Что такое пожарная техника
Перейти к содержимому

Что такое пожарная техника

  • автор:

Пожарная техника (противопожарная техника)

Пожарная техника (противопожарная техника) – это технические средства для предотвращения, ограничения развития, тушения пожара, защиты людей и материальных ценностей от пожара.

Классификация пожарной техники используется для определения ее назначения, области применения, а также для установления требований пожарной безопасности при эксплуатации пожарной техники.

Пожарная техника

Пожарная техника в зависимости от назначения и области применения подразделяется на следующие типы:

  1. первичные средства пожаротушения;
  2. мобильные средства пожаротушения;
  3. установки пожаротушения;
  4. средства пожарной автоматики;
  5. пожарное оборудование;
  6. средства индивидуальной защиты и спасения людей при пожаре;
  7. пожарный инструмент (механизированный и немеханизированный);
  8. пожарные сигнализация, связь и оповещение.

Источники: Федеральный закон РФ от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 № 301-ФЗ); ГОСТ 12.2.047-86 (СТ СЭВ 5236-85) Пожарная техника. Термины и определения.

Просмотров 29083
Присоединяйтесь к нам
в сообществах
Самые свежие новости и обсуждения вопросов о службе
Интересные публикации
Напишите нам Сотрудничество Полезные ссылки Наша команда Контакты

  • Пользовательское соглашение
  • Соглашение об ОПД
  • Правила сайта
  • Политика конфиденциальности
  • Реклама на сайте
  • Поддержка проекта
  • О нас

16+ Сетевое издание «Fireman.club» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77-80618 от 23.03.2021. Полное, частичное использование материалов в соц. сетях, печати, ТВ и радио без индексируемой гиперссылки на fireman.club или без указания сайта как источника, а так же перепечатка материалов — запрещено! Иная правовая информация.

На сайте «Fireman.club» используются файлы cookie для повышения удобства пользователей и обеспечения работоспособности. Отключение файлов cookie может привести к неполадкам при работе с сайтом. Если Вы не хотите использовать файлы cookie, то можете изменить настройки браузера. Продолжая использование сайта, Вы даете согласие на сбор и использование cookie-файлов, других данных в соответствии с Политикой конфиденциальности и Соглашением об ОПД.

Охрана труда и БЖД

Охрана труда и безопасность жизнедеятельности

Пожарная техника
Общие сведения о средствах пожаротушения

В процессе ликвидации очагов пожара используют пожарную технику. Пожарная техника — это совокупность технических средств для предотвращения, ограничения, тушения пожара, защиты людей и материальных ценностей от пожара. В состав пожарной техники входят:

— огнетушители (см. п. 5.6.4);

— аэрозольные и пенные генераторы;

— пожарное оборудование водонапорных сетей;

— передвижная пожарная техника (мотопомпы и ручные передвижные насосы);

— стационарные установки пожаротушения;

— автоматическая пожарная сигнализация;

— пожарные поезда на железнодорожном транспорте;

— современная пожарная техника повышенных возможностей. Использование пожарной техники и оборудования для хозяйственных и прочих нужд категорически запрещается.

Аэрозольные и водо-воздушнопенные генераторы. В настоящее время наряду с традиционными огнетушителями все большее распространение получают генераторы ОТВ.

Принципиально иную относительно огнетушителей конструкцию имеет аэрозольный генератор (рис. 5.4), используемый в автономных системах пожаротушения. Его корпус делится на две полости. В одной из них расположен заряд и электровоспламенитель. Вторая полость заполнена охладителем, гасящим пламя, которое возникает в результате горения заряда.

Конструкция аэрозольного генератора

Рис. 5.4. Конструкция аэрозольного генератора: 1 — охладитель; 2 — корпус; 3 — заряд аэрозольобразующего вещества; 4 — огнепроводный шнур; 5 — клеммы электровоспламенителя

Заряд, сгорая, выделяет большое количество аэрозоля, который, пройдя через охладитель, выбрасывается в зону очага пожара в виде густого дымного облака. Генератор приводится в действие замыканием электроцепи воспламенителя, воспламенением огнепроводного шнура либо капсюлем, срабатывающим при дергании за кольцо.

Могут использоваться углекислотные, порошковые и водные аэрозольные генераторы. Они обеспечивают наиболее быстрое тушение очага возгорания. Аэрозольные генераторы нашли применение в автомобилях. Их располагают вблизи топливного бака и в моторном отсеке. Температурный диапазон применения генераторов, как правило, составляет от минус 50 до плюс 60 °С. Во избежание случайного срабатывания выключатели (тумблеры) электроцепей принудительного пуска защищают колпаком или чекой. Срок хранения и эксплуатации таких систем составляет 10 лет и более.

Для тушения пеной применяют водо-воздушные пенные генераторы, работающие по принципу подсоса воздуха в раствор с пенообразователем.

Пожарное оборудование водонапорных сетей. Для тушения огня водой используют в основном противопожарный водопровод. Вода как огнетушащее вещество может употребляться и в автоматических стационарных установках пожаротушения.

Если водопроводная сеть объекта закольцована и обеспечивает необходимые для тушения пожара расход и напор воды, она может считаться противопожарным водопроводом. Напор должен обеспечивать получение компактной струи высотой, равной высоте помещения. При недостаточном напоре воды в сети предприятия необходимо устанавливать насосы-повысители. На противопожарном водопроводе через каждые 100 м располагают устройства для забора воды при тушении пожара (пожарные гидранты).

Пожарная мотопомпа — это транспортируемое устройство, предназначенное для подачи воды по напорным пожарным рукавам из водоисточников к месту пожара. Состоит из смонтированных на одной раме центробежного насоса, вакуумного аппарата (для первоначального заполнения водой всасывающей линии и насоса) и двигателя внутреннего сгорания.

— переносные (производительностью 600 и 800 л/мин);

— передвижные, устанавливаемые на одноосном прицепе к автомобилю (производительностью 1600 л/мин).

Пожарный ствол — устройство, устанавливаемое на конце напорной линии для формирования и направления огнетушащих струй.

Лафетный пожарный ствол — поворотный в вертикальной и горизонтальной плоскостях пожарный ствол, монтируемый на опоре.

Стационарные установки пожаротушения. Стационарные автономные системы пожаротушения чаще всего приводятся в действие автоматически. Широкое применение получили спринклерные и дренчерные установки автоматического пожаротушения.

Спринклерные установки представляют собой водопроводную сеть, проложенную по потолку отапливаемого помещения (температура в помещении не может быть ниже плюс 5 °С) и оборудованную разбрызгивающими (спринклерными) оросительными головками с легкоплавкой пробкой. Они включаются в работу автоматически при повышении температуры (достижении внутри помещения заданного предела). Спринклерная установка является эффективным средством тушения пожара в начальной стадии его развития и применяется для тушения обычных горючих материалов.

Дренчерные установки автоматического пожаротушения для неотапливаемых помещений — это водяные установки, оборудованные нормально (постоянно) открытыми оросителями. Вода в систему подается через специальные клапаны, работающие от своей автоматической системы, которая срабатывает при повышении температуры хотя бы в одной точке защищаемого объема. Так как оросители постоянно открыты, при срабатывании установки орошается весь объем.

Автоматическая пожарная сигнализация. Основная задача автоматической пожарной сигнализации — фиксация места начальной стадии пожара, передача извещения о нем, включение световой и звуковой сигнализации, а при наличии автоматических систем пожаротушения и дымоудаления — включение и их в работу.

Извещатели имеют в качестве чувствительных элементов легкоплавкие замки, биметаллические пластины, трубки, заполненные легко расширяющейся жидкостью, термопары, срабатывающие в основном при достижении определенной температуры нагрева чувствительного элемента.

Их устанавливают под потолком, чтобы тепловой поток обтекал чувствительный элемент извещателя. Применяются и дымовые извещатели, которые содержат радиоактивный источник, ионизирующий воздух между двумя электродами, обеспечивая этим протекание между ними электрического тока. При попадании между электродами дыма происходит снижение силы тока, в результате чего система, в которую вмонтирован извещатель, срабатывает. Имеются извещатели, работающие по принципу снижения силы света при задымлении.

Пожарные автомобили. Пожарные автомобили предназначены для доставки к месту пожара боевого расчета, огнетушащих средств и пожарного оборудования. Приведение в действие всех агрегатов (гидрооборудования, компрессорных установок и т.п.), установленных на пожарном автомобиле, осуществляется от двигателя автомобиля.

Различают основные и специальные пожарные автомобили. К основным пожарным автомобилям относят автоцистерны, насоснорукавные пожарные автомобили, автонасосы, насосные станции, газоводяные, воздушно-пенные и порошковые, главным назначением которых является подача огнетушащего средства в очаг пожара. Автоцистерны служат для доставки к месту пожара боевого расчета, пожарного оборудования и запаса огнетушащих средств, для подачи воды или воздушно-механической пены. Газоводяные пожарные автомобили, оборудованные турбореактивной установкой, используют для тушения пожаров на нефтяных и газовых скважинах, воздушно-пенные — для подачи воздушно-механической пены в очаг пожара при горении нефтепродуктов на нефтеперерабатывающих заводах, в резервуарах, в железнодорожных цистернах.

К специальным пожарным автомобилям относят технические, автомобильные пожарные лестницы, штабные, связные, рукавные и др. Автомобильные пожарные лестницы служат для спасения потерпевших на пожаре. Они доставляют к месту пожара боевой расчет, оборудование и инструменты, предназначенные для удаления дыма из помещения или подачи в него воздуха, для проведения работ по вскрытию конструкций, разборке зданий и завалов. Рукавные пожарные автомобили, работающие совместно с пожарными насосными станциями, используют на крупных пожарах для доставки напорных рукавов, прокладывания их в линию на ходу автомобиля, механизированной намотки рукавов и их погрузки после тушения пожара.

Все пожарные автомобили должны постоянно находиться в исправном состоянии. Для их стоянки должно быть оборудовано отапливаемое помещение.

Железнодорожные пожарные поезда. На железнодорожном транспорте для тушения пожаров в подвижном составе и на объектах, к которым можно подать поезд, применяют пожарные поезда.

Пожарный поезд оснащается пожарной техникой, снаряжением, пожарно-техническим вооружением, оборудованием и инструментом. Основные его комплектующие: транспортная система комбинированного пожаротушения (ТСПК), пожарная автоцистерна, мотопомпы производительностью 800—1600 л/мин, электростанция мощностью 4—16 кВт, приборы для забора воды из цистерн и заправки цистерн водой, рукава (всасывающий, напорный), лафетный ствол, генераторы пены, лестницы, инструмент.

Современная пожарная техника повышенных возможностей. Пожарная техника нового поколения служит для спасения людей, оказавшихся во время пожара на высоких этажах, для тушения пожаров на высоте, а также для тушения веществ, вызывающих при горении мощное пламя. К ней относятся: пожарные подъемники, пожарные пеноподъемники, пожарные пушки.

Пожарные подъемники служат для доставки спасателей, пожарных и их снаряжения на верхние этажи зданий, для эвакуации пострадавших.

Пожарные пеноподъемники доставляют на высоту огнегасящие вещества. Они изготавливаются на базе грузовых автомобилей и гусеничных транспортеров. Управление ими осуществляется с выносного пульта, который может выноситься на 50 м от зоны пожара, что важно для безопасности людей, борющихся с огнем.

Пожарные пушки применяют для тушения мощных пожаров. Каждая пушка обеспечивает эффективную борьбу с огнем на площади 600 м . Ударная сила водяной струи сохраняется на расстоянии 55 м. Это обеспечивает минимальный риск для тех, кто борется с пожаром.

Что такое пожарная техника

МЧС России

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

  • Министерство
    • О Министерстве
    • Структура Министерства
    • Комиссии, консультативные и совещательные органы
    • Главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации
    • Учреждения системы МЧС России
    • Кадровое обеспечение
    • Мероприятия МЧС России
    • Открытое Министерство
    • Информационные ресурсы
    • Ведомственные СМИ
    • Профессиональные праздники
    • Безопасность граждан
    • Гражданская оборона
    • Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
    • Профилактическая работа и контрольно-надзорная деятельность
    • Координация деятельности территориальных органов
    • Международное сотрудничество
    • Оказание финансовой помощи населению, пострадавшему от ЧС
    • Социальная защищенность сотрудников МЧС России
    • Информационные системы, банки данных, реестры, регистры
    • Медико-психологическое обеспечение МЧС России
    • Аттестация и аккредитация
    • Противодействие коррупции
    • Противодействие терроризму
    • Ведомственная наука
    • Финансы и закупки
    • Пресс-центр
    • Спорт в МЧС России
    • Работа с обращениями граждан
    • Регистрация туристских групп
    • Государственные услуги
    • Итоги деятельности МЧС России
    • Добровольчество (волонтерство) в МЧС России
    • Государственная поддержка СОНКО в МЧС России
    • Федеральные конституционные законы
    • Федеральные законы
    • Указы Президента РФ
    • Постановления Правительства РФ
    • Распоряжения Правительства РФ
    • Нормативные правовые акты МЧС России
    • Нормативные правовые акты Министерств и Ведомств
    • Своды правил
    • Национальные и межгосударственные стандарты
    • Методические материалы
    • Сведения о признании судом недействующими нормативных правовых актов МЧС России
    • Порядок обжалования нормативных правовых актов
    • Проекты актов, разрабатываемых МЧС России
    • Государственные и федеральные целевые (ведомственные) программы
    • Юридическим лицам
    • Перечень обязательных требований
    • Комиссии, консультативные и совещательные органы
    • Контакты пресс-служб МЧС России
    • Контакты ГУ МЧС России по субъектам РФ
    • Контакты ГУ МЧС России по субъектам РФ, осуществляющих надзорные функции в области государственного пожарного надзора
    • Список «Единых телефонов доверия» по субъектам РФ
    • Контакты Центров ГИМС ГУ МЧС России
    • Список телефонов приемных структурных подразделений ЦА
    • Учреждения системы МЧС России
    • Информация для СМИ

    Пожарная техника

     Римский насос конструкции Ктесибия, найден около Мадрида, Испания

    Пожа́рная те́хника, технические средства для ограничения развития, тушения пожара и защиты от него людей и материальных ценностей. Пожарная техника подразделяется на первичные средства пожаротушения , используемые для борьбы с пожаром в начальной стадии его развития [переносные и передвижные огнетушители ; пожарный кран c пожарным рукавом и ручным пожарным стволом (устаревшее название пожарного ствола – брандспойт); пожарный инвентарь – вёдра и бочки для воды, ящики для песка и др.; покрывала для изоляции очага возгорания]; мобильные средства пожаротушения [ пожарные автомобили : основные ( автоцистерны , насосно-рукавные автомобили и прочие) и специальные (автолестницы, автоподъёмники , аэродромные автомобили и др.); пожарные самолёты , вертолёты , поезда и суда ; переносные и прицепные пожарные мотопомпы для подачи воды из открытых водоёмов или гидрантов; пожарные тягачи, прицепы и тракторы ]; пожарное оборудование, входящее в состав коммуникаций пожаротушения, а также средства технического обслуживания этого оборудования ( насосы , повышающие давление в водопроводной сети ; пожарные гидранты, гидроэлеваторы и др.); пожарный инструмент (пожарные топоры, ломы, устройства для резки воздушных линий электропередач , внутренние электропроводки и прочие); средства индивидуальной защиты и спасения людей при пожаре (средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения от токсичных продуктов горения); средства пожарной автоматики , предназначенные для обнаружения пожара, оповещения о нём людей и управления их эвакуацией, автоматического пожаротушения и включения исполнительных устройств систем противодымной защиты (пожарные извещатели, приёмноконтрольные приборы управления и др.); установки пожаротушения (по конструктивному устройству бывают агрегатные и модульные; по степени автоматизации – автоматические, автоматизированные и ручные; по виду огнетушащего вещества – водяные, пенные , газовые , порошковые , аэрозольные и комбинированные; по способу тушения – объёмные, поверхностные, локально-объёмные и локально-поверхностные).

    Cведения о создании пожарной техники относятся к глубокой древности. Около 1 в. до н. э. Ктесибий сконструировал нагнетательный пожарный насос, к нему Герон изобрёл пожарный ствол (наконечник) для подачи воды на тушение пожара. В начале 16 в. в Аугсбурге золотых дел мастер А. Платнер построил ручной пожарный насос с поворотным стволом, с помощью которого можно было подавать воду на расстояние 6–8 м. В 1665 г. кузнец И. Гаутц из Нюрнберга усовершенствовал конструкцию насоса, что позволило получать непрерывную водяную струю. В 1672 г. голландец Ян ван дер Хейден изобрёл пожарный рукав для подачи воды из насоса. Первые пожарные рукава изготовлялись из парусины , затем стали делать из кожи . В России с 1897 г. изготовлялись тканые пеньковые , а с 1903 г. – прорезиненные рукава. В России в 1770 г. К. Д. Фролов разработал принцип защиты промышленных предприятий автоматическими установками пожаротушения, в 1777 г. П. Дальгрен сконструировал механическую лестницу с приспособлением, предназначенным для тушения огня. В 1809 г. в Санкт-Петербурге испытали выдвижную трёхколенную лестницу, изобретённую К. В. Соболевым.

    Первая паровая пожарная машина появилась в 1829 г. в Лондоне, её изобрели Дж. Брейтуэйт и Дж. Эрикссон . Машина состояла из парового котла , парового двигателя и насоса; она перевозилась на конных повозках. В России в 1866 г. А. И. Шпаковский усовершенствовал конструкцию паровой пожарной машины, с 1882 г. производство таких машин организовано в Москве на заводе «Густав Лист» (специализирующемся на выпуске пожарного оборудования).

    В 1880-х гг. российский инженер Н. П. Зимин разработал конструкции пожарных гидрантов и пожарной колонки. По его проекту впервые в России были введены в эксплуатацию системы противопожарного водоснабжения в Самаре (1886), Мытищах (1892), а также в Царицыне, Рыбинске, Подольске, в ряде районов Москвы и Нижнего Новгорода. В 1902–1903 гг. инженер А. Г. Лоран открыл огнетушащие способности пены и способы её получения, в 1904 г. сконструировал пенный огнетушитель «Эврика».

    С начала 1920-х гг. в Москве, Петрограде и Киеве в пожарном деле стали использоваться автомобили – вначале как автолинейки для перевозки пожарных. В 1925–1926 гг. налажено серийное производство пожарных автонасосов и машин на шасси первого советского грузового автомобиля АМО-Ф-15.

    В 20 в. созданы новые виды специальной пожарной техники для борьбы с пожарами в лесах, портах , нефтерезервуарных парках, на железнодорожных узлах , морских нефтяных промыслах , торфопредприятиях и прочих. С 1998 г. используют самолёт-амфибию Бе-200, с 2003 г. – многоцелевой самолёт-амфибию Бе-200ЧС, предназначенные для тушения пожаров путём многократных сбросов воды или огнетушащих жидкостей.

    Опубликовано 31 марта 2023 г. в 13:02 (GMT+3). Последнее обновление 7 июня 2023 г. в 16:23 (GMT+3). Связаться с редакцией

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *