Как заработать на нарушителях пдд
Перейти к содержимому

Как заработать на нарушителях пдд

  • автор:

Штрафы за нарушение ПДД: сколько на них зарабатывают

Зарабатывать на штрафах ПДД разрешено с 2014 года. Бизнес доступен как юридическим лицам, так и ИП. Любой индивидуальный предприниматель может заключить контракт с региональным отделением Министерства транспорта на установку камер видеофиксации на дорогах региона. Фиксированная выплата – 233 руб. с каждого оплаченного штрафа, независимо от его суммы. В Московской области первой заключило контракт с Минтрансом ООО «МВС Групп». За два года работы по концессионному соглашению выручка компании выросла почти на 85%.

Квитанции, приходящие по почте за нарушение правил дорожного движения (ПДД), могут быть не только убытком – они могут приносить прибыль, но лишь в том случае, если рассматривать штрафы ПДД как бизнес. Причем бизнес, доступный практически любому человеку, имеющему минимальный стартовый капитал.

Как устроен бизнес

Существуют две схемы заработка на штрафах ПДД:

  • реальные деньги для юридических лиц и ИП;
  • подарки и бонусы для физических лиц.

Юридические лица

Министерство транспорта в разных регионах России периодически устраивает тендеры на заключение контракта на несколько лет на установку на дорогах соответствующего региона камер видеонаблюдения и фиксации нарушений ПДД. Например, в Московской области в 2016 году был заключен контракт на 10 лет с ООО «МВС Групп». В обязанности компании входит:

  • закупка оборудования;
  • установка на дорогах 1 000 комплексов фиксации и их обслуживание;
  • отправка информации о нарушениях в ГИБДД;
  • отправка гражданам квитанций на оплату штрафов.

В качестве вознаграждения компания получает с каждого оплаченного штрафа фиксированную сумму – 233 руб.

Выгода для всех очевидна. Государство не тратится на оборудование и его обслуживание, Частные же компании, поскольку их непосредственный доход зависит от количества оплаченных штрафов, тщательно следят за работоспособностью видеофиксаторов, что ГИБДД, как правило, не делает. По данным газеты «Коммерсантъ», только с июля по декабрь 2017 года за счет деятельности ООО «МВС Групп» государством было получено 337 млн руб., из которых 254 млн руб. были перечислено компании.

Кроме фиксированных камер, могут устанавливаться и мобильные комплексы, которые, постоянно меняя местоположение, повышают количество штрафов, а значит и прибыли.

Рис. 1. Передвижной комплекс видеофиксации ООО «МВС Групп»

Рис. 1. Передвижной комплекс видеофиксации ООО «МВС Групп»

Индивидуальные предприниматели

В 2014 году был принят закон, разрешающий частным лицам заниматься установкой камер видеофиксации нарушений ПДД на дорогах России.

Прежде всего, необходимо зарегистрировать ИП и обратиться в местные органы ГИБДД для заключения договора.

Предприниматель покупает оборудование, устанавливает его там, где посчитает нужным, и передает информацию в ГИБДД. После того как деньги от уплаты штрафа поступят в бюджет, ИП получит средства, причитающиеся ему по договору, путем перечисления из бюджета. Раньше бизнесмены продуктивно работали на платных автотрассах. Внесенные поправки в ФЗ «О концессионных соглашениях» позволили использовать средства видеофиксации на обычных автомобильных дорогах.

Физические лица

Во многих регионах России сегодня работает мобильное приложение «Народный инспектор», позволяющее любому человеку фиксировать замеченное им нарушение ПДД: парковку в неположенном месте, разговор по телефону во время движения и т.д. Для этого достаточно иметь смартфон с GPS и камерой не менее 5 мегапикселей.

Рис. 2. Фиксация нарушения при помощи приложения «Народный инспектор»

Рис. 2. Фиксация нарушения при помощи приложения «Народный инспектор»

Чтобы начать набирать бонусы и обменивать их на реальные призы, нужно проделать ряд простых шагов:

  • зарегистрироваться на портале «Госуслуги»;
  • скачать мобильное приложение и зарегистрироваться в нем;
  • при обнаружении нарушения при помощи приложения распознать номер автомобиля, сделать несколько фотографий и короткий видеосюжет;
  • отправить снимки и видео в ГИБДД.

Обмануть приложение и делать снимки, допустим, во дворе, не получится, т.к. оно работает только в определенных местах города, а именно на дорогах, платных парковках и т.д.

Среди призов – футболки, билеты в музеи и кино, кружки и прочие приятные мелочи.

ООО «МВС Групп»

В Московской области первопроходцем по заработкам на ПДД стала компания ООО «МВС Групп». Посмотрим, насколько выгоден для нее оказался этот бизнес.

Собственники

«МВС ГРУП» – высокотехнологичная компания, реализующая крупнейший в России концессионный проект строительства и эксплуатации системы фотовидеофиксации административных правонарушений правил дорожного движения в Московской области. Собственниками компании являются:

  • 20% – Иосиф Шальмиев, о котором нет никакой доступной информации;
  • 80% – ООО «Системы безопасности», которые, в свою очередь, принадлежат УК «Трансфингрупп» и лично Сергею Асланяну, совладельцу телевизионной компании «Максима телеком».

Справка! ООО «Системы безопасности» ‒ компания, занимающаяся проектированием, установкой и обслуживанием систем видеонаблюдения.

Таким образом, ООО «МВС Групп» использует оборудование практически собственного производства, т.е. оно обходится ей дешевле, нежели закупка у сторонней организации.

Инвестиции и оборудование

Цель концессионного соглашения, заключенного с Министерством транспорта, – установка и обслуживание камер видеофиксации на дорогах Московской области. По первоначальному договору – это 1 000 камер. По дополнительному соглашению – еще 500 видеофиксаторов. Кроме того, действуют передвижные установки – 200 шт.

Максимальные инвестиции, предусмотренные договором, – 4,9 млрд руб. Сколько из них реально инвестировано в проект на данном этапе, неизвестно.

Анализ прибыли

Бухгалтерская отчетность компании имеется в свободном доступе на портале Аудит-ИТ.

Рис. 3. Список бухгалтерской отчетности ООО «МВС Групп», имеющейся в свободном доступе на портале Аудит-ИТ

Рис. 3. Список бухгалтерской отчетности ООО «МВС Групп», имеющейся в свободном доступе на портале Аудит-ИТ

Поскольку компания занимается ПДД как бизнесом только с 2016 года, для анализа рассмотрим 2016 и 2017 годы, а также 2015 г., когда установка видеофиксаторов нарушений ПДД еще не входила в область деятельности организации.

Мгновенное наказание за нарушения: водителей ждет лавина штрафов

Разработку федерального приложения для фиксации нарушений ПДД взял на себя Дептранс Москвы, выяснил Autonews.ru. Чтобы к сервису не было претензий, он должен исключить возможности для фальсификации, считают эксперты

Фото: Autonews.ru

Фото: Autonews.ru

В России скоро должно заработать мобильное приложение для фиксации нарушений ПДД. Среди автомобилистов оно получило неофициальное название «Народный инспектор». Как выяснил Autonews.ru, ответственным за разработку общероссийского приложения в правительстве возложили на Московский департамент транспорта. Об этом изданию сообщил осведомленный источник в одном из федеральных ведомств. В самом Дептрансе и Центре организации дорожного движения (ЦОДД) на соответствующий запрос о работе над приложением отвечать не стали.

Перед запуском нововведения сначала необходимо доработать законодательную базу и внести изменения в КоАП: такое поручение президент Владимир Путин дал Правительству еще в 2021 году. Крайним сроком была названа дата 1 июня 2022 года. «…завершить работу по внесению в законодательство изменений, касающихся установления возможности вынесения постановлений о назначении административных наказаний за отдельные нарушения ПДД без составления протокола на основании полученных с применением специальных мобильных приложений в некорректируемом виде материалов фото- и (или) видеосъемки», — говорится в списке поручений, опубликованном на сайте Кремля. Однако, по данным Autonews.ru, пока законодательство так и не доработали. Согласно информации на сайте Госдумы, законопроект прошел первое чтение в 2019 году. Следующим изменением в истории документа стало назначение ответственным за его разработку в конце 2021 года Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству. Дальнейшего развития документ пока не получил. В пресс-службе правительства России на соответствующий запрос издания о ходе разработки приложения и законодательной базы на момент выхода публикации не ответили. В МВД России сообщили, что разработка приложения «Народный инспектор» на ведомство не возложена. В Минцифры на запрос обещали ответить позже.

Как будет работать приложение «Народный инспектор»

Разработку нового федерального сервиса в 2019 году анонсировал глава Департамента транспорта Москвы Максим Ликсутов. «У правительства России есть программа суперсервисов, которые будут доступны по всей стране. Наша программа «Помощник Москвы» взяла базу решений для сервисов, связанных с «Народным инспектором». Это было наше решение, пока мы обсуждаем этот сценарий с федеральными коллегами, и окончательное решение (о том, будут ли работать два приложенные одновременно. — Прим. ред.), безусловно, за ними. Но сейчас приложение «Помощник Москвы» взято как системное решение для всей России», — рассказывал Autonews.ru Ликсутов. Сейчас пользователи «Помощника Москвы» с помощью сервиса могут отправить жалобы на нарушения правил стоянки в зоне действия знаков «Остановка запрещена», «Стоянка запрещена», на газонах и за неоплату парковки. Для этого необходимо запустить приложение на смартфоне, выбрать тип административного правонарушения, зафиксировать его, подождать, сделать второй снимок и отправить данные в систему для проверки.

Фото: Autonews.ru

Фото: Autonews.ru

Согласно тексту законопроекта, предполагается, что с помощью приложения можно будет фиксировать множество административных составов. В их числе:

Нарушение, которое можно будет фиксировать при помощи приложения (из текста законопроекта) Ответственность
ч. 1 ст. 12.10: Пересечение железнодорожного пути вне железнодорожного переезда, выезд на железнодорожный переезд при закрытом или закрывающемся шлагбауме либо при запрещающем сигнале светофора или дежурного по переезду, остановка или стоянка на железнодорожном переезде либо проезд через нерегулируемый железнодорожный переезд, если к переезду в пределах видимости приближается поезд. Штраф 5000 рублей при фиксации в автоматическом режиме или лишение прав на срок от трех до шести месяцев (при остановке инспектором ГИБДД)
ч.1 ст. 12.12 «Проезд на запрещающий сигнал светофора» Штраф 1000 рублей
ч.2 ст. 12.13 «Невыполнение требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом проезда перекрестков Штраф 1000 рублей
ч.2 ст. 12.14 «Разворот или движение задним ходом в местах, где такие маневры запрещены» Штраф 500 рублей
ч. 3 статьи 12.14 «Невыполнение требования ПДД уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения» Штраф 500 рублей
ч. 4 ст. 12.15 КоАП «Выезд на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления» Штраф 5000 рублей или лишение прав на 4-6 месяцев
ч.1 ст. 12.16 «Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги» Штраф 500 рублей
ч.2 ст. 12.16 «Поворот налево или разворот в нарушение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги» Штраф 1000 — 1500 рублей
ч.3 ст. 12.16 «Движение во встречном направлении по дороге с односторонним движением» Штраф 5000 рублей или лишение прав на срок от 4 до 6 месяцев
ч.4 ст. 12.16 «Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, запрещающими остановку или стоянку транспортных средств» Штраф 1500 рублей (в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге» штраф 3000 рублей)
ч.1 ст. 12.17 «Непредоставление преимущества в движении маршрутному транспортному средству или транспортному средству с включенными специальными световыми и звуковыми сигналами» Штраф 500 рублей
ч.1.1 ст. 12.17 «Движение транспортных средств по полосе для маршрутных транспортных средств или остановка на указанной полосе» Штраф 1500 рублей (в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге» штраф 3000 рублей)
ч.1.2 ст. 12.17 «Непредоставление преимущества в движении транспортному средству, имеющему нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы, надписи и обозначения, с одновременно включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом» Штраф от 3000 до 5000 руб. или лишение прав на срок от 3 месяцев до 1 года
ст. 12.18 «Непредоставление преимущества в движении пешеходам или иным участникам дорожного движения» Штраф от 1500 до 2500 рублей
ч.1 ст. 12.19 «Нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств» Штраф 500 руб., в Москве и Санкт-Петербурге — 2500 рублей

Как указано в пояснительной записке, КоАП дополнят «изменениями, обеспечивающими практическую реализацию нового порядка участия граждан в фиксации нарушений ПДД техническими средствами». Чтобы избежать вопросов с законностью таких штрафов, в документе предложена следующая формулировка — это будет «специальное мобильное приложение» для создания «некорректируемых материалов фото- и (или) видеосъемки». Эксперт в области фото-видеофиксации и автор ГОСТов для дорожных камер Григорий Шухман в беседе с Autonews.ru заявил, что перед запуском такого приложения необходимо полностью исключить возможность для фальсификации снимков и ввести ответственность для пользователей за лжесвидетельство. Для этого он предлагает разработать интерфейс на «Госуслугах», где желающие могут загрузить свои видео с комментарием, дав согласие, что они уведомлены об ответственности за ложные показания.

Фото: Дмитрий Серебряков / ТАСС

Пешеходы смогут жаловаться на нарушителей ПДД при помощи смартфона

«Речь идет о том, что снимки будут делать пешеходы, а не водители. Ведь фиксация происходит через смартфон в приложении, соответственно снять получится только стационарные автомобили: надо увидеть событие, достать смартфон, разблокировать, запустить программу, выбрать тип нарушения, навести и только потом зафиксировать, — рассуждает Шухман. — Чтобы можно было фиксировать динамичные нарушения, реально угрожающие безопасности, например, проезд на красный, выезд на встречку, нужно распространить практику на записи видеорегистраторов». В свою очередь представитель компании «Технологии распознавания» Сергей Кусов отметил, что при фиксации статических нарушений ПДД возможностей мобильных телефонов более чем достаточно: они позволяют делать качественные снимки, по которым можно оценить ситуацию. Однако эксперт напомнил о жалобах автомобилистов на злоупотребления пользователей приложения «Помощник Москвы». «Некоторые фиксации просто не подпадали под КоАП, нельзя было получить скидки в 50%. Также мне известны случаи, когда пользователи предлагали автомобилистам «договориться»: к примеру, штраф за парковку на газоне составляет 5 тыс. руб. и водителям предлагали заплатить меньше за неотправку фиксации. При этом получается, что для таких фиксаций не нужны никакие ГОСТы, а производители камер и различных устройств фиксации обязаны их строго придерживаться», — сообщил Кусов. Также он указал, что в некоторых регионах могут возникнуть сложности при совершении ряда фиксаций. Например, парковки на газонах. «Есть города, где во дворе растет зеленая лужайка, на ней детская площадка, а рядом тропинка для машин, куда они заезжают в гаражи. И у регионов может просто не оказаться технических возможностей, чтобы объяснить приложению, где дорога, а где трава», — отметил Кусов. О том, что вопрос с правовой базой использования подобного приложения так и не решен, Autonews.ru заявил глава Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин. «Сейчас тот же «Помощник Москвы» не сертифицирован, как средство измерения. Следовательно, если не доработать его федеральный аналог, у судов будут возникать вопросы и к нему, и постановления будут отменять», — отметил Шапарин. При этом эксперт заявил, что не удивлен решению поручить разработку федерального приложения Дептрансу Москвы. «За последнее время мы уже увидели тренд, согласно которому они стремятся весь свой софт перевести на федеральный уровень. Например, приложение «Парковки Москвы» у нас уже стало «Парковками России» и по нему можно платить в Санкт-Петербурге, — сказал Шапарин. — При этом федеральное приложение столкнется с такими же сложностями, как и московское, а именно фальсификации». Эксперт предупредил, что некоторые недобросовестные пользователи приложения используют мошеннические схемы, чтобы запутать приложения: они научились фотографировать запрещающий знак, который расположен по одному адресу и убеждать GPS, что припаркованная неподалеку без нарушений машина стоит именно под ним. И эту проблему с лазейками и погрешностями, по словам эксперта, придется решать уже на федеральном уровне.

Нужно ли сохранять бонусы за фиксации нарушений ПДД

Сейчас пользователи приложения «Помощник Москвы» за одобренные качественные фиксации получают бонусы: чем больше разнообразных фиксаций, тем выше размер вознаграждения. Полученные баллы можно обменивать на поездки на общественном транспорте, оплату парковки и другие услуги, а также на развлечения. Пользователи участвуют в различных рейтингах и соревнуются между собой в количестве фиксаций. Некоторые за время работы с приложением помогли оформить более 20 тыс. штрафов.

Вас снимают, оплатите. Кто зарабатывает на штрафах с дорожных камер

В Госдуме спорят об эффективности камер на дорогах и готовятся принять закон, упорядочивающий их появление на трассах. А пока автомобилисты платят всё больше штрафов, которые обогащают частников.

Сговор на миллионы

В России комплексы фото­видеофиксации на дорогах появились в 2008 г. Их число постоянно растёт: если в ­2016-м стационарных комплексов было 7,2 тыс., то в 2020-м – уже 17,2 тыс. Соответственно и штрафов по ним выписывается больше. Только в Санкт-Петербурге в октябре 2021 г. с помощью камер было зарегистрировано более 1 млн нарушений ПДД. В целом по стране в 2020 г. дорожные камеры «заработали» 117 млрд руб. За прошлый год суммы штрафов ещё не обнародовали, но миллиардов точно будет больше.

Статья по теме

«Установка систем видео­фиксации в первую очередь преследует цели обогащения, монетизации, чтобы как можно быстрее получить прибыль. А вопросы безопасности отходят у нас на второй план», – заявил в конце прошлого года генпрокурор России Игорь Краснов во время правительственного часа в Госдуме. По его словам, прокуратура совместно с Росфинмониторингом, ФСБ и МВД выявила множество картельных сговоров вокруг закупки и установки камер. Участники таких сговоров покупали аппаратуру, технические характеристики которой отличались от указанных в конт­рактах, не исполняли «условия контракта при формировании его начальной цены». В качестве примера Краснов привёл Кировскую область с уголовным делом в отношении регионального министра и директора предприятия, которые незаконно ввели в эксплуатацию систему видеонаблюдения, причинив региону ущерб на 78 млн руб.

Но эти истории лежат в плоскости Уголовного кодекса, а те самые миллиарды «зарабатываются» камерами вполне легально. Чей же бюджет пополняют штрафы? Чтобы ответить на этот вопрос, надо понять схему, по которой уже не первый год устанавливаются камеры на дорогах. Их покупка и обслуживание – дело недешёвое, поэтому тут государство сотрудничает с частными компаниями. Хотя нарушение ПДД – зона ответственности ГИБДД, камеры переданы на баланс региональных бюджетов. И уже власти на местах отдают это дело на аутсорсинг компаниям и индивидуальным предпринимателям (ИП).

Частники получают до 10 млн в день

Частники имеют право установить и обслуживать мобильные видеокамеры с треногами на дорогах, использовать оборудование для видеофиксации нарушений ПДД, распечатывать фотофиксацию, доставлять постановления о штрафах нарушителям и организовывать уплату штрафов, с суммы которых получают свой процент. ГИБДД лишь визирует разрешение на установку камеры в конкретном месте.

Понятно, что «коммерческий интерес» тут у всех. Чем больше нарушений, тем выгоднее местному бюджету, куда поступают штрафы. Выгодно и частнику, который получает от 20–50% суммы штрафных денег либо фиксированную сумму, вне зависимости от размера штрафа. Отсюда и установка камер в «хлебных» местах, погрешности в замерах и пр. Эксперты говорят, что в среднем по России такие обслуживающие компании зарабатывают на премиальных до 10–11 млн руб. в день.

«Под благим предлогом борьба за безопасность движения превратилась в типичный бизнес, когда местные чиновники обогащаются, аффилированные фирмы обогащаются, региональные бюджеты пополняются», – уверен депутат Госдумы Ярослав Нилов.

Регион доплачивал из своих

Минувшим летом случился большой скандал вокруг камер видеонаблюдения в Костром­ской области – журналисты выяснили, что львиная доля денег со штрафов уже 6 лет идёт не в областную казну, а в частные руки.

«Нам не хватало в те времена денег на выплату заработной платы бюджетникам, воспитателям в детских садах, а смерт­ность на дорогах росла. Было принято решение, что необходимо привлекать сюда частный капитал. Многие в средствах массовой информации пишут, что это люди, которые приближены к власти, и так далее. Это вопрос другой. Необходимы были деньги», – рассказал вице-губернатор Костромской области Юрий Маков.

В 2014 г. было заключено соглашение с «Безопасными дорогами Костромской области». Установили 54 комплекса, но позже за счёт собранных штрафов инвестору вернули потраченные деньги. Сейчас вся система принадлежит региону, однако большая часть денег от штрафов всё равно оседает не в бюджете области. Обслуживать комплекс продолжает всё та же компания. Всего за время действия соглашения водителям выписали штрафов на 1,3 млрд руб., из которых более миллиарда передали «БДКО». Чиновники объясняют это тем, что частник несёт расходы на электроэнергию, обслуживание камер, коммунальные платежи и доставку писем нарушителям. Таким образом, со штрафа 500 руб. в бюджете остаётся лишь 85. И доход в миллиард – не предел, поскольку камер уже в 2 раза больше и прибыль растёт.

Надо отметить, что каждый регион к договору с инвесторами подходит индивидуально. Где-то коммерсанты получают фиксированную сумму с каждого штрафа: в Московской области – 233 руб., в Тамбов­ской – 243 руб., в Курганской – 149 руб. и т. д. А где-то действует сложная формула с процентами, плановыми цифрами и дополнительными условиями.

Например, Свердловская область меняет подрядчика, но с декабря 2016-го камерами там занималось ООО «УГМК-Телеком». Они заработали почти 3 млрд на нарушителях ПДД. Деньги компания получала за каждого попавшегося автомобилиста. За один штраф «УГМК-Телеком» платили из бюджета области 283 руб. 85 коп. То есть в том случае, когда водитель получал штраф в 500 руб. и оплачивал его в течение 20 дней со скидкой 50%, регион ничего не зарабатывал, а ещё и доплачивал подрядчику! Как заметил депутат Заксобрания области Александр Ивачёв, ещё 55 руб. шли на почтовые услуги, и даже при 100%-ной оплате штрафа бюджет получал крохи: «В итоге в 2017-м с взысканных 333,7 млн до областной казны дошло лишь 74,4 млн. Фантастическая благотворительность».

Отменить штраф

По данным чиновников, в 2018 г. частные компании заработали на штрафах с камер видео­фиксации 3,4 млрд руб. Тогда же выяснилось, что это делается не совсем корректными методами. В 2019-м президент Владимир Путин потребовал от частников «перестать прятать камеры по кустам». «С тех пор камер стало больше. Конечно, это огромные бюджеты, и это уже не 3 млрд в год, а гораздо больше. Думаю, по итогам 2021 г. будет рекорд, – сказал «АиФ» юрист, основатель и СЕО консалтинговой группы vvCube Вадим Ткаченко. – И самое ужасное, что они работают некачественно и не отрабатывают ту задачу, которая перед ними стоит. Да, Путин требовал перестать прятать камеры по кустам, но они до сих пор устанавливаются там, например, где нет предупреждающих знаков. Камеры на скорость – фикция, потому что перед ними всё равно притормаживают все. Депутаты и представители ГИБДД спорят о том, способны ли камеры фиксировать опасное вождение. Выясняется – нет. Но не факт, что экс­перимент не запустят, и тогда штрафов станет ещё больше. Это замечательная формула для пополнения местных бюджетов и карманов инвесторов».

В планах Госдумы на март – законопроект по камерам, который подготовили сенаторы от «Единой России». «К сожалению, сейчас камеры на дорогах выполняют функцию сбора денег с автолюбителей. Это уже давным-давно не профилактическая, а фискальная мера, – говорит 1-й замруководителя фракции «Единая Россия» в Госдуме Дмитрий Вяткин. – Огромное возмущение вызывают у автолюбителей треноги, когда частные лица прячут камеры в кустах, устанавливают сразу перед знаками скоростного режима. Сегодня нет специальных нормативных актов, ГОСТа, которые бы регулировали порядок установки камер, требования к их техническим характеристикам и работе. Мы хотим обязать правительство эти правила установить, чтобы они были едины для всей страны. Нужно навести в этой сфере порядок».

Согласно законопроекту, если камера установлена с нарушением, то административная ответственность для автовладельца не должна наступать. А уже выписанный штраф необходимо будет отменить.

Бонус за донос. Как в России получить деньги за информацию о «плохих» водителях

ГИБДД может заплатить деньги за информацию о пьяном водителе

В России развивается система выплат за сообщения о нарушителях ПДД. Регионы вводят плату за информацию о пьяных водителях. Сколько платят активистам, и как работает эта система?

Александр Дыбин

Эксперимент с премиями за доносы на пьяных водителей ставят как минимум в двух регионах РФ. В Нижнем Новгороде власти утвердили такие выплаты с 1 мая 2023 года. За подтвержденную информацию о нетрезвом водителе горожанин может получить 2000 рублей. Но оплачивается не просто «сигнал», а реальное сообщение, которое помогло сотрудникам ГИБДД выявить и наказать пьяного лихача.

«Предусмотрена возможность позвонить на телефон 112 и сообщить, что на дороге замечен пьяный водитель. Информация об этом будет немедленно передана в ГИБДД, и автомобиль остановит для проверки ближайший экипаж ДПС. Если факт управления автомобилем в нетрезвом состоянии будет подтвержден, сообщивший о нем и предотвративший таким образом потенциальное ДТП может обратиться в полицию с заявлением на получение денежной выплаты в размере 2000 рублей», — сообщают власти Нижнего Новгорода.

Деньги обещают перечислить на банковскую карту в течение 10 рабочих дней.

При этом нижегородцы активно сообщали о пьяных за рулем и без премии. За три месяца 2023 года на номер 112 поступило 602 сообщения, задержано 167 водителей.

Похожая система бонусов с прошлого года действует в Новом Уренгое (ЯНАО). Но здесь за помощью ГИБДД в поимке пьяного нарушителя платят уже по 4000 тысячи рублей.

Если платить за каждый сигнал, ГИБДД разориться

В прошлом году ГИБДД зарегистрировала в России 103,9 тысячи аварий, каждая девятая — по вине пьяного водителя. На совести нетрезвых нарушителей, каждая четвертая смерть на дороге. При этом по данным МВД, на конец прошлого года в стране выявили 400 тысяч случаев, когда транспортом управляли пьяные водители. Причем, 34 тысячи нарушителей были задержаны автоинспекторами по обращениям граждан. Если бы практика оплаты таких сигналов работала повсеместно, то ГИБДД пришлось бы выложить за помощь сознательных граждан 68 миллионов рублей.

Насколько вообще законны такие выплаты? Оказывается еще с 2018 года в МВД действует приказ №356, который регламентирует выплаты гражданам за помощь органам. Знаете этот журналистский штамп для резонансных преступлений: «за помощь следствию объявлено вознаграждение». Ранее эти деньги давали некие «спонсоры»: депутаты или предприниматели. Но в 2018 году полиция узаконила процедуру выплат напрямую из бюджета, если человек оказывает существенную помощь. Суммы поощрений за содействие в расследовании серьезных преступлений могут варьироваться от 50 тысяч до 10 миллионов рублей. Решение о выплате вознаграждения до 500 тысяч рублей будет принимать начальник регионального управления, до 3 миллионов рублей — уже первый заместитель руководителя МВД. За особо важную информацию предусмотрены и большие суммы, но решение принимает лично глава ведомства. Но тот же приказ позволяет делать небольшие выплаты за информацию о пьяных водителях.

Поставить доносы на поток не вышло

Несколько лет в России шла дискуссия о том, можно ли наладить такую систему сигналов о нарушениях от простых жителей. Вообще во всех субъектах есть такие «бесплатные» системы, когда люди могут на что-то пожаловаться через госуслуги, приложение или социальные сети. Но по сути, это все обычное обращение к органам власти. А в Москве это поставили на коммерческие рельсы. Здесь запустили приложение для смартфонов «Помощник Москвы». В нём москвичи могут прислать властям доносы на водителей в обмен на бонусы. Люди сообщают о неправильной парковке, стоянке на газоне и т. п. Водитель получает штраф, а бдительный горожанин — бонусы, которые можно потратить на оплату парковки, аренду велосипеда или еду в ресторанах и кафе. В 2022 году москвичи освоили через эту систему 77 миллионов рублей. Представьте, сколько выписано штрафов!

После такого успеха приложение решили масштабировать на другие регионы, началась разработка. Проект получил название «Народный инспектор». Но, все разбилось о законы РФ. В 2023 году Госдума отказалась разрешать автоматические штрафы выписанные с помощью такого приложения для доносов. Дело в том, что вся система была построена на том, что человек фотографировал машину нарушителя, и владельцу авто тут же приходил штраф (а за парковку на газоне, например, они довольно кусачие). Но вскоре за нарушителей заступились юристы. Такие фото нельзя считать доказательством, каким являются например кадры с систем автоматической фиксации. Уличные камеры или парконы проходят сертификацию и поверку, поэтому закон им доверяет «не глядя». А смартфоны у граждан разные и спецсредствами не являются. Поэтому присланные фото нельзя превращать в протоколы автоматом. Нужно воспринимать это как сообщение о правонарушении, разбирать по всем правилам. А это уже совсем другая история.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *