Кто вправе создавать реорганизовывать и ликвидировать подразделения пожарной охраны
Перейти к содержимому

Кто вправе создавать реорганизовывать и ликвидировать подразделения пожарной охраны

  • автор:

Кто вправе создавать реорганизовывать и ликвидировать подразделения пожарной охраны

Права, обязанности и ответственность в области пожарной безопасности

Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности

Граждане имеют право на:

  • защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара;
  • возмещение ущерба, причиненного пожаром, в порядке, установленном действующим законодательством;
  • участие в установлении причин пожара, нанесшего ущерб их здоровью и имуществу;
  • получение информации по вопросам пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке от органов управления и подразделений пожарной охраны;
  • участие в обеспечении пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке в деятельности добровольной пожарной охраны.

Граждане обязаны:

  • соблюдать требования пожарной безопасности;
  • иметь в помещениях и строениях, находящихся в их собственности (пользовании), первичные средства тушения пожаров и противопожарный инвентарь в соответствии с правилами противопожарного режима и перечнями, утвержденными соответствующими органами местного самоуправления;
  • при обнаружении пожаров немедленно уведомлять о них пожарную охрану;
  • до прибытия пожарной охраны принимать посильные меры по спасению людей, имущества и тушению пожаров;
  • оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров;
  • выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц государственного пожарного надзора;
  • предоставлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, возможность должностным лицам государственного пожарного надзора проводить обследования и проверки принадлежащих им производственных, хозяйственных и иных помещений и строений (за исключением жилых помещений), территорий, земельных участков в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений.

Права и обязанности организаций в области пожарной безопасности

Руководители организации имеют право:

  • создавать, реорганизовывать и ликвидировать в установленном порядке подразделения пожарной охраны, которые они содержат за счет собственных средств;
  • вносить в органы государственной власти и органы местного самоуправления предложения по обеспечению пожарной безопасности;
  • проводить работы по установлению причин и обстоятельств пожаров, происшедших на предприятиях;
  • устанавливать меры социального и экономического стимулирования обеспечения пожарной безопасности;
  • получать информацию по вопросам пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке от органов управления и подразделений пожарной охраны.

Руководители организации обязаны:

  • соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны;
  • разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности;
  • проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности;
  • включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности;
  • содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению;
  • оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения и развития, а также при выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности и возникновении пожаров;
  • предоставлять в установленном порядке при тушении пожаров на территориях предприятий необходимые силы и средства;
  • обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и на иные объекты предприятий;
  • предоставлять по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции, а также о происшедших на их территориях пожарах и их последствиях;
  • незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов;
  • содействовать деятельности добровольных пожарных;
  • обеспечивать создание и содержание подразделений пожарной охраны на объектах исходя из требований, установленных статьей 97 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности

Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут:

  • собственники имущества;
  • руководители федеральных органов исполнительной власти;
  • руководители органов местного самоуправления;
  • лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций;
  • лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности;
  • должностные лица в пределах их компетенции.

Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности для квартир (комнат) в домах государственного, муниципального и ведомственного жилищного фонда возлагается на ответственных квартиросъемщиков или арендаторов, если иное не предусмотрено соответствующим договором.

Лица, указанные в части первой настоящей статьи, иные граждане за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Административная ответственность руководителей организаций

Основания и порядок привлечения руководителей организаций к административной ответственности за правонарушения в области пожарной безопасности устанавливаются законодательством Российской Федерации.

Изготовители (исполнители, продавцы) за уклонения от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний должностных лиц государственного пожарного надзора по обеспечению пожарной безопасности товаров (работ, услуг) несут административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей.

Источник:
Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ
«О пожарной безопасности»
(редакция от 26.07.2019)

Кто вправе создавать реорганизовывать и ликвидировать подразделения пожарной охраны

Статья 37. Права и обязанности организаций в области пожарной безопасности

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 37

Руководители организации имеют право:

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

создавать, реорганизовывать и ликвидировать в установленном порядке подразделения пожарной охраны, которые они содержат за счет собственных средств;

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

вносить в органы государственной власти и органы местного самоуправления предложения по обеспечению пожарной безопасности;

проводить работы по установлению причин и обстоятельств пожаров, происшедших на предприятиях;

устанавливать меры социального и экономического стимулирования обеспечения пожарной безопасности;

получать информацию по вопросам пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке от органов управления и подразделений пожарной охраны;

обеспечивать на безвозмездной основе на основании заключенных в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации договоров объектовые, специальные и воинские подразделения федеральной противопожарной службы движимым и недвижимым имуществом, необходимым для выполнения возложенных на указанные подразделения задач и находящимся на балансе организаций, включенных в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, закрытых административно-территориальных образований, федеральных территорий, где создаются объектовые, специальные и воинские подразделения федеральной противопожарной службы, а также нести расходы по содержанию такого имущества.

(абзац введен Федеральным законом от 16.04.2022 N 110-ФЗ; в ред. Федерального закона от 14.07.2022 N 274-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Руководители организации обязаны:

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны;

разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности;

(в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 448-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности;

включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности;

содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению;

абзац утратил силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения и развития, а также при выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности и возникновении пожаров;

предоставлять в установленном порядке при тушении пожаров на территориях предприятий необходимые силы и средства;

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и на иные объекты предприятий;

предоставлять по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции, а также о происшедших на их территориях пожарах и их последствиях;

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов;

содействовать деятельности добровольных пожарных;

обеспечивать создание и содержание подразделений пожарной охраны на объектах исходя из требований, установленных статьей 97 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

(в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 448-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

С 01.03.2025 ст. 37 дополняется новой ч. 3 (ФЗ от 24.09.2022 N 370-ФЗ).

Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

(часть третья введена Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Закон РИ «О пожарной безопасности»

Настоящий Закон в соответствии с Федеральным законом «О пожарной безопасности» определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Республике Ингушетия, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, в том числе иностранными, независимо от их организационно-правовых норм и форм собственности (далее — организации), между общественными организациями, должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее — граждане).

(преамбула в ред. Закона РИ от 27.05.2005 N 25-РЗ)

Статья 1. Основные понятия

В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:

пожарная безопасность — состояние защищенности личности, имущества общества и государства от пожаров;

пожар — неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства;

требования пожарной безопасности — специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом;

меры пожарной безопасности — действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности;

пожарная охрана — совокупность созданных в установленном порядке органов управления, подразделений и организаций, предназначенных для организации профилактики пожаров, их тушения и проведения возложенных на них аварийно-спасательных работ;

(абзац шестой в ред. Закона РИ от 27.05.2005 N 25-РЗ)

государственный пожарный надзор — осуществляемая в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, деятельность по проверке соблюдения организациями и гражданами требований пожарной безопасности и принятие мер по результатам проверки;

(абзац введен Законом РИ от 27.05.2005 N 25-РЗ)

профилактика пожаров — совокупность превентивных мер, направленных на исключение возможности возникновения пожаров и ограничение их последствий.

(абзац введен Законом РИ от 27.05.2005 N 25-РЗ)

ведомственный пожарный надзор — деятельность ведомственной пожарной охраны по проверке соблюдения организациями, подведомственными соответствующим республиканским органам исполнительной власти, требований пожарной безопасности и принятие мер по результатам проверки;

(абзац введен Законом Республики Ингушетия от 21.12.2006 N 70-РЗ)

подтверждение соответствия в области пожарной безопасности — документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, выполнения работ и оказания услуг требованиям технических регламента, стандартов, норм пожарной безопасности или условиям договоров;

(абзац введен Законом Республики Ингушетия от 21.12.2006 N 70-РЗ)

нормативные документы по пожарной безопасности технические регламенты и стандарты, а также действующие до вступления в силу технических регламентов и вновь разрабатываемые нормы пожарной безопасности, правила пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие соответственно обязательные и рекомендательные требования пожарной безопасности;

(абзац введен Законом Республики Ингушетия от 21.12.2006 N 70-РЗ)

первичные меры пожарной безопасности — реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров;

(абзац введен Законом Республики Ингушетия от 21.12.2006 N 70-РЗ; в ред. Закона Республики Ингушетия от 12.11.2008 N 23-РЗ)

гарнизон пожарной охраны — совокупность расположенных на определенной территории органов управления, подразделений и организаций, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, к функциям которых отнесены профилактика и тушение пожаров, а также проведение аварийно-спасательных работ;

(абзац введен Законом Республики Ингушетия от 12.11.2008 N 23-РЗ)

организация тушения пожаров — совокупность оперативно-тактических и инженерно-технических мероприятий (за исключением мероприятий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности), направленных на спасение людей и имущества от опасных факторов пожара, ликвидацию пожаров и проведение аварийно-спасательных работ.

(абзац введен Законом Республики Ингушетия от 12.11.2008 N 23-РЗ)

Статья 2. Правовая основа обеспечения пожарной безопасности

Правовой основой обеспечения пожарной безопасности на территории Республики Ингушетия является Конституция Российской Федерации, Конституция Республики Ингушетия, Федеральный закон «О пожарной безопасности», настоящий Закон и иные нормативные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

Статья 3. Виды и основные задачи пожарной охраны

(в ред. Закона РИ от 27.05.2005 N 25-РЗ)

Пожарная охрана подразделяется на следующие виды:

государственная противопожарная служба;

ведомственная пожарная охрана;

муниципальная пожарная охрана;

добровольная пожарная охрана;

частная пожарная охрана.

Основными задачами пожарной охраны являются:

организация и осуществление профилактики пожаров;

спасение людей и имущества при пожарах;

организация и осуществление тушения пожаров, и проведение аварийно-спасательных работ.

К действиям по предупреждению, ликвидации социально-политических, межнациональных конфликтов и массовых беспорядков пожарная охрана не привлекается.

Статья 4. Государственный пожарный надзор

(в ред. Закона РИ от 20.01.2009 N 2-РЗ)

Государственный пожарный надзор в Республике Ингушетия осуществляется в порядке, установленном федеральным законодательством.

Статья 5. Гарантии социальной защиты личного состава подразделений Государственной противопожарной службы

Меры социальной защиты личного состава подразделений Государственной противопожарной службы, содержащихся за счет средств республиканского бюджета, не могут устанавливаться ниже мер социальной защиты сотрудников подразделений органов внутренних дел, содержащихся за счет средств соответствующих бюджетов.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Статья 6. Обеспечение пожарной безопасности

1. Обеспечение пожарной безопасности является составной частью деятельности органов государственной власти Республики Ингушетия, органов местного самоуправления, учреждений, организаций, их должностных лиц и работников. Это требование должно быть отражено в должностных инструкциях, разрешениях (лицензиях), дающих право заниматься определенными видами деятельности, и при необходимости — в трудовых договорах (контрактах).

(в ред. Закона РИ от 27.05.2005 N 25-РЗ)

2. Обеспечение пожарной безопасности возлагается на:

органы государственной власти Республики Ингушетия;

руководителей учреждений, организаций или уполномоченных ими лиц, если иное не предусмотрено соответствующим договором (контрактом). Возложение ответственности по обеспечению пожарной безопасности на уполномоченных лиц не снимает такой ответственности с самих руководителей;

органы архитектуры, заказчиков, застройщиков, проектные и строительные организации при проектировании и застройке территории городов, строительстве, расширении, реконструкции и техническом переоснащении объектов;

собственников, арендаторов и нанимателей жилых помещений государственного и муниципального жилого фонда.

(в ред. Закона РИ от 27.05.2005 N 25-РЗ)

3. Обязанности сторон по обеспечению пожарной безопасности арендуемых помещений и иного имущества как правило отражаются как одно из условий в договоре аренды.

Статья 7. Полномочия органов государственной власти Республики Ингушетия и органов местного самоуправления в области пожарной безопасности

1. Народное Собрание Республики Ингушетия осуществляет нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности на территории Республики Ингушетия, контроль за исполнением республиканского бюджета в части расходов на обеспечение пожарной безопасности.

2. Правительство Республики Ингушетия в пределах своей компетенции осуществляет:

организацию выполнения федерального и республиканского законодательства в области пожарной безопасности, контроль за обеспечением пожарной безопасности на территории республики, в муниципальных образованиях;

разработку и исполнение соответствующих бюджетов в части расходов на обеспечение пожарной безопасности, в том числе на содержание пожарной охраны;

подготовку и контроль за выполнением целевых программ обеспечения пожарной безопасности;

организацию обучения населения и работников организаций мерам пожарной безопасности, привлечение их в установленном порядке к предупреждению и тушению пожаров, а также информирование населения о мерах пожарной безопасности;

(в ред. Закона Республики Ингушетия от 12.11.2008 N 23-РЗ)

создание, реорганизацию и ликвидацию пожарной охраны, содержащейся за счет средств соответствующих бюджетов;

принятие решений организационного и технического характера по результатам ежегодного анализа за состоянием пожарной безопасности;

содействие в создании и деятельности организаций, специализирующихся на проведении работ и оказании услуг в области пожарной безопасности, изготовления противопожарного оборудования;

установление дополнительных льгот для Государственной противопожарной службы, а также организаций, производящих пожарно-техническую продукцию или оказывающих услуги в области пожарной безопасности;

социальное и экономическое стимулирование пожарной безопасности, в том числе производства и закупок пожарно-технической продукции, а также участия населения в борьбе с пожарами;

координацию деятельности Государственной противопожарной службы, надзорных органов, инженерно-технических и других служб в области обеспечения пожарной безопасности;

содействие деятельности добровольной пожарной охраны и объединений пожарной охраны;

меры по правовой и социальной защите личного состава пожарной охраны и членов их семей;

утверждение перечня организаций, в которых в обязательном порядке создается пожарная охрана, содержащаяся за счет средств республиканского бюджета;

(абзац введен Законом РИ от 27.05.2005 N 25-РЗ)

обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов.

(абзац введен Законом РИ от 27.05.2005 N 25-РЗ)

К полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся:

создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;

создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;

оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;

организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре;

принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;

включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;

оказание содействия органам государственной власти Республики Ингушетия в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;

установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

К полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов относятся:

создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;

включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;

оказание содействия органам государственной власти Республики Ингушетия в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;

установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

(абзац первый в ред. Закона Республики Ингушетия от 12.11.2008 N 23-РЗ)

Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов, поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.

(пункт 3 введен Законом РИ от 05.06.2003 N 36-РЗ; в ред. Закона Республики Ингушетия от 21.12.2006 N 70-РЗ)

Статья 8. Утратила силу. — Закон РИ от 27.05.2005 N 25-РЗ.

Статья 9. Права и обязанности организаций в области пожарной безопасности

(в ред. Закона Республики Ингушетия от 12.11.2008 N 23-РЗ)

1. Руководители организации имеют право:

создавать, реорганизовывать и ликвидировать в установленном порядке подразделения пожарной охраны, которые они содержат за счет собственных средств;

вносить в органы государственной власти и органы местного самоуправления предложения по обеспечению пожарной безопасности;

проводить работы по установлению причин и обстоятельств пожаров, происшедших на предприятиях;

устанавливать меры социального и экономического стимулирования обеспечения пожарной безопасности;

получать информацию по вопросам пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке от органов управления и подразделений пожарной охраны.

2. Руководители организации обязаны:

соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны;

разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности;

проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности;

включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности;

содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению;

оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения и развития, а также при выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности и возникновении пожаров;

предоставлять в установленном порядке при тушении пожаров на территориях предприятий необходимые силы и средства;

обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и на иные объекты предприятий;

предоставлять по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции, а также о происшедших на их территориях пожарах и их последствиях;

незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов;

содействовать деятельности добровольных пожарных;

обеспечивать создание и содержание подразделений пожарной охраны на объектах, входящих в утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, на которых в обязательном порядке создается пожарная охрана (за исключением объектов, на которых создаются объектовые, специальные и воинские подразделения федеральной противопожарной службы).

3. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

Статья 10. Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности

(в ред. Закона Республики Ингушетия от 21.12.2006 N 70-РЗ)

В целях координации деятельности органов государственной власти Республики Ингушетия, органов местного самоуправления, ведомств, организаций по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности создается Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Республики Ингушетия (далее — Комиссия), которую возглавляет Председатель Правительства Республики Ингушетия.

Деятельность Правительственной комиссии осуществляется согласно положению о комиссии, определяющему основные задачи и состав комиссии.

Организационно-техническое обеспечение деятельности комиссии осуществляет Главное Управление Министерства чрезвычайной ситуации Российской Федерации по Республике Ингушетия.

Аналогичные комиссии создаются в территориальных образованиях Республики Ингушетия (городские, районные).

Комиссия осуществляет свою деятельность в соответствии с планом, принимаемым на заседании Комиссии.

Статья 11. Разработка и реализация мер пожарной безопасности

Органы государственной власти Республики Ингушетия, органы местного самоуправления разрабатывают и утверждают в пределах своей компетенции нормативные документы, содержащие требования пожарной безопасности. Эти документы не должны снижать требований федеральных нормативных документов и настоящего Закона.

Меры пожарной безопасности для муниципальных образований Республики Ингушетия разрабатываются и осуществляются органами местного самоуправления.

В целях комплексного решения проблем в области пожарной безопасности управление Государственной противопожарной службы не реже одного раза в три года разрабатывает целевую программу обеспечения пожарной безопасности, которая согласовывается и утверждается в установленном законом порядке.

В республиканской целевой программе обеспечения пожарной безопасности должно быть изложено:

перечень мероприятий по реализации программы с указанием сроков исполнения и исполнителей;

кадровое, финансовое и материально-техническое обеспечение программы с указанием источников финансирования;

порядок контроля за ходом выполнения программы и расходованием средств.

Статья 12. Противопожарная пропаганда и обучение мерам пожарной безопасности

Государственная противопожарная служба в порядке и на основаниях, предусмотренных Федеральным законом «О средствах массовой информации», на безвозмездной основе публикует и передает через государственные средства массовой информации сведения, содержащие информацию о противопожарном состоянии объектов и населенных пунктов республики, о происшедших пожарах, их причинах, последствиях, мерах по предотвращению пожаров и действиях в случае их возникновения. По требованию Государственной противопожарной службы информация о пожарах должна сообщаться немедленно.

Организации обязаны проводить обучение своих работников мерам пожарной безопасности в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности по специальным программам, утвержденным органами исполнительной власти и согласованным в порядке, установленном органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности. Обучение может проводиться на учебной материально-технической базе Государственной противопожарной службы с привлечением специалистов.

(в ред. Законов РИ от 27.05.2005 N 25-РЗ, от 21.12.2006 N 70-РЗ)

Статья 13. Особый противопожарный режим

В случае необходимости усиления пожарной безопасности решением органов государственной власти Республики Ингушетия или органов местного самоуправления на соответствующих территориях может устанавливаться особый противопожарный режим.

На период действия особого противопожарного режима на соответствующих территориях устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности, предусмотренные нормативными правовыми документами по пожарной безопасности.

(в ред. Закона Республики Ингушетия от 21.12.2006 N 70-РЗ)

Статья 14. Тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ

(в ред. Закона РИ от 27.05.2005 N 25-РЗ)

Государственная противопожарная служба производит тушение пожаров в обязательном порядке на всей территории республики и объектах независимо от их форм собственности и ведомственной принадлежности в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

Привлечение сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ осуществляется в порядке, утвержденном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.

(абзац второй в ред. Закона Республики Ингушетия от 12.11.2008 N 23-РЗ)

Силы и средства пожарной охраны могут привлекаться для ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Для приема сообщений о пожарах и чрезвычайных ситуациях в телефонных сетях населенных пунктов устанавливается единый номер — 01.

(в ред. Закона РИ от 27.05.2005 N 25-РЗ)

Руководитель тушения пожара отвечает за выполнение боевой задачи, за безопасность личного состава пожарной охраны, участвующей в выполнении боевых действий по тушению пожара и привлеченных к тушению пожара сил.

Указания руководителя тушения пожара обязательны для исполнения всеми должностными лицами и гражданами на территории, на которой осуществляются боевые действия по тушению пожара.

Никто не вправе вмешиваться в действия руководителя тушения пожара или отменять его распоряжения при тушении пожара.

Личный состав пожарной охраны, иные участники тушения пожара, действующие в условиях крайней необходимости, от возмещения причиненного ущерба освобождаются.

Абзац утратил силу. — Закон Республики Ингушетия от 14.06.2007 N 25-РЗ.

Абзац исключен. — Закон РИ от 05.06.2003 N 36-РЗ.

Статья 15. Утратила силу. — Закон РИ от 27.05.2005 N 25-РЗ.

Статья 16. Подтверждение соответствия в области пожарной безопасности

(в ред. Закона Республики Ингушетия от 21.12.2006 N 70-РЗ)

Подтверждение соответствия продукции и услуг установленным требованиям в области пожарной безопасности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Статья 17. Финансирование и материально-техническое обеспечение пожарной безопасности

(в ред. Закона РИ от 27.05.2005 N 25-РЗ)

1. Финансовое обеспечение Государственной противопожарной службы Республики Ингушетия, социальных гарантий и компенсаций личному составу этой службы в соответствии с законодательством Республики Ингушетия является расходным обязательством Республики Ингушетия.

2. Финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования, в том числе добровольной пожарной охраны в соответствии с федеральным законодательством является расходным обязательством муниципального образования.

3. Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности ведомственной, частной и добровольной пожарной охраны, а также финансовое обеспечение социальных гарантий и компенсаций их личному составу в соответствии с Федеральным законом «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 года N 64-ФЗ осуществляется их учредителями за счет собственных средств.

Статья 18. Утратила силу. — Закон РИ от 27.05.2005 N 25-РЗ.

Статья 19. Выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности

(в ред. Закона Республики Ингушетия от 12.11.2008 N 23-РЗ)

Работы и услуги в области пожарной безопасности выполняются и оказываются в целях реализации требований пожарной безопасности, а также в целях обеспечения предупреждения и тушения пожаров. К работам и услугам в области пожарной безопасности относятся:

охрана от пожаров организаций и населенных пунктов на договорной основе;

производство, проведение испытаний, закупка и поставка пожарно-технической продукции;

выполнение проектных, изыскательских работ;

проведение научно-технического консультирования и экспертизы;

испытание веществ, материалов, изделий, оборудования и конструкций на пожарную безопасность;

обучение населения мерам пожарной безопасности;

осуществление противопожарной пропаганды, издание специальной литературы и рекламной продукции;

огнезащитные и трубо-печные работы;

монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем и средств противопожарной защиты;

ремонт и обслуживание пожарного снаряжения, первичных средств тушения пожаров, восстановление качества огнетушащих средств;

строительство, реконструкция и ремонт зданий, сооружений, помещений пожарной охраны;

другие работы и услуги, направленные на обеспечение пожарной безопасности, в соответствии с федеральным законодательством.

Статья 20. Утратила силу. — Закон РИ от 27.05.2005 N 25-РЗ.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ ПОЖАРНОЙ

Статья 21. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности

(в ред. Закона РИ от 08.06.2009 N 23-РЗ)

За нарушение требований пожарной безопасности наступает ответственность в соответствии с федеральным законодательством.

Статья 22. Административная ответственность руководителей организаций

(в ред. Закона РИ от 27.05.2005 N 25-РЗ)

Основание и порядок привлечения руководителей организаций к административной ответственности за правонарушения в области пожарной безопасности устанавливаются законодательством Российской Федерации.

(в ред. Закона РИ от 27.05.2005 N 25-РЗ)

Изготовители (исполнители, продавцы) за уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний должностных лиц Государственной противопожарной службы по обеспечению пожарной безопасности товаров (работ, услуг) несут административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей.

Статья 23. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Предложить Президенту Республики Ингушетия и поручить Правительству Республики Ингушетия привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом.

Кто вправе создавать реорганизовывать и ликвидировать подразделения пожарной охраны

Статья 16. Полномочия федеральных органов государственной власти в области пожарной безопасности

К полномочиям федеральных органов государственной власти в области пожарной безопасности относятся:

разработка и осуществление государственной политики, в том числе принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов по пожарной безопасности и контроль за их исполнением;

разработка, организация выполнения и финансирование федеральных целевых программ;

участие в разработке технических регламентов, национальных стандартов Российской Федерации, сводов правил, содержащих требования пожарной безопасности (норм и правил), правил пожарной безопасности, в том числе регламентирующих порядок и организацию тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ;

(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 09.11.2009 N 247-ФЗ, от 05.04.2016 N 104-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

формирование предложений по проекту федерального бюджета на соответствующий год в части расходов на проведение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, проводимых федеральными органами исполнительной власти, обеспечение целевого использования средств, выделяемых на эти цели из федерального бюджета;

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

создание, реорганизация и ликвидация органов управления, подразделений пожарной охраны, пожарно-технических, научных и образовательных организаций, содержащихся за счет средств федерального бюджета;

(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

организация и проведение федерального государственного пожарного надзора;

(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

абзацы восьмой — десятый утратили силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

организация развития науки и техники, координация основных научных исследований и разработок;

утверждение номенклатуры, объемов поставок для государственных нужд пожарно-технической продукции, в том числе по оборонному заказу;

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

установление общих принципов подтверждения соответствия;

(в ред. Федеральных законов от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

создание государственных систем информационного обеспечения, а также систем статистического учета пожаров и их последствий;

абзацы пятнадцатый — семнадцатый утратили силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

осуществление тушения пожаров силами подразделений пожарной охраны, содержащихся за счет средств федерального бюджета, в населенных пунктах, в том числе в городских лесах, организация и осуществление тушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, федеральной территории, особо важных и режимных организациях, в которых создаются специальные и воинские подразделения федеральной противопожарной службы, в организациях, в которых создаются объектовые подразделения федеральной противопожарной службы, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей;

(в ред. Федеральных законов от 19.07.2009 N 198-ФЗ, от 29.12.2010 N 442-ФЗ, от 14.07.2022 N 274-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

организация ведомственного пожарного контроля на объектах, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти;

(абзац введен Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ; в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

абзац утратил силу. — Федеральный закон от 30.12.2015 N 448-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

подготовка утверждаемого Правительством Российской Федерации перечня объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, закрытых административно-территориальных образований, федеральных территорий, где создаются объектовые, специальные и воинские подразделения федеральной противопожарной службы;

(абзац введен Федеральным законом от 25.10.2006 N 172-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 30.12.2015 N 448-ФЗ, от 14.07.2022 N 274-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

разработка утверждаемых Правительством Российской Федерации нормативных правовых актов, устанавливающих противопожарный режим и определяющих требования к оснащению объектов защиты, которые введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые направлена на экспертизу до дня вступления в силу Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;

(в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 168-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

проведение аттестации, переаттестации, досрочное прекращение действия квалификационного аттестата и ведение реестра аттестованных лиц в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на право проектирования средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, которые введены в эксплуатацию;

(абзац введен Федеральным законом от 11.06.2021 N 168-ФЗ; в ред. Федерального закона от 19.10.2023 N 506-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

подготовка утверждаемого Правительством Российской Федерации перечня населенных пунктов (внутригородских территорий городов федерального значения), в которых размещаются территориальные подразделения федеральной противопожарной службы.

(абзац введен Федеральным законом от 14.07.2022 N 274-ФЗ)

В целях осуществления градостроительной деятельности в условиях стесненной городской застройки федеральные органы государственной власти в области пожарной безопасности вправе устанавливать особенности применения отдельных требований пожарной безопасности либо утверждать отдельные своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, и правила пожарной безопасности (за исключением минимально необходимых требований для обеспечения безопасности зданий и сооружений, в том числе входящих в их состав систем и сетей инженерно-технического обеспечения).

(часть вторая введена Федеральным законом от 01.07.2017 N 141-ФЗ)

Уровни реагирования на ландшафтные (природные) пожары, а также критерии определения населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

(часть третья введена Федеральным законом от 22.12.2020 N 454-ФЗ; в ред. Федерального закона от 24.07.2023 N 343-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *