Что применяется в технологическом терроризме
Перейти к содержимому

Что применяется в технологическом терроризме

  • автор:

«Технологический терроризм» как наукоемкий и массовый терроризм Текст научной статьи по специальности «Право»

Предлагается подход к определению понятия технологического терроризма как акта терроризма с использованием наукоемких средств высокой разрушительной силы, который создает угрозы возникновения преднамеренных чрезвычайных ситуаций техногенного характера

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Латов Ю.В.

Уголовная ответственность за терроризм
Экологический терроризм — феноменология, виды, факторы, превенция

Теоретические основы терроризма. Определение экономического ущерба при оценке эффективности общегосударственной системы противодействия терроризму

Феномен терроризма в ракурсе рисков социальных изменений
Феномен «терроризм» и многообразие его проявлений
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«Тechnological terrorism» as scientific-intensive and mass-destruction terrorism

The approach to definition of technological terrorism concept as terrorism act with use of the scientific-intensive means of high destructive force which creates threats to emergence of deliberate emergency situations of technogenic character is offered.

Текст научной работы на тему ««Технологический терроризм» как наукоемкий и массовый терроризм»

ведущий научный сотрудник научного центра, доктор социологических наук, кандидат экономических наук, доцент (Академия управления МВД России)

leading research of the scientific centre, doctor of sociology sciense, candidate of economics science, associate professor (Management Academy of the Ministry for Internal Affairs of Russia)

УДК 323.28 + 343.326

«технологический терроризм» как наукоемкий и массовый терроризм1

«^echnological terrorism» as scientific-intensive and mass-destruction terrorism

Предлагается подход к определению понятия технологического терроризма как акта терроризма с использованием наукоемких средств высокой разрушительной силы, который создает угрозы возникновения преднамеренных чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

Террорология, технологический терроризм.

The approach to definition of technological terrorism concept as terrorism act with use of the scientific-intensive means of high destructive force which creates threats to emergence of deliberate emergency situations of technogenic character is offered.

Terrorology, technological terrorism.

Сначала 1980-х гг. при обсуждении угроз терроризма и противодействия этим угрозам активно используется понятие «технологический терроризм» или близкие к нему («высокотехнологичный терроризм», «техногенный терроризм» и др.). Обсуждение проблем технологического терроризма длится не одно десятилетие, но до сих пор не найдено общепринятого научного определения данного понятия. В то же время это понятие уже нашло отражение в некоторых правовых актах, хотя, на наш взгляд, оно определяется в них не совсем корректно.

1 Автор выражает глубокую благодарность начальнику отделения по изучению проблем психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности научного центра Академии управления МВД России к.ю.н. А.В. Некишеву за неоценимую помощь при работе над данной статьей.

В Договоре о сотрудничестве государств — участников Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом, принятом в Минске 4 июня 1999 г. (далее — Договор) [1], технологический терроризм определяется как «использование или угроза использования ядерного, радиологического, химического или бактериологического (биологического) оружия или его компонентов, патогенных микроорганизмов, радиоактивных и других вредных для здоровья людей веществ, включая захват, выведение из строя и разрушение ядерных, химических или иных объектов повышенной технологической и экологической опасности, систем жизнеобеспечения городов и иных населенных пунктов, если эти действия совершены в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения,

оказания воздействия на принятие решении органами власти, для достижения политических, корыстных или любых иных целей, а также попытка совершения одного из вышеперечисленных преступлений в тех же целях, осуществление руководства, финансирование или участие в качестве подстрекателя, сообщника или пособника лица, которое совершает или пытается совершить такое преступление».

По поводу данного определения следует сделать ряд критических замечаний. Прежде всего в нем присутствует методологическая ошибка: явление определено не через сущностные признаки, а через структуру, т. е. через перечисление входящих в него элементов. При этом составленный законодателем список элементов не полон («. и других вредных для здоровья людей веществ»). Такая трактовка представляется неоправданно расширенной: поскольку «вредным для здоровья людей веществом» может считаться даже порох в патронах, то актами технологического терроризма допустимо было бы называть практически все современные теракты.

Также возникает вопрос о том, можно ли отнести к технологическому терроризму создание и распространение террористами компьютерных вирусов, которые разрушают программное обеспечение банков, электростанций, центров управления и т. д. Поскольку в определении говорится о выведении из строя объектов повышенной технологической опасности, то так называемый кибертерроризм правомерно рассматривать именно как разновидность технологического терроризма. Однако вредоносную компьютерную программу нельзя назвать «вредным для здоровья людей веществом», поскольку она не является веществом и наносит вред не здоровью людей, а их имуществу.

В официальных документах на постсоветском пространстве понятие «технологический/ техногенный терроризм» уже используется, но эпизодически и без четкой формулировки, что же это такое. Среди национальных и международных законодательных актов можно найти много документов, посвященных использованию террористами конкретных технологий (прежде всего связанных с оружием массового унич-тожения1), но трудно найти акты, посвященные проблеме опасных технологий в целом.

Позиции современных исследователей по этой проблеме можно с некоторой долей условности разделить на три группы [6]:

1) отрицание технологического терроризма как явления;

1 Примером может быть Федеральный закон от 2 октября 2006 г. № 158-ФЗ «О ратификации Международной конвенции о борьбе с актами ядерного терроризма» [2].

2) отрицание технологического терроризма как цельного явления, хотя признается существование отдельных его разновидностей (например, биологического терроризма или кибер-терроризма);

3) признание технологического терроризма как цельного явления, выделение его как особой разновидности терроризма.

К первой группе относятся исследования, отрицающие объективную реальность даже конкретных разновидностей технологического терроризма, а следовательно, и необходимость его определения. Они полагают, что имеющиеся примеры использования террористами (как негосударственными политическими акторами) сложных технологий являются мнимыми, поскольку на самом деле во всех этих событиях якобы видна «рука американских спецслужб».

Вторую группу исследований составляют работы, признающие объективный характер отдельных проявлений технологического терроризма, необходимость их понятийного закрепления и осмысления. Примером такого подхода является позиция многих авторов, которые в рамках предлагаемых ими классификаций терроризма в качестве самостоятельных видов выделяют те или иные виды технологического терроризма («ядерный терроризм», «биологический терроризм», «космический терроризм» и т. д.), но не делают попыток установить нечто общее между этими явлениями.

Третья группа исследований связана с комплексным осмыслением технологического терроризма. Сторонники данного подхода справедливо считают, что необходимо вывести методологию исследования данного феномена на системный уровень и рассматривать технологический терроризм как целостное явление, составные части которого находятся в сложной диалектической взаимосвязи. Именно этот подход представляется предпочтительным.

Разногласия в определениях отражаются в терминологической разноголосице. В русскоязычной научной литературе при описании феномена технологического терроризма различными авторами используются очень разные термины — не только «технологический терроризм», «высокотехнологичный терроризм» и «техногенный терроризм», но и «супертерроризм», «терроризм массового поражения» и т. д. В англоязычном научном дискурсе, в рамках которого впервые началось комплексное изучение «технологического терроризма» [11], тоже нет терминологического однообразия: термин «technological tеrrorism» не закрепился, «катастрофический терроризм» [12] чаще всего связывают только с использованием средств массового уничтожения.

Обычно данное понятие используют в одном из двух смыслов (либо в обоих сразу): под «тех-

нологическим терроризмом» подразумевают теракты в отношении высокотехнологических объектов (киберсетей, электростанций, самолетов) либо теракты с применением высокотехнологических средств (специальных химических веществ, компьютерных технологий и т. д.).

Целесообразно предложить следующее краткое определение технологического/техногенного терроризма: это совершение (или угроза совершения) террористических актов, способных стать источником преднамеренных чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Ранее в научной литературе похожая точка зрения уже высказывалась. Так, Н.А. Махутов обращал внимание на связь технологического терроризма со стратегическими рисками чрезвычайных ситуаций [8, 7].

В предложенном определении специфика технологического терроризма (его отличие от других, нетехнологических видов терроризма) объясняется при помощи понятия «чрезвычайные ситуации техногенного характера». Этот термин активно используется в российском законодательстве, прежде всего в Федеральном законе от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» [3] ив постановлении Правительства РФ от 21 мая 2007 г. № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» [4]. Однако с самим определением «чрезвычайных ситуаций техногенного характера» есть проблемы, схожие с трудностью определения «технологического терроризма».

Чтобы понять, что же такое «технологичность» и «техногенность», воспользуемся разработками обществоведов, систематически занимающихся проблемами философии техники [5]. Специалисты указывают на многозначность широко используемых понятий «техника», «технология», «техногенность» и т. д., однако считают возможным выделить главный признак, который явно или неявно фигурирует в определениях этих понятий. Речь идет об использовании передовых научных достижений, наукоем-кости. В явной форме понятие наукоемкости в формулировку технологического терроризма ранее уже вводилось, например, технологический терроризм — это «использование в террористических акциях новейших достижений науки и техники в области компьютерных и информационных технологий, радиоэлектроники, ядерных материалов, генной инженерии, иммунологии и т. д.» [10].

Ранее указывалось на высокую релятивность критерия технологичности: в конкретный исторический период одна и та же технология будет считаться «высокой» в слаборазвитых странах и «низкой» в высокоразвитых. Замена критерия технологичности критерием

наукоемкости позволяет уйти от релятивизма, поскольку наука с эпохи нового времени развивается наднационально, формируя единый стандарт научных знаний для всех стран современной мировой системы. В то же время критерий наукоемкости не требует уточнений, специальные знания в области какой именно науки (информатики, физики, биологии, психологии, экономики. ) использует актор технологического терроризма.

Наукоемкость объекта или орудий разрушений сама по себе недостаточна, чтобы возникла чрезвычайная ситуация техногенного характера. Приведем пример военных технологий: науко-емкостью обладает как оружие массового поражения (которое должно максимально умножать количество жертв), так и высокоточное оружие (которое должно, наоборот, максимально уменьшать количество лишних жертв). Поэтому при определении технологического терроризма критерий наукоемкости необходимо дополнить критерием массовости — высокого количества человеческих жертв и/или высокого размера материального ущерба.

Сложившаяся в России юридическая трактовка чрезвычайных ситуаций выработала количественные критерии иерархизации этих ситуаций — от чрезвычайных ситуаций локального характера (не более 10 человеческих жертв либо материальный ущерб не выше 100 тыс. руб.) до чрезвычайных ситуаций федерального характера (свыше 500 пострадавших либо материальный ущерб свыше 500 млн руб.). Эти критерии не вполне удачны: в частности, в постановлении Правительства РФ от 21 мая 2007 г. № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» [4], где законодательно определены количественные критерии чрезвычайных ситуаций разного уровня, не указано на необходимость индексации оценок материального ущерба. Однако сама идея параллельного использования критериев человеческих жертв и материального ущерба абсолютно справедлива, поскольку для выдвижения политических требований террористам достаточно создать угрозу не жизни, а имуществу многих людей (например, угрожать разрушением банковских баз данных). Благодаря этим «двойным стандартам» к актам технологического терроризма можно причислить и кибертерроризм, который не несет угроз непосредственно жизни людей, но может нанести очень высокий материальный ущерб.

Итак, чрезвычайную ситуацию техногенного характера целесообразно определить как использование или разрушение объектов, созданных на основе передовых научных достижений и имеющих потенциально высокий уровень поражающего фактора. Соответственно, тех-

ТЕРРОРИЗМ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ

использование или угроза использования ядерного, химического и биологического оружия, радиоактивных, высокотоксичных химических и биологических веществ, а также захват или попытки захвата экстремистами ядерных и иных объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, ради достижения целей политического или материального характера.

Контакты

Единый телефон пожарных и спасателей
Справочная МЧС России
Единый «телефон доверия»
(не для подачи обращений граждан)

Адрес: 109012, г. Москва, Театральный пр., 3

Мобильное приложение
МЧС России:

Все материалы сайта доступны по лицензии: Creative Commons «Attribution» 4.0 Всемирная

Технологический терроризм

Технологический терроризм – это использование или угроза использования взрыва, поджога, ядерного, химического и биологического оружия, радиоактивных и высокотоксичных химических веществ и биологических средств, а также попытки захвата экстремистами ядерных, химических, биологических и иных объектов техносферы, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей. Т.т. осуществляется ради достижения целей политического или социального (материального) характера. Отличие Т.т. от традиционного терроризма состоит в том, что террористическая акция совершается непосредственно не против людей, а против объекта техносферы, создающего вторичные поражающие факторы, превышающие по своим последствиям первичные от исходного террористического воздействия. Реализованные акты Т.т. относились в основном к воздействиям на транспортные системы (самолеты, поезда, метро), на уникальные сооружения (Всемирный торговый центр в Нью-Йорке), магистральные трубопроводы и др.

Меры профилактики возможных актов Т.т. предусматривают: определение наиболее вероятных действий лиц, поставивших задачу использования ядерного, радиологического, химического или биологического оружия; выделение признаков подготовки террористов к совершению преступлений с использованием радиоактивных и химических веществ, либо биологических средств, с нанесением повреждений объектам инфраструктуры и ущербов населению. ЧС, обусловленные актами Т.т., обладают исключительно высокой неопределенностью в методах и средствах их совершения, сценариях развития и в общественно опасных последствиях.

Источник: Гражданская защита: Энциклопедия в 4 томах. Том IV (Т–Я) (издание третье, переработанное и дополненное); под общей редакцией В.А. Пучкова. – М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2015.

Что применяется в технологическом терроризме

слайд

слайд

слайд

слайд

слайд

слайд

слайд

слайд

слайд

слайд

слайд

Администрация
Тракторозаводского района
города Челябинска
Официальный сайт

г. Челябинск, ул. Горького, 10
Тел: +7 (351) 775-30-50
Факс: +7 (351) 775-25-25
E-mail: admtzr@cheladmin.ru

Обращение Главы
Тракторозаводского района
Кузнецова Юрия Викторовича

  • Администрация
    • Структура администрации
    • Регламент работы администрации
    • Нормативные акты
    • Кадровое обеспечение
    • Персональные данные
    • Информация о проверках
    • Информация об объектах находящихся в муниципальной собственности
    • Показатели бухгалтерской отчетности
    • Муниципальные программы
    • Историческая справка о районе
    • Устав
    • Символика
    • Фотогалерея
    • Глава района
    • Отчеты главы района
    • Почетные жители района
    • Официальные поздравления
    • Золотой фонд района
    • 80-лет району
    • 85 лет району
    • Написать обращение
    • Порядок рассмотрения обращений граждан
    • Общероссийский день приема граждан
    • Обзор обращений граждан
    • Итоги рассмотрения обращений граждан
    • Нормативно-правовые акты
    • Порядок и сроки рассмотрения обращений
    • Личный прием
    • Нормативные правовые и иные акты в сфере противодействия коррупции
    • Антикоррупционная экспертиза
    • Методические материалы
    • Формы документов, связанные с противодействием коррупции (для заполнения)
    • Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера
    • Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов (аттестационная комиссия)
    • Комиссии Совета депутатов района
    • Обратная связь для сообщений о фактах коррупции
    • Телефон прямой линии
    • Общественные мероприятия
    • Территориальная избирательная комиссия
    • Формирование современной городской среды
      • Нормативные документы
      • Статьи, фото и видео материалы по реализации программы
      • Реализация программы
      • Благоустройство Детского парка им. В. В. Терешковой
      • История создания парка «Дружбы»
      • Благоустройство парка «Дружбы»
      • Благоустройство сквера «Молодёжный»
      • Благоустройство сквера на ул. Бажова
      • Благоустройство сквера в микрорайоне Чурилово
      • Благоустройство сквера на ул.Трашутина
      • Исполнение бюджета
      • Информация для налогоплательщиков
      • Социально-экономическое развитие района
      • Правовая база
      • Информационно-консультационная поддержка
      • Мероприятия по благоустройству
      • ЖКХ
      • Определение границ прилегающих территорий
      • Рекомендации для населения
      • Это должен знать каждый
      • Пожарная безопасность
      • Аппарат Совета депутатов района
      • Решения Совета депутатов района
      • Дела депутатские
      • Проекты нормативно — правовых актов
      • Документы
      • Пилотный проект «Лето с пользой»
        • Пилотный проект «Лето с пользой «
        • Пилотный проект «Лето с пользой»
        • Общественная приемная Губернатора Челябинской области
        • Депутатский центр
        • Пенсионный фонд России по Челябинской области
        • Тракторозаводское управление социальной защиты населения
        • Служба занятости
        • Полиция
          • УМВД информирует
          • Участковые уполномоченные полиции
          • Внимание розыск


          Screenshot_20220302_142254.png

          Яндекс.Погода

          Методы, виды террористической деятельности и тенденции развития современного терроризма

          Согласно Федеральному закону Российской Федерации «О противодействии терроризму» терроризм – это идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий.

          Террор как способ достижения целей в политической борьбе посредством физического насилия и морально-психологического устрашения известен с момента зарождения человеческой цивилизации. Однако сегодня терроризм превратился в одну из опаснейших глобальных проблем современности, серьезную угрозу безопасности всего мирового сообщества. К сожалению, Россия оказалась в числе стран, столкнувшихся с наиболее агрессивными его проявлениями.

          Как криминальное явление терроризм – противоправные, уголовно наказуемые деяния, выражающиеся в совершении взрывов, поджогов или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, если эти действия совершены в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения либо оказания воздействия на принятие решений органами власти, а также угроза совершения указанных действий в этих целях.

          Терроризм включает в себя идеологию насилия и террористическую деятельность в различных формах. К террористической деятельности относятся планирование создания и (или) создание террористических структур, вовлечение в террористическую деятельность, финансирование и иное содействие данной деятельности, пропаганда насильственных методов достижения социально-политических целей, а также собственно совершение террористических актов.

          Терроризм — многообъектное преступление, главной целью которого является общественная безопасность, равно как посягательства на:

          • жизнь и здоровье граждан;
          • объекты критической инфраструктуры;
          • природную среду;
          • информационную среду;
          • органы государственного управления;
          • государственных и общественных деятелей.

          Эксперты-террологи выделяют около 200 видов современной террористической деятельности. Основными из них являются: политический терроризм, националистический терроризм, религиозный терроризм, криминальный терроризм.

          Основной метод террористической деятельности – шантаж (запугивание) органов власти и населения опасностью гибели людей, причинением значительного имущественного ущерба либо наступлением иных общественно опасных последствий, осуществляемый в целях нарушения общественной безопасности и оказания воздействия на принятие органами власти решений, выгодных террористам.

          Политический терроризм – это тактика политической борьбы, заключающаяся в применении (или в угрозе применения) субъектами политики организованного насилия в целях коренного или частичного изменения конституционного строя либо экономических порядков в стране. Направлен на предотвращение или принятие каких-либо решений, относящихся к государственному устройству. Политический терроризм может существовать только при опоре хотя бы на минимум поддержки и сочувствия со стороны общественного мнения. В условиях полной социально-политической изоляции он обречен на скорое поражение. При этом террористы основную ставку делают на прессу. Субъектами политического терроризма, как правило, выступают радикальные политические партии, отдельные группировки внутри партий или общественных объединений, экстремистские организации, отрицающие легальные формы политической борьбы и делающие ставку на силовое давление.

          Религиозный терроризм проявляется в крайней нетерпимости к представителям различных конфессий либо непримиримом противоборстве в рамках одной конфессии. Зачастую используется в политических целях, в борьбе религиозных организаций против светского государства или за утверждение власти представителей одного из вероучений. Наиболее ярые экстремисты ставят своей целью создание отдельного государства, правовые нормы которого будут заменены нормами одной, общей для всего населении религии. С начала 80-х годов XX в. религиозный терроризм связывается в общественном сознании прежде всего с радикальным исламизмом. Терроризм, прикрывающийся исламскими лозунгами, стал результатом исламизации социального и национального терроризма на Ближнем и Среднем Востоке. Сегодня он представляет собой мощное интернациональное сообщество, охватывающее все исламские регионы планеты. С религиозным терроризмом тесно ассоциирован ряд сепаратистских движений — в штате Кашмир (Индия), на Филиппинах, в Чеченской Республике. Примеры: «Аль-Каида», движение «Талибан» (Афганистан). «Братья-мусульмане» (Египет) и др.

          Националистический терроризм выражается в утверждении превосходства определенной нации или расы, направлен на разжигание национальной нетерпимости, дискриминацию представителей иных народов и преследует цель путем устрашения вытеснить другую нацию, избавиться от ее власти. Националистический терроризм органически связан с сепаратизмом, направленным на изменение существующего государственного устройства, правового статуса национально-государственных или административно-территориальных образований, нарушении территориального единства страны, выход тех или иных территориальных единиц из состава государства, образование собственного независимого государства. Осуществляется организациями этносепаратистской направленности с целью ликвидации экономического и политического диктата инонациональных государств (например: Ирландская республиканская армия (Северная Ирландия), Рабочая партия Кур¬дистана (Турция), «Батасуна», «ЭТА» (Испания), «Фронт национального освобождения Корсики» (Франция), «Фронт освобождения Квебека» (Канада) и др.

          Наиболее опасен технологический терроризм, заключающийся в применении или угрозе применения ядерного, химического и бактериологического оружия, радиоактивных и высокотоксичных химических , биологических веществ, а также угрозе захвата ядерных и иных промышленных объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей. Как правило, технологический терроризм имеет под собой политические цели.

          По степени разрушительности выделяется ядерный терроризм, состоящий в умышленных действиях отдельных лиц, групп или организаций и даже некоторых государств, направленных на создание чувства страха у людей, появление недовольства властями или другими субъектами, связанными с использованием (угрозой использования) сверхопасных свойств ядерного оружия, ядерных материалов, радиоактивных веществ. Такие действия проводятся в интересах достижения политиче¬ских, военных, экономических, социальных и других целей террористов.

          Отмечается рост опасности кибертерроризма — действий по дезорганизации автоматизированных информационных систем, создающих опасность гибели людей, причинения значительного материального ущерба или наступления иных общественно опасных последствий. Основной формой кибертерроризма является информационная атака на компьютерную информацию, вычислительные системы, аппаратуру передачи данных, иные составляющее информационной структуры, что позволяет проникать в атакуемую систему, перехватывать управление или подавлять средства сетевого информационного обмена, осуществлять другие деструктивные воздействия. Наиболее опасны атаки на объекты энергетики, телекоммуникации, авиационные диспетчерские системы, финансовые электронные системы, правительственные информационные системы, а также автоматизированные системы управления войсками и стратегическим оружием. Кибертерроризм представляет серьезную угрозу для человечества, сравнимую с ядерным, бактериологическим и химическим оружием, причем степень этой угрозы в силу своей новизны до конца еще не осознана и не изучена.

          Криминальный терроризм заключается в использовании уголовными преступниками методов насилия и устрашения, заимствованными из практики террористических организаций. Основными субъектами криминального терроризма являются организованные преступные сообщества национального характера, которые используют устрашение и насилие как главное средство воздействия на представителей власти, на своих конкурентов по бизнесу с целью перераспределения сфер влияния, собственности и финансовых потоков. Формы проявления: заказные умышленные убийства, разборки между основными конкурирующими группировками, насильственное вымогательство и т.п.

          Со своей стороны террористические организации все чаще обращаются к преступной деятельности как к альтернативному источнику для финансирования политического терроризма. Политическая организация, взявшая на вооружение террористические методы борьбы, со временем перерождается в преступную группировку, прикрывающуюся политическими лозунгами.

          Новой тенденцией стало сращивание уголовного терроризма с политическим, националистическим и религиозным. Как правило, руководители всех современных террористических группировок, помимо достижения национальных, религиозных, территориальных, политических целей, стремятся к получению материальных выгод или обеспечению доступа к власти.

          В последнее время происходит политизация криминального терроризма, что проявляется в стремлении преступных авторитетов влиять на принятие государственных решений в целях ослабления деятельности правоохранительных органов, торможения законодательных инициатив, которые не выгодны преступной среде, и даже в действиях, направленных на вхождение преступных авторитетов или их покровителей в органы законодательной и исполнительной власти. В результате проявилась тенденция сращивания властных и криминальных структур.

          Основными тенденциями развития современного терроризма являются:

          • расширение географии терроризма в мире и его интернационализация;
          • усиление взаимного влияния различных внутренних и внешних социальных, политических, экономических и иных факторов, способствующих возникновению и распространению терроризма;
          • повышение уровня организованности террористической деятельности, создание крупных террористических формирований с развитой инфраструктурой;
          • усиление взаимосвязи терроризма и организованной преступности;
          • рост финансового и материально-технического обеспечения террористических структур;
          • стремление субъектов терроризма овладеть средствами массового поражения людей;
          • попытки использования терроризма как инструмента вмешательства во внутренние дела государств;
          • использование субъектами терроризма международных неправительственных организаций;
          • разработка и совершенствование новых форм и методов терроризма, направленных на расширение масштабов последствий террористических акций и увеличение количества жертв.

          Степень опасности угроз террористических актов обуславливается уровнем совершенствования форм, методов, сил и средств террористической деятельности, тактики ее осуществления, а также эффективностью антитеррористических мер национальных и международных систем противодействия терроризму.

          Субъекты терроризма, способы совершения террористических актов

          Субъекты терроризма – организации, а также отдельные лица (группы лиц), организующие и осуществляющие террористическую деятельность (или способствующие её подготовке и проведению), направленную на нанесение ущерба охраняемым законами Российской Федерации интересам личности, общества и государства. Разнообразие субъектов терроризма определяет многоплановость и общественную опасность преследуемых ими целей, которые у российских и зарубежных субъектов террористической деятельности зачастую совпадают, следствием чего является их тесное взаимодействие и координация усилий. Способы совершения террористических актов – определенный порядок и последовательность применяемых средств и приемов, используемых террористом (группой или организацией) для совершения террористического акта.

          Наиболее типичные способы террористической деятельности:

          • нападение, совершаемое как открыто, так и из засады;
          • минирование объектов промышленности, транспорта, связи, военных объектов, жилых и административных зданий;
          • минирование мест постоянного нахождения или маршрутов передвижения объекта преступного посягательства;
          • применение взрывчатых и отравляющих веществ, закамуфлированных под бытовые предметы, а также в почтовых посылках или бандеролях, адресованных конкретному лицу (жертве);
          • вооруженный захват заложников;
          • распространение вредных для здоровья людей радиоактивных, химических, биологических и иных опасных веществ и их компонентов;
          • применение элементов компьютерных и информационных технологий.

          В последние годы в нашей стране принят ряд эффективных мер по пресечению терроризма и созданию эффективной общегосударственной системы противодействия ему.

          Противодействие терроризму – это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по: предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористических актов (профилактика терроризма); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

          Общегосударственная система противодействия терроризму

          Целью противодействия терроризму в Российской Федерации является защита личности, общества и государства от террористических угроз и проявлений.

          Основными задачами в достижении указанных целей являются:

          • выявление и устранение факторов, способствующих возникновению и распространению терроризма;
          • выявление, предупреждение и пресечение действий лиц и организаций, направленных на подготовку и совершение преступлений террористического характера и (или) оказание содействия такой деятельности;
          • привлечение к ответственности субъектов террористической деятельности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
          • пресечение попыток переноса на территорию России деятельности международных террористических организаций, привлечение к этому процессу потенциала международной антитеррористической коалиции;
          • постоянное совершенствование ОГСПТ, поддержание в состоянии готовности к использованию сил и средств, предназначенных для выявления, предупреждения, пресечения террористических актов и минимизации (ликвидации) их последствий;
          • обеспечение антитеррористической защиты объектов террористических посягательств – критической инфраструктуры, жизнеобеспечения и мест массового пребывания людей;
          • противодействие распространению идеологии терроризма, осуществление активных информационно-пропагандистских мероприятий антитеррористической направленности.

          Общегосударственная система противодействия терроризму (далее — ОГСПТ) представляет собой совокупность организационных структур (субъектов противодействия терроризму), которые в рамках полномочий, установленных законами и изданными на их основе нормативными правовыми актами, осуществляют деятельность по противодействию террористическим угрозам, разрабатывают и реализуют комплекс мер по профилактике террористических угроз, выявлению и пресечению террористической деятельности, минимизации и ликвидации возможных последствий террористических актов. ОГСПТ, в силу возложенных задач, призвана обеспечить системное и эффективное использование потенциала государства и общества для защиты от угроз террористических актов. Формы и методы противодействия террористическим проявлениям определяются сложной социально-политической и военной природой терроризма. Субъектами ОГСПТ являются уполномоченные органы государственной власти, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму, негосударственные организации и объединения, а также отдельные граждане, оказывающие содействие органам государственной власти в осуществлении мероприятий в данной сфере.

          В соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством Президент Российской Федерации определяет основные направления государственной политики в области противодействия терроризму; устанавливает компетенцию федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых он осуществляет, по борьбе с терроризмом; принимает решение в установленном порядке об использовании за пределами территории Российской Федерации формирований Вооруженных Сил Российской Федерации и подразделений специального назначения для борьбы с террористической деятельностью, осуществляемой против Российской Федерации.

          Федеральное Собрание Российской Федерации формирует законодательную основу противодействия терроризму на федеральном уровне.

          Правительство Российской Федерации определяет компетенцию федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых оно осуществляет, в области противодействия терроризму; организует разработку и осуществление мер по предупреждению терроризма и минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений; организует обеспечение деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию терроризму необходимыми силами, средствами и ресурсами.

          Федеральные органы исполнительной власти осуществляют деятельность по противодействию терроризму в пределах своих полномочий.

          Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий организуют и осуществляют на территории субъекта Российской Федерации деятельность по профилактике терроризма, а также по минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений.

          Координацию действий федеральных органов исполнительной власти, антитеррористических комиссий в субъектах Российской Федерации, организацию их взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями в области противодействия терроризму осуществляет Национальный антитеррористический комитет (далее — НАК). Координацию деятельности территориальных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по профилактике терроризма, а также по минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений в субъектах Российской Федерации осуществляют антитеррористические комиссии субъектов Российской Федерации (далее — АТК).

          В целях организации планирования применения сил и средств федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов по борьбе с терроризмом, а также для управления контртеррористическими операциями в составе НАК функционирует Федеральный оперативный штаб (далее – ФОШ), а для управления контртеррористическими операциями в субъектах Российской Федерации – оперативные штабы субъектов Российской Федерации (далее – ОШ).

          Для противодействия террористическим угрозам, направленным против российских граждан и учреждений за рубежом, в том числе военных и важных государственных объектов, организации и проведения неотложных действий по реагированию на угрозы террористических актов при дипломатических представительствах создаются кризисные штабы.

          При возникновении новых угроз террористических актов в законодательном порядке могут создаваться и иные организационные структуры по противодействию терроризму. Необходимыми условиями эффективности ОГСПТ являются постоянное и активное участие в противодействии терроризму администрации предприятий, учреждений, а также граждан, общественных объединений, иных институтов гражданского общества и координация их деятельности с субъектами ОГСПТ.

          Основными направлениями деятельности системы противодействия терроризму являются:

          • силовое противодействие терроризму;
          • устранение внутренних источников терроризма;
          • противодействие международному терроризму и участие в устранении его источников;
          • снижение тяжести последствий террористических атак;
          • мониторинг обстановки внутри страны и за ее пределами в целях выявления потенциальных террористических угроз.

          Схема координации противодействия терроризму в Российской Федерации Направления противодействия терроризму

          Противодействие терроризму в России осуществляется по следующим направлениям:

          • профилактика терроризма;
          • борьба с терроризмом (выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование террористического акта и иных преступлений террористического характера);
          • минимизация и (или) ликвидация последствий террористических актов.

          Профилактика терроризма

          Под профилактикой терроризма понимается деятельность субъектов ОГСПТ, включающая комплекс мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих осуществлению террористической деятельности. Профилактика терроризма осуществляется по трем основным направлениям:

          • организация и осуществление на системной основе противодействия идеологии терроризма и экстремизма;
          • совершенствование антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических устремлений;
          • усиление контроля за соблюдением административных, правовых и иных режимов, способствующих противодействию терроризму.

          Противодействие идеологии терроризма включает в себя комплекс организационных, социально-политических, информационно-пропагандистских мер по предупреждению распространения в обществе убеждений, идей, настроений, мотивов, установок, направленных на коренное изменение существующих социальных и политических институтов государства.

          В качестве потенциальных объектов террористических устремлений могут рассматриваться любые физические и юридические лица, места массового пребывания людей, объекты недвижимости, критической инфраструктуры, транспорта, жизнеобеспечения, коммуникационные и информационные сети.

          Под антитеррористической защищенностью потенциальных объектов террористических устремлений следует понимать комплексное использование сил физической защиты, инженерно-технических средств и режимных мер, направленных на обеспечение их безопасного функционирования.

          В связи с этим особая роль принадлежит эффективной реализации административно-правовых режимов, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

          Профилактика терроризма предполагает решение следующих задач:

          • разработка рекомендаций и осуществление мероприятий по устранению причин и условий, способствующих возникновению и распространению терроризма;
          • выявление и прогнозирование террористических угроз, информирование о них органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также общественности для принятия мер по их нейтрализации;
          • оказание сдерживающего и позитивного воздействия на поведение отдельных лиц (групп лиц), склонных к экстремистским действиям;
          • определение правовой регламентации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и антитеррористических комиссий в субъектах Российской Федерации при введении режимов террористических угроз;
          • разработка перечня антитеррористических мероприятий для организации и проведения их на территории субъектов Российской Федерации с обязательным определением источников их финансирования;
          • разработка и введение типовых требований по защите от угроз террористических актов критически важных и потенциально опасных объектов, мест массового пребывания людей;
          • определение прав, обязанностей и ответственности руководителей органов исполнительной власти и хозяйствующих субъектов при организации мероприятий по антитеррористической защищенности подведомственных им объектов; • совершенствование правовой регламентации возмещения ущерба лицам, участвующим в пресечении террористического акта и проведении контртеррористической операции и (или) пострадавшим в результате их осуществления;
          • совершенствование взаимодействия федеральных органов исполнительной власти в целях выработки единой стратегии и тактики в рамках осуществления международного сотрудничества в сфере противодействия терроризму.

          Организация деятельности по профилактике терроризма требует обеспечения скоординированной работы органов государственной власти с общественными организациями и объединениями, религиозными структурами, другими институтами гражданского общества и отдельными гражданами.

          Реализация указанных задач осуществляется в рамках создания эффективной системы мер по противодействию терроризму.

          Борьба с терроризмом

          Борьба с терроризмом – деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, осуществляемая с использованием разведывательных, контрразведывательных, оперативно-розыскных, следственных, войсковых и специальных мероприятий, направленных на решение задач по:

          • выявлению, предупреждению и пресечению террористической деятельности;
          • раскрытию и расследованию преступлений террористического характера.

          Организация борьбы с терроризмом требует комплексного подхода к анализу источников и субъектов террористической деятельности, четкого определения функций и зоны ответственности каждого субъекта борьбы, своевременного определения приоритетов в решении поставленных задач, совершенствования организации построения и взаимодействия оперативных, оперативно-боевых, войсковых, следственных подразделений на основе внедрения штабного принципа организации управления контртеррористическими операциями и обеспечения ресурсами, включающими современные аппаратно-программные комплексы (автоматизированные системы управления). Одним из основных условий повышения результативности борьбы с терроризмом является оперативное проникновение в террористические структуры, получение упреждающей информации об их планах по совершению террористических актов, деятельности по распространению идеологии терроризма и экстремизма, об источниках и каналах финансирования, снабжения оружием, боеприпасами, иными средствами для осуществления террористической деятельности. Условием эффективной организации борьбы с терроризмом является заблаговременная подготовка сил и средств субъектов противодействия терроризму к пресечению террористического акта в ходе командно-штабных, тактико-специальных, оперативно-тактических учений, организуемых оперативными штабами на федеральном и региональном уровнях.

          Минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма

          Деятельность по минимизации и (или) ликвидации проявлений терроризма (далее – устранение последствий) планируется заблаговременно, исходя из прогнозов возможных последствий террористических актов. Эта деятельность должна быть ориентирована на решение следующих основных задач:

          • недопущение (минимизация) человеческих потерь на основе приоритета защиты человеческой жизни перед материальными и финансовыми потерями (за исключением жизни террористов);
          • своевременное проведение аварийно-спасательных работ и оказание медицинской и иной помощи лицам, участвующим в пресечении террористического акта, а также лицам, пострадавшим от террористического акта, их последующая социальная и психологическая реабилитация;
          • минимизация неблагоприятных морально-психологических последствий воздействия террористических актов на общество или отдельные социальные группы;
          • восстановление поврежденных и разрушенных объектов; возмещение причиненного вреда физическим и юридическим лицам, пострадавшим от актов терроризма (за исключением террористов).

          Условиями успешного осуществления мероприятий по устранению последствий террористического акта являются учет специфики чрезвычайных ситуаций, связанных с совершением террористических актов, в зависимости от объектов посягательств и характера террористических воздействий, формирование типовых планов задействования сил и средств ОГСПТ и их заблаговременная подготовка, в том числе в ходе учений.

          Комплекс мер, форм и методов противодействия терроризму

          В соответствии с содержанием основных направлений противодействия терроризму антитеррористическая деятельность осуществляется посредством реализации комплекса мер, в ходе которых используются различные формы и методы — взаимосвязанные и согласованные между собой технологии, приемы и средства воздействия на субъекты терроризма; факторы, способствующие его возникновению и развитию; последствия террористических проявлений.

          В рамках деятельности по профилактике терроризма используются политические, социально-экономические, информационно-пропагандистские, образовательные методы, а также методы физической, технической защиты и правовой превенции, имеющие приоритетное значение для снижения уровня и масштаба террористических угроз. Они призваны оказывать целенаправленное воздействие на экономические, политические, социальные, национальные и конфессиональные процессы, которые могут порождать масштабные общественные конфликты и, как следствие, террористические проявления; ограждать от террористических устремлений граждан (группы граждан); предупреждать формирование террористических намерений; затруднять действия субъектов террористической деятельности. Исходя из характера объекта профилактического воздействия, используются различные формы общей и адресной профилактики, с учетом его демографических, этно-конфессиональных, индивидуально-психологических и иных особенностей.

          К основным группам мер профилактики терроризма относятся:

          • политические (меры по нормализации общественно-политической ситуации, разрешению социальных конфликтов, снижению уровня социально-политической напряженности, осуществлению международного сотрудничества в области противодействия терроризму);
          • социально-экономические (меры по оздоровлению социально-экономической ситуации в отдельных регионах и выравниванию уровня развития регионов, сокращению маргинализации населения, уменьшению имущественной дифференциации, обеспечению социальной защиты населения);
          • правовые (административные, уголовные, организационные и иные меры, направленные на неотвратимость наказания за совершенные деяния террористического характера, совершенствование механизма ответственности за несоблюдение требований антитеррористического законодательства; противодействие незаконному обороту оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, наркотических и психотропных средств, радиоактивных материалов, опасных биологических веществ и химических реагентов, финансированию терроризма; регулирование миграционных процессов и порядка использования информационно-коммуникационных систем); • информационно-пропагандистские (меры по вскрытию сущности и разъяснению опасности терроризма, оказанию воздействия на граждан (групп граждан) с целью воспитания у них неприятия идеологии насилия и привлечения их к участию в противодействии терроризму);
          • культурно-образовательные (меры по формированию социально значимых ценностей в обществе и воспитанию толерантности);
          • организационно-технические (разработка и реализация целевых программ и конкретных мероприятий по обеспечению объектов возможных террористических посягательств техническими средствами защиты, совершенствованию механизма ответственности за несоблюдение требований по антитеррористической защищенности объектов террористических устремлений и техническому оснащению участников антитеррористической деятельности).

          Осуществление борьбы с терроризмом предполагает приоритетное использование методов выявления, предупреждения и пресечения террористической деятельности с целью адресного силового и психологического воздействия на конкретные субъекты терроризма.

          Борьба с терроризмом осуществляется также в форме различных оперативно-боевых, оперативно-поисковых, оперативно-розыскных, блокирующих, фильтрационных, правоприменительных и иных действий с целью выявления, пресечения, раскрытия и расследования преступлений террористического характера.

          Комплекс мер по борьбе с террористическими проявлениями предусмотрен в рамках создаваемой в Российской Федерации государственной системы реагирования на террористические угрозы. В указанной системе в зависимости от уровня угроз определен соответствующий правовой режим, включающий административно-режимные, оперативно-розыскные и иные мероприятия, реализуемые оперативными штабами во взаимодействии с антитеррористическими комиссиями и подразделениями федеральных органов исполнительной власти, а также перечень временных ограничений, направленных на недопущение террористических актов и минимизацию их последствий.

          Наиболее действенной и эффективной формой пресечения террористического акта является контртеррористическая операция – комплекс специальных, оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического акта, обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности физических лиц, организаций и учреждений, а также по минимизации последствий террористического акта.

          В ходе реализации мер по минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма главную роль играют методы локализации и преодоления чрезвычайных ситуаций, вызванных террористическими актами, которые реализуются в форме различных по продолжительности и масштабам мероприятий с привлечением соответствующих сил и средств действий для спасения и эвакуации граждан, пострадавших от террористического акта, в частности:

          • оказание экстренной медицинской помощи;
          • медико-психологическое сопровождение аварийно-спасательных и противопожарных мероприятий;
          • медико-психологическая реабилитация лиц, пострадавших от террористического акта или лиц, участвующих в его пресечении;
          • восстановление нормального функционирования и экологической безопасности подвергшихся террористическому воздействию объектов;
          • возмещение морального и материального вреда лицам, пострадавшим от террористического акта.

          Профилактика терроризма

          Какие направления актуальны сегодня при решении вопросов профилактики терроризма? Прежде всего это четкая формулировка определения международного терроризма и его видов. Ясное представление о принципах противостояния террористической деятельности. Это профилактика терактов, основанная на обязательном следовании тактике антитеррора. Кроме того, использование новейших технических и технологических средств при проведении охранно-организационных мероприятий и многое другое.

          Думается, что кроме указанных направлений исключительно важна разработка проекта управления межрелигиозного противостояния, в основу которого должен быть положен «кодекс религий мира». Согласно «кодексу» учреждается мировой управляющий орган — Президиум (Совет), состоящий из представителей различных конфессий мира. В его основе рассматриваются положения, исключающие экстремистскую идеологию и политику в религии. Это чрезвычайно трудная задача, но начинать ее просто необходимо.

          Классификация Международный терроризм — явление многогранное. В нем сочетаются политические, идеологические, религиозные, экономические, социальные, правовые и другие аспекты. Для противостояния международному терроризму необходимо прежде всего дать ему определение, рассмотреть существующие виды и классификацию. Террористический акт, произошедший на предприятиях промышленности, в государственных и региональных учреждениях, организациях общественного назначения, как вид стратегической опасности, создающий условия катастроф (человеческие жертвы, взрывы, пожары, выбросы ядовитых и радиоактивных веществ и др.) может быть отнесен к чрезвычайным ситуациям особого характера (далее — ЧСОХ).

          ЧСОХ — вид террористической акции, направленный на вывод из строя государственных, региональных, городских органов управления; технологических систем предприятия особой важности. Теракт также может быть направлен на разрушение предприятия повышенного риска с целью дестабилизации выпуска, переработки, перевозки, хранения продукции; химическое и радиоактивное заражение местности; захват заложников и уничтожение людей, сеяние паники среди населения; давление на государственные органы с целью удовлетворения политических и экономических требований и т.д. ЧСОХ классифицируются по типам и видам. К типам можно отнести: терроризм на государственных, региональных, городских предприятиях и системах управления; транспортный терроризм; терроризм на предприятиях промышленности особой важности и повышенного риска; в учреждениях и организациях общественного назначения, на предприятиях видов снабжения и инженерных коммуникациях. К транспортному терроризму как одному из видов ЧСОХ относятся террористические акции на поездах и железнодорожных вокзалах, на станциях метрополитена и в вагонах; на морских и речных судах и портах; в самолетах и аэропортах, на магистральных трубопроводах. Впервые транспортный терроризм зафиксирован в 1933 году в Бельгии, когда бомба оказалась на борту самолета и тот был уничтожен.Теракты в учебных заведениях, театрах и кино, больницах, торговых центрах, разного рода офисах обозначают принадлежность к террористическим акциям в учреждениях и организациях общественного назначения. Терроризм на промышленных предприятиях включает в себя террористические акты на предприятиях добычи, переработки и хранения легковоспламеняющихся горючих и взрывчатых веществ; на химически и радиационно опасных предприятиях: например, на коммуникациях систем управления государственных и региональных учреждений и организаций, на коммуникациях и технологическом оборудовании предприятий особой важности. Так, первый случай такого вида терроризма отмечен в 1972 году, когда произошел взрыв завод в Гамбурге.

          К терроризму на предприятиях видов снабжения и инженерно-технических сетях относятся акции на системах всех видов снабжения: энергетики, водо- и газоснабжения, на коммунальных сетях. Одним из видов ЧСОХ является так называемый «машинный» терроризм, когда груженный взрывчаткой автомобиль направляется к зданиям предприятий, организаций и учреждений. В 1983 году «машинный» терроризм впервые был применен в Ливии, Бейруте при взрыве посольства США.

          Существуют опасения по поводу возникновения нового вида теракта, когда от воздействия мощного потока радиочастотного электромагнитного излучения могут быть выведены из строя любые электронные устройства. Электромагнитный терроризм преследует цели дестабилизации работы государственных и региональных учреждений.

          Например, банковских электронных сетей, систем управления воздушным движением, систем управления различных организаций и учреждений. Сегодня в сейсмоопасных регионах являются опасными и могут использоваться террористами и наведенные землетрясения. Существуют методики создания землетрясения, направленного на конкретный объект стратегического назначения или повышенного риска, на город, расположенный на территории противника. Сила таких землетрясений может превышать шесть баллов и выше.

          К исключительно тяжелым последствиям могут привести теракты, проводимые с использованием химических и радиоактивных веществ, акции, совершенные на предприятиях особой важности и повышенного риска.

          Методы борьбы Анализ методов борьбы с терроризмом, ведущейся на предприятиях, организациях и других объектах в России, США, Израиле и других странах, показывает, что успешная контртеррористическая деятельность зависит от правильного планирования, координации и управления мероприятиями и действиями силовых структур. Также немалое значение в этой борьбе отводится проведению охранно-организационных мероприятий и следованию тактике проведения антитеррористических акций. Особую важность представляют — в качестве дополнительной помощи силовым структурам — профилактические мероприятия на всех уровнях государственной, региональной и городской власти, на предприятиях промышленности и учреждениях.

          Последние, вне зависимости от форм собственности, должны разработать планы проведения профилактических мероприятий, направленных на защиту от террористических актов. А в случае, если таковые уже произошли, — призваны сгладить их негативные последствия. При этом необходимо помнить, что последствия терактов, техногенных аварий и катастроф на объектах промышленности и жизнеобеспечения, как правило, одного и того же рода — это взрывы, пожары, выбросы ядовитых и радиоактивных веществ, гибель людей.

          Психологическое давление Используя тактику психологического давления, террористы навязывают мировому сообществу свои правила игры. Вот некоторые примеры подобного давления на поведение государственных «мужей» и чиновников при чрезвычайных ситуациях террористического характера. Когда террористы Шамиля Басаева захватили заложников в больнице России, в переговоры вступил премьер-министр Виктор Черномырдин, готовый к разного рода предложениям и уступкам. Так международные террористы, находящиеся на территории Чечни, поняли, что государство на тактику давления реагирует положительно. Другое дело — заявление президента России Владимира Путина на заседании правительства два дня спустя после террористического акта 5 июля 2003 года. Тогда в Москве на Тушинском аэродроме произошел мощный взрыв во время концерта. В выступлении президент заявил, что никаких уступок террористам делать нельзя, а наоборот, их надо «выковыривать, доставать и уничтожать». Еще в 1986 году США согласились выплатить выкуп за захваченных в Ливане американцев. Тогда в результате террористического акта в Тель-Авиве на дискотеке в «Дельфинариуме» погибли и были ранены много людей. Однако никаких решительных мер по пресечению терроризма в силу разных причин также сделано не было. И только события, отмеченные морем крови жителей Нью-Йорка, посетителей мюзикла «Норд-Ост» в Москве и учащихся школы Беслана, решительно изменили поведение и методы принятия решений главами США, Англии, России и других стран в отношении террористов.

          Одним из ключевых направлений борьбы с террористическими и экстремистскими проявлениями в общественной среде выступает их профилактика. Особенно важно проведение такой профилактической работы в среде молодежи, так как именно указанная среда в силу целого ряда различных факторов является одной из наиболее уязвимых в плане подверженности негативному влиянию разнообразных антисоциальных и криминальных групп. Социальная и материальная незащищенность молодежи, частый максимализм в оценках и суждениях, психологическая незрелость, значительная зависимость от чужого мнения — вот только некоторые из причин, позволяющих говорить о возможности легкого распространения радикальных идей среди российской молодежи. Между тем, данные идеи в молодежной среде получают значительное распространение. Так, по данным МВД РФ на начало 2008 года, около 98 тысяч молодых людей участвовали в деятельности различных экстремистских группировок.

          Лидеры экстремистских группировок различного толка завлекают молодежь в свои объединения, часто обещая ей легкое решение всех проблем, в том числе и материальных. Неокрепшие молодые умы зачастую даже не задумываются о том, что участвуя в деятельности подобных формирований, они не только не решают свои существующие проблемы, но и создают себе многочисленные новые, по сути, уничтожают свое будущее.Безусловно, проводить профилактику терроризма и экстремизма среди молодежи намного выгоднее, чем ликвидировать последствия подобных явлений. Можно, в частности, предложить следующие действия, направленные на уменьшение радикальных проявлений в молодежной среде:

          1. Проведение комплексных мероприятий по формированию правовой культуры в молодежной среде. В частности, этому могло бы способствовать существенное расширение юридической составляющей воспитании и образовании. Знание своих собственных прав и свобод будет способствовать развитию у молодого поколения чувства уважения к правам и свободам других лиц, в том числе к их жизни, здоровью и достоинству.
          2. Воспитание у молодежи толерантного мировоззрения, терпимого отношения ко всем людям, вне зависимости от их национальности, религии, социального, имущественного положения и иных обстоятельств. Как известно, часть 2 статьи 19 Конституции РФ запрещает любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой и религиозной принадлежности. И у каждого человека с детства должна закладываться мысль о том, что нужно уважать всех людей, независимо от каких — либо обстоятельств, нельзя делить людей по любым признакам. Это поможет противодействовать различным видам религиозного, национального и социального экстремизма.
          3. Совершенствование вопросов досуга и отдыха молодежи. Не секрет, что многие молодые люди попадают в различные радикальные организации во многом, из-за отсутствия желания, а нередко и возможности проводить свое свободное время с пользой для души и тела. В частности, государству необходимо заботиться о том, чтобы не только в крупных мегаполисах, но и в самых небольших населенных пунктах активно действовали клубы, дома культуры, кинотеатры, музеи и другие социально — культурные заведения. Необходимо также активнее пропагандировать в молодежной среде здоровый образ жизни, занятия спортом и физической культурой. Важно заметить, что перечисленные мероприятия должны быть доступны всей молодежи и в материальном плане.
          4. Повышение уровня социальной и материальной защищенности молодежи, помощь в трудоустройстве молодых специалистов, поддержка жилищных программ для молодежи. Данные меры помогут молодым людям осознать, что государство заботится о них, и нет необходимости совершать противозаконные действия и получать материальные средства от террористов и экстремистов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *