

То есть наиболее «красивым» вариантом решения задачи «антитеррористической» СОУЭ видится ее совмещение на одном оборудовании с «пожарным».

Против такого подхода не возражают представители МЧС, но пока межведомственный консенсус не достигнут. При этом НИЦ «Охрана» планирует до конца 2024 г. разработать и принять ГОСТ на «антитеррористические» СОУЭ, в котором будут определены признаки функционального разграничения между данной системой оповещения и другими типами систем оповещения.
Специалисты-практики, в свою очередь, надеются на то, что здравый смысл восторжествует и описанные выше коллизии, связанные с дублированием систем оповещения, разрешатся.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *