Ликвидация последствий наводнения осуществляется в сколько этапов
Перейти к содержимому

Ликвидация последствий наводнения осуществляется в сколько этапов

  • автор:

Наводнения, ликвидация последствий наводнений Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Работкина О.Е., Мордовенков К.О.

Природа возникновения наводнений, затоплений и характеристика их поражающих факторов
Защитные мероприятия и генезис наводнений

Оценка опасностей и угроз, обусловленных катастрофическими наводнениями, и предложения по защите населения и территорий от них

Природные и антропогенные причины наводнений
Зонирование территории Российской Федерации по величине риска от наводнений
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Наводнения, ликвидация последствий наводнений»

Список использованной литературы

1. Конституция Российской Федерации. — М.: Приор, 2012. — 32 с.

2. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» // СЗ РФ. 1994. № 35. Ст. 3648.

3. Постановление Правительства РФ от 15 февраля 2014 г. № 110 «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» // СЗ РФ, 2014. — № 8. — Ст. 809.

НАВОДНЕНИЯ, ЛИКВИДАЦИЯ ПОСЛЕДСТВИЙ НАВОДНЕНИЙ

О.Е. Работкина, профессор, д.т.н., доцент, К.О. Мордовенков, курсант Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж

Наводнение — это значительное затопление водой местности в результате подъема уровня воды в реке, водохранилище, озере или море, вызванное обильным притоком воды в период снеготаяния или ливней, ветровых нагонов воды, а также при заторах, зажорах и иных явлениях.

Наводнение является опасным природным явлением, возможным источником чрезвычайной ситуации, если затопление водой местности причиняет материальный ущерб, наносит урон здоровью населения или приводит к гибели людей, сельскохозяйственных животных и растений.

По повторяемости, площади распространения и суммарному среднегодовому материальному ущербу наводнения на территории Российской Федерации занимают первое место в ряду стихийных бедствий, а по количеству человеческих жертв и удельному материальному ущербу (приходящемуся на единицу поражённой площади) — второе место после землетрясений [1].

Реки отличаются друг от друга различными условиями формирования стока воды (сток воды — количество воды, протекающей через замыкающий створ реки, за какой-либо интервал времени).

По условиям формирования стока и возникновения наводнений реки Российской Федерации подразделяются на четыре типа (см. таблицу).

Таблица 1. Типы рек Российской Федерации в зависимости от условий _формирования максимального стока_

Условия формирования максимального стока Районы распространения на территории РФ

Весеннее таяние снега на равнинах Европейская часть РФ и Западная Сибирь

Таяние горных снегов и ледников Северный Кавказ

Выпадение интенсивных дождей Дальний Восток и Сибирь

Многообразие наводнений можно свести к пяти обобщающим группам, объединяющим различные наводнения по причинам возникновения и характеру проявления.

В пределах Российской Федерации преобладают наводнения первых двух видов (около 70-80 % всех случаев). Они встречаются на равнинных, предгорных и горных реках, в северных, и южных, западных и восточных районах страны. Остальные три вида наводнений имеют локальное распространение.

Основным поражающим фактором наводнений является поток воды. При наводнении возможно возникновение вторичных поражающих факторов: пожаров (вследствие обрывов и короткого замыкания электрических кабелей и проводов); обрушения зданий, сооружений (под воздействием водного потока и вследствие размыва основания); заболеваний людей и сельскохозяйственных животных (вследствие загрязнения питьевой воды и продуктов питания) и др.

Здания, периодически попадающие в зону затопления, теряют капитальность: гнилью повреждается дерево, отваливается штукатурка, выпадают кирпичи, подвергаются коррозии металлические конструкции, из-за размыва грунта под фундаментом происходит неравномерная осадка зданий и, как следствие, появляются трещины.

Основные характеристики последствий наводнений следующие [2]:

— численность населения, оказавшегося в зоне, подверженной наводнениям (здесь выделяются: количество жертв, количество пострадавших, количество населения, оставшегося без крова, и т.п.);

— количество населенных пунктов, попавших в зону, охваченную наводнением (здесь выделяются города, поселки городского типа, сельские населенные пункты, полностью затопленные, частично затопленные, попавшие в зону подтопления);

— количество объектов различных отраслей экономики, оказавшихся в зоне, наводнения;

— протяженность железных и автомобильных дорог, линий электропередачи, линий коммуникаций и связи, оказавшихся в зоне затопления;

— количество мостов и тоннелей, затопленных, разрушенных и поврежденных в результате наводнения;

— количество жилых домов, затопленных, разрушенных и поврежденных в результате наводнения;

— площадь сельскохозяйственных угодий, охваченных наводнением;

— количество погибших сельскохозяйственных животных и др.

Основными особенностями обстановки, возникающей при наводнениях,

являются: разрушительный характер чрезвычайной ситуации, быстрое нарастание параметров поражающих факторов, ограниченные сроки выживания пострадавших, оказавшихся под их воздействием; сложность доступа к пострадавшим, необходимость применения для этого специальных плавучих средств, а также сложные погодные условия (проливные дожди, ледоход, сели и т. п.).

Главной целью аварийно-спасательных и других неотложных работ в условиях наводнений являются поиск, оказание помощи и спасение людей, оказавшихся в зоне затопления, в возможно короткие сроки, обеспечивающие их выживание в условиях складывающейся обстановки [2].

Успех проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации последствий наводнений достигается:

— проведением планомерной, заблаговременной подготовки органов управления и подразделений войск гражданской обороны, поисково-спасательных формирований и служб к ведению аварийно-спасательных работ; быстрым реагированием на возникновение стихийного бедствия, приведением в готовность и выдвижением необходимых сил и средств, организацией эффективной разведки и развертывания системы управления;

— применением эффективных способов и технологий поиска и спасения пострадавших, а также способов защиты населения и хозяйственных объектов;

Спасательные работы в условиях наводнений и катастрофических затоплений включают:

— обеспечение доступа спасателей к пострадавшим и спасение пострадавших;

-оказание пострадавшим первой медицинской помощи;

— эвакуацию пострадавших из опасной зоны.

Неотложные аварийные работы при ликвидации последствий наводнений включают:

— укрепление (возведение) ограждающих дамб и валов;

— сооружение водоотводных каналов;

— ликвидацию заторов и зажоров;

— оборудование причалов для спасательных средств;

— защиту и восстановление дорожных сооружений;

— локализацию источников вторичных поражающих факторов.

Основными способами защиты людей от поражающих факторов

наводнений являются эвакуация населения из затапливаемых районов,

размещение людей на не затапливаемых частях, не разрушенных сооружений и участках местности.

В зависимости от места расположения населенного пункта, времени до начала его затопления, состояния транспортных коммуникаций и других факторов эвакуация может проводиться немедленно до получения сигнала о возможном затоплении данной территории или только при непосредственной угрозе затопления, пешим порядком или с использованием транспортных средств. Кроме эвакуации населения также организованно может проводиться вывоз сельскохозяйственных животных, материальных и культурных ценностей.

Эффективность эвакуации как способа защиты населения при наводнениях зависит главным образом от своевременного предупреждения об опасности, степени подготовленности населения и маршрутов.

С этой целью в зонах возможных затоплений создается система оповещения населения, заблаговременно доводится информация о месте расположения населенных пунктов относительно возможной опасной зоны и маршрутах эвакуации, с населением и эвакоорганами проводятся тренировки по практической отработке вопросов эвакуации, в том числе самостоятельного выхода людей на не затапливаемую территорию.

Помимо непосредственного воздействия водного потока угрозу для жизни и здоровья людей представляют аспирация (попадание в дыхательные пути) воды, длительное пребывание в холодной воде, нервно-психическое перенапряжение, а также затопление (разрушение) систем, обеспечивающих жизнедеятельность населения, особенно — выход из строя систем водоснабжения и канализации.

Размещение людей на не затапливаемых частях, не разрушаемых сооружений и участках местности применяется в тех случаях, когда высокая скорость водного потока обусловливает её быстрый приход в населенные пункты и (или) население не может быть эвакуировано в безопасный район. В этом случае проведение таких защитных мероприятий, как правило, требует в дальнейшем осуществления спасательных работ по эвакуации людей из мест временного размещения в опасной зоне. При этом следует иметь в виду, что население может использовать в качестве места временного пребывания (укрытия) и верхние части деревьев.

Решение на проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ при наводнении, принимается на основе данных разведки, которая при наводнениях организуется для выявления обстановки в районах бедствия с целью максимального уменьшения ущерба.

Главными задачами разведки при наводнениях являются:

— определение границ затопления;

— контроль динамики развития наводнения;

— установление мест нахождения нуждающихся в помощи людей и сельскохозяйственных животных;

— выявление материальных ценностей, подлежащих вывозу из зоны бедствия;

— выбор и разведка маршрутов эвакуации людей, животных и материальных ценностей плавсредствами, оборудование причалов;

— выбор и оборудование площадок для приземления вертолетов в районе бедствия.

Для выполнения аварийно-спасательных работ назначаются подразделения войск гражданской обороны, поисково-спасательных отрядов (служб), усиленные переправочно-десантными средствами. Для выполнения других неотложных работ, с учетом их характера, назначаются инженерные, инженерно-технические, дорожные подразделения и формирования.

При поиске и спасении пострадавших, находящихся в воде и на затопленных территориях, должны широко использоваться авиационные технологии с применением самолетов и вертолетов.

Применение тех или иных технологий ликвидации заторов (зажоров) льда и обвалов зависит от масштабов наводнений и связанных с ними последствий. Основным способом разрушения ледяного покрова, ликвидации заторов (зажоров) льда, а также обвалов горных пород являются взрывы. Работы выполняются пиротехническими подразделениями, оснащенными плавсредствами и транспортом, оборудованными для доставки взрывчатых веществ и средств взрывания. При катастрофических наводнениях, особенно на крупных реках Севера и Северо-востока России, текущих с юга на север, практикуется разрушение ледяного покрова, заторов и зажоров льда с использованием бомбардировочной авиации.

Мероприятия по предупреждению наводнений и ликвидации их последствий предусматриваются в планах действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, разрабатываемых на всех уровнях комиссиями по чрезвычайным ситуациям.

Организация взаимодействия сил ликвидации, последствий наводнений и катастрофического затопления территорий является одним из важнейших факторов, обеспечивающих успех проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Список использованной литературы

1. Осипов В.И. Природные катастрофы на рубеже XXI века / В.И. Осипов // Вестник РАН. — 2008. — N 4. — С. 291-302.

2. Авакян А.Б. Природные и антропогенные причины наводнений. / А.Б. Авакян // Основы безопасности жизнедеятельности. — 2007. — N 9. — С. 22-27.

3. Бурков В.Н. Экологическая безопасность / В.Н. Бурков, А.В. Щепкин. — М.: ИПУ РАН, 2007. — 92 с.

4. Авакян А.Б. Наводнения / А.Б. Авакян, А.А. Полюшкин. — М.: Знание, 2007. — 46 с.

Ликвидация последствий наводнений

Ликвидация последствий наводнений

Ликвидация последствий наводнений – это комплекс мероприятий, направленных на поиск и спасение людей, сельскохозяйственных животных, уменьшение материального ущерба, восстановление социально-экономического потенциала зоны бедствия, первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего населения при наводнении. Работы по ликвидации последствий наводнений координируются комиссиями по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (КЧС) органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, к полномочиям которых отнесена ликвидация чрезвычайных ситуаций. Непосредственное руководство работами по ликвидации последствий наводнений, силами и средствами, привлеченными к работам, и организацию их взаимодействия осуществляют руководители работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций, определенные законодательством РФ и законодательством субъектов РФ, планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций или назначенные органами государственной власти, органами местного самоуправления, руководителями организаций, к полномочиям которых отнесена ликвидация чрезвычайных ситуаций. Для ликвидации последствий наводнений в зависимости от масштабов чрезвычайных ситуаций могут привлекаться различные силы РСЧС, а также подразделения Вооруженных сил РФ, привлекаемые к работам по планам взаимодействия.

В комплекс мероприятий по ликвидации последствий наводнений входят мероприятия по проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ, восстановлению социально-экономического потенциала зоны бедствия, а также ряд других мероприятий по защите населения и территорий. (см. также Защита от наводнений ) Об угрозе наводнения производится оповещение населения, в том числе по находящейся в постоянной готовности к использованию территориальной системе централизованного оповещения. Массовое оповещение населения производится с помощью радиотрансляционных сетей, радиовещательных и телевизионных станций, находящихся на территории области и включаемых по команде оперативного дежурного Главного управления МЧС России по субъекту РФ. В случаях, если наводнение охватило жилые здания, другие важные объекты, осуществляется эвакуация населения, вывоз пораженных и материальных ценностей (см. также Эвакуация). Главной целью аварийно спасательных работ в условиях наводнений являются поиск, оказание помощи и спасение людей, оказавшихся в зоне затопления, в возможно короткие сроки, обеспечивающие их выживание в условиях складывающейся обстановки.

Аварийно-спасательные работы в условиях наводнений и катастрофических затоплений включают:

  • поиск пострадавших;
  • обеспечение доступа спасателей к пострадавшим и спасение пострадавших;
  • оказание пострадавшим первой медицинской помощи;
  • эвакуацию пострадавших из зоны опасности.

Основными способами поиска пострадавших в зоне наводнения являются:

  • визуальное обследование открытых для обзора участков акватории;
  • сплошное визуальное обследование затопленных населенных пунктов, затопленных, поврежденных и разрушенных зданий, сооружений и объектов природной среды (рощ, садов, возвышенностей и т.п.);
  • по свидетельствам очевидцев.

Поиск пострадавших визуальным обследованием акватории применяется на открытых для визуального обзора участках (секторах) акватории с целью обнаружения пострадавших, находящихся в воде и использующих для спасения отдельные местные предметы и подручные средства спасения. Визуальное обследование осуществляется поисково-спасательными группами на плавсредствах, авиационных средствах или путем совместного поиска. Опрос о пострадавших производится среди:

  • спасённых (поднятых) с поверхности воды, снятых с затопленных местных предметов, деблокированных из затопленных зданий и сооружений и т.п. пострадавших;
  • представителей администрации учреждений, промышленных и других объектов, подвергшихся воздействию наводнения;
  • очевидцев (свидетелей), оказавшихся рядом с объектами, подвергшимися затоплению, или в самих объектах (см. также Поиск и спасение).

Способ и технология спасения конкретного пострадавшего (группы пострадавших) определяются командиром поисково-спасательной группы на основе оценки обстановки на месте их нахождения. При этом оцениваются:

  • условия, в которых находится пострадавший (на воде, под водой, блокирован и т.д.), характер и степень непосредственно угрожающей ему опасности, состояние пострадавшего;
  • наличие и характер факторов, затрудняющих спасение пострадавшего (скорость течения, температура воды и окружающего воздуха, ветер, подводные и надводные препятствия и т.п.), удобство подхода и причаливания к месту нахождения пострадавшего, свобода маневра, возможное влияние этих факторов на проведение спасательных работ;
  • время года, суток, состояние погоды, их возможное влияние на поисково-спасательные работы;
  • возможности спасателей и имеющихся спасательных средств.

Спасение пострадавших, находящихся на поверхности воды, осуществляется с помощью спасательных средств (спасательного круга, спасательных шаров, каната и др.), подъемом из воды на борт плавсредства или вертолета с помощью спасателей. При необходимости проводится деблокирование пострадавших из завалов, с верхних этажей (крыш) затопленных зданий, с других возвышающихся над водой объектов. См. также Деблокирование пострадавших .

Неотложные аварийные работы в условиях наводнений и катастрофических затоплений включают:

  • укрепление (возведение) ограждающих дамб и валов;
  • возведение водоотводных каналов;
  • ликвидацию заторов и зажоров;
  • оборудование причалов для спасательных средств;
  • проведение мероприятий по защите и восстановлению дорожных сооружений;
  • восстановление энергоснабжения;
  • локализацию источников вторичных поражающих факторов (пожаров вследствие обрывов и короткого замыкания электрических кабелей и проводов, оползней и обвалов вследствие размыва грунта, инфекционных заболеваний вследствие загрязнения питьевой воды, продуктов питания и др.). (См. также Работы неотложные ).

При организации и выполнении мероприятий, связанных с восстановлением социально-экономического потенциала зоны бедствия после наводнения выделяются две группы работ: работы, обеспечивающие нормальные условия жизнеобеспечения населения в районе чрезвычайной ситуации, и работы, проводимые в целях восстановления деятельности пострадавших объектов.

К первой группе работ относятся:

  • восстановление функционирования электро-, энерго-, водоснабжения и коммунальных сетей, линий связи и т.п.;
  • восстановление функционирования объектов коммунального обслуживания населения, торговли, медицинских учреждений, объектов промышленности и т.п.;
  • возвращение к местам постоянного жительства эвакуированного населения и т.д.

К работам второй группы относятся: восстановление или строительство зданий, восстановление производственного оборудования или установка нового, восстановление энергоснабжения и транспорта, восполнение запасов материальных средств, восстановление плотин, восстановление хозяйственных связей и т.п.

Мероприятия второй группы проводятся под руководством министерств и ведомств, к которым относятся пострадавшие объекты, и органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций. См. также Действия органов управления и сил РСЧС по организации первоочередного жизнеобеспечения населения, пострадавшего при землетрясениях, наводнениях, при авариях на радиационно и химически опасных объектах ; Восстановление.

Источники: Спасательные работы при ликвидации последствий наводнений, затоплений и цунами // Справочник спасателя. Книга 4. –М., 1995; Надводные и подводные спасательные работы // Справочник спасателя. Книга 8. –М., 1996; Наставление по организации и технологии ведения АСДНР при ЧС // Организация и технология ведения АСДНР при наводнениях и катастрофических затоплениях. Часть 3. –М., 2000.

ЛИКВИДАЦИЯ ПОСЛЕДСТВИЙ НАВОДНЕНИЙ

комплекс мероприятий, направленных на прекращение или снижение численности гибели людей, сельскохозяйственных животных и растений, материального ущерба при наводнении. Проводится силами войск гражданской обороны, поисково-спасательных отрядов, усиленных переправочно-десантными средствами инженерных, инженерно-техниче-ских, дорожных подразделений и формирований. Основные мероприятия: поиск, оказание помощи и спасение людей, оказавшихся в зоне затопления в возможно короткие сроки, обеспечивающие их выживание в условиях складывающейся обстановки. Достигается: проведением планомерной, заблаговременной подготовки органов управления РСЧС, подразделений войск гражданской обороны, поисково-спасательных формирований и служб к ведению аварийно-спасательных работ в условиях наводнений и катастрофических затоплений с учетом характера возможной обстановки; быстрым реагированием на возникновение угрозы стихийного бедствия, приведением в готовность и выдвижением необходимых сил и средств в район бедствия, организацией эффективной разведки и развёртывания системы оповещения населения и управления; всесторонней оценкой обстановки, принятием обоснованного решения на выполнение постав-ленной задачи, организацией действий подразделений соответственно их предназначению, возможностям и сложившейся обстановке; созданием необходимой группировки сил, организации ввода её на участки (секторы) и объекты работ, организацией согласованных действий органов разведки, спасательных подразделений, медицинских сил и средств и подразделений обеспечения в ходе выполнения аварийно-спа-сательных и других неотложных работ; своевременной эвакуацией людей из опасной зоны; непрерывным ведением аварийно-спасательных работ до их полного завершения; применением эффективных способов и технологий поиска и спасения пострадавших, а также способов защиты населения и хозяйственных объектов; непрерывным и твердым управлением действиями подразделений, формирований и служб; неуклонным выполнением требований безопасности ведения работ в зоне затопления; организацией и поддержанием всестороннего обеспечения ведения работ.

Контакты

Единый телефон пожарных и спасателей
Справочная МЧС России
Единый «телефон доверия»
(не для подачи обращений граждан)

Адрес: 109012, г. Москва, Театральный пр., 3

Мобильное приложение
МЧС России:

Все материалы сайта доступны по лицензии: Creative Commons «Attribution» 4.0 Всемирная

Основные мероприятия при угрозе ЧС

К основным мероприятиям, проводимых органами управления ГО и РСЧС в случае угрозы или возникновении ЧС мирного и военного времени относятся:

  • оповещение населения об опасности, его информировании о порядке действий в сложившихся чрезвычайных условиях;
  • эвакуация и рассредоточение;
  • прогнозирование обстановки;
  • инженерная защита населения и территорий;
  • радиационная и химическая защита;
  • медицинская защита;
  • обеспечение пожарной безопасности.

Для непосредственной защиты пострадавших от поражающих факторов аварий, катастроф и стихийных бедствий проводятся аварийно-спасательные и другие неотложные работы в зоне ЧС.

Мероприятия по подготовке к защите проводятся заблаговременно с учетом возможных опасностей и угроз.

Они планируются и осуществляются дифференцированно, с учетом особенностей расселения людей, природно-климатических и других местных условий.

Объемы, содержание и сроки проведения мероприятий по защите населения определяются на основании прогнозов природной и техногенной опасности на соответствующих территориях, исходя из принципа разумной достаточности, с учетом экономических возможностей по их подготовке и реализации.

Меры по защите населения от чрезвычайных ситуаций осуществляются силами и средствами предприятий, учреждений, организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых возможна или сложилась чрезвычайная ситуация.

Своевременное оповещение и информирование

Одним из главных мероприятий по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера является его своевременное оповещение и информирование о возникновении или угрозе возникновения какой-либо опасности.

Процесс оповещения включает доведение в сжатые сроки до органов управления, должностных лиц и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации, а также населения на соответствующей территории (субъект Российской Федерации, город, населенный пункт, район) заранее установленных сигналов, распоряжений и информации органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления относительно возникающих угроз и порядка поведения в создавшихся условиях.

Ответственность за организацию и практическое осуществление оповещения несут руководители органов исполнительной власти соответствующего уровня.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *