Почему не следует выключать зажигание во время движения
Перейти к содержимому

Почему не следует выключать зажигание во время движения

  • автор:

Почему даже атмосферный мотор нельзя сразу глушить после поездки

Режим тотальной спешки заставляет многих водителей глушить мотор сразу после постановки машину на парковку. В итоге владельцы, сами не зная того, вредят своему автомобилю. Так что же происходит при поспешном выключении мотора, и как исключить технические проблемы?

О том, что после поездки в бодром темпе имеет смысл дать турбированному мотору поработать на холостых оборотах пару-тройку минут, знает львиная доля водителей таких машин. Однако на самом деле многое зависит от марки, модели и возраста автомобиля.

Практически во всех случаях крыльчатка турбины может раскручиваться до 10 000 и больше оборотов в минуту. Когда же вы выключаете турбодвигатель, ротор сразу не останавливается, продолжая какое-то время вращаться под действием инерции. В этот момент раскаленный узел перестает смазываться маслом, и это провоцирует целый ряд поломок из-за неравномерного температурного расширения. Наиболее часто вращение ротора без подачи масла под давлением провоцирует появление задиров. Плюс к тому, поскольку масло перестает подаваться, тепло уходит в подшипниковый узел, где остатки смазки начинают закоксовываться.

На основательно подержанных иномарках с турбомоторами дать силовому агрегату поработать после остановки автомобиля на холостых оборотах примерно минуту — было и остается обязательным правилом. Дело в том, что на такие автораритеты в момент их выпуска еще не устанавливали хитрые системы страховки от перегрева. Речь идет в частности о турботаймерах (обеспечивают работу двигателя в течение двух-трех минут на минимальных оборотах уже после выключения зажигания), программном включении вентилятора после выключения мотора и электрических циркуляционных насосах, подающих к турбокомпрессору охлаждающую жидкость.

Не секрет также, что даже сегодня большинство массовых автопроизводителей (а они тоже выпускают сегодня модели с турбомоторами) не заморачивается установкой таких охлаждающих систем. Более того, если ваш автомобиль ультрасовременен и относится к премиальному или люксовому классу и соответственно практически наверняка оснащен такими ноу-хау, дать мотору поработать после интенсивной езды по бездорожью или трассе все равно нужно. Как ни крути, движение под нагрузкой требует более обстоятельного охлаждения силовой линии.

А что же с атмосферниками, в которых турбина отсутствует? Вопреки расхожему мнению, таким силовым агрегатам также требуется дать поработать на холостых пару минут прежде, чем вы заглушите мотор. В противном случае вы как минимум спровоцируете ускоренную деградацию моторного масла.

Ведь что происходит, когда вы выключаете атмосферный двигатель, который до этого от души крутили на высоких оборотах? Остановившаяся помпа перестает качать охлаждающую жидкость, соответственно антифриз перестает циркулировать по системе. Масло же, осевшее на трущихся деталях, испытает в этом случае локальный перегрев или, попросту говоря, начнет пригорать. В итоге на раскаленной поверхности рабочих деталей образуются нагары масла. Таким образом активизируется процесс закоксовывания системы, когда нагар буквально облепляет все и вся в цилиндре, начиная от поршня и заканчивая головкой блока.

Частично риск локального перегрева призван снизить электровентилятор системы охлаждения, реализованный на большинстве современных автомобилей. Опытные водители прекрасно осведомлены об алгоритме работы такого узла — мотор выключен, но вентилятор продолжает крутиться. Однако здесь тоже есть определенные нюансы. Например, во многих автомобильных мануалах оговаривается, что глушить двигатель с включенным вентилятором нельзя не только при движении, но и при остановке.

И хотя практика показывает, что если вы выключите мотор при работающем вентиляторе охлаждения, то двигатель практически гарантированно не закипит, все же имеет смысл следовать инструкции и опять-таки дать мотору поработать на холостых оборотах пару-тройку минут. Примерно за это время вентилятор как раз завершит программный цикл своей работы.

Почему автомобиль нельзя надолго оставлять без движения

С началом весны появились «подснежники», но речь, как вы понимаете, не о цветах, а об автомобилистах, снявших свои машины с зимнего прикола. Нередко такой транспорт может простоять на уличной парковке всю зиму и даже дольше. Каких проблем можно ожидать от автомобилей после их многомесячного простоя? «РГ» разобралась в этом вопросе.

Аккумулятор

Фото: iStock

Одной из распространенных «болезней» машин-подснежников является разряженный аккумулятор. Не секрет, что после выключения зажигания деактивируются не все энергопотребители. Сигнализация, бортовой компьютер, электронный блок управления и другие устройства продолжают получать электропитание — поглощать микротоки. При этом процесс разрядки аккумулятора, особенно если он новый, могут сильно ускорить зимние морозы.

Буквально за десять дней бездействия при температуре минус 15 аккумулятор может сесть полностью. Именно поэтому рекомендуется раз в месяц заводить машину, стоящую на приколе. Не завелись? Используйте специальный прибор для зарядки автомобильных аккумуляторов, либо — «прикурите» от рабочей батареи другого автомобиля. Владельцы автомобилей с механической коробкой передач могут завести автомобиль, пустив его накатом с горки или с «толкача». Как вариант, перед тем, как поставить автомобиль на прикол, аккумуляторную батарею можно отключить или вовсе снять и отправить на «теплое» хранение.

Резиновые детали

Фото: iStock

Направленные солнечные лучи могут иссушить резину, причем речь идет не только о покрышках, но также щетках стеклоочистителя. Кроме того, при стекании моторного масла в поддон (в ходе простоя) происходит пересыхание и растрескивание сальников и уплотнительных резинок. Как только резиновые элементы пересохнут, они потрескаются, и при запуске двигателя масло будет просачиваться через образовавшиеся микрощели.

Вот еще одна типичная ситуация — вы заводите машину после ее зимней спячки и обнаруживаете, что из радиатора потек антифриз. Причина кроется, как правило, в потерявшем герметичность патрубке. Профилактика, как и в случае с аккумулятором, только одна — периодический запуск двигателя, который будет смазывать сальники и пускать антифриз по системе охлаждения. То же касается топливных шлангов. Из за недостатка жидкости резиновый материал потрескается со всеми вытекающими в буквальном смысле последствиями.

Коррозия металла

Фото: iStock

По настоящему губительно для автомобиля также и длительное пребывание под снегом. Взять хотя бы многочисленные машины-сугробы, стоящие после зимнего сезона во дворах. Под такой снежной «крышей» страдает и электрика, и резиновые детали, и пластик, но прежде всего металлические детали кузова. У машины, оставленной на долгий срок без внимания, начинают гнить капот, двери, пороги и крылья. В том числе поэтому перед консервацией автомобиля на зиму все сколы и царапины необходимо покрыть антикором, а лакированные детали — восковой полиролью.

Ну а снег, понятное дело, стоит периодически счищать с кузова. Более того, коррозия вредит также деталям подвески, тормозной системы, трансмиссии и даже двигателю. В последнем случае моторное масло оседает в картер двигателя под действием силы тяжести. Соответственно, стальные элементы мотора, взаимодействуя с образовавшимся конденсатом, подвергаются процессу коррозии, причем в большинстве случаев степень износа получается даже большей, чем при работе силового агрегата.

Закисание металла

Фото: iStock

Один из типичных сценариев — когда вы завели автомобиль, перезимовавший во дворе, мотор заработал, передачи включаются, но машина не сдвигается с места. В большинстве случаев причина заключается в закисших колодках задних тормозов. Такое происходит, если стояночный тормоз был включен перед тем, как поставить машину на зимнюю парковку. Отсюда рекомендация — зажимать колодки «ручником» перед постановкой на прикол не стоит.

Лучше подложить под колеса кирпичи, треугольные упоры или вывернуть управляемые колеса в сторону бордюра. При закисании колодок их придется освобождать, причем если задние механизмы барабанные, предстоит не всегда простая процедура по снятию барабанов, которые тоже могут закиснуть.

Вероятен и следующий неприятный сюрприз — вы не сможете включить сцепление потому, что его диск «приклеился» к маховику. В этом случае установите упоры под колеса, включите первую передачу и стояночный тормоз. Выжав одновременно педали тормоза и сцепления, стартером проверните коленчатый вал двигателя. Еще после долгой зимней парковки закиснуть может также трос «ручника». Поэтому перед зимним сезоном тросик следует обильно обработать смазкой, которая не густеет при отрицательных температурах.

Испорченное масло

Фото: iStock

Известно, что масло в двигателе портится не только из-за активной езды, но также и при многомесячном простое силового агрегата. Срок службы смазочных материалов, как правило, составляет около года, в особенности у недорогих сортов с множеством присадок. Если мотор долгое время не заводили, тяжелые фракции масла могут осесть в картер двигателя.

Запуск же силового агрегата на испорченном масле грозит выходом первого из строя. В любом случае, перед пуском мотора после зимней стоянки автомобиля масло стоит проверить как минимум визуально.

Если техническая жидкость черная, густая и с признаками отслоения присадок (к примеру, светло-коричневые пятна — свидетельствуют о присадках на основе меди), смазочный материал нужно заменить. В любом случае, если вы держали автомобиль без движения полгода и дольше, то масло в двигателе точно нужно обновить, разумеется, вместе с масляным фильтром.

Потеря качества бензина

Фото: Юрий Зубко/ РГ

Топливо, так же, как и моторное масло, имеет срок годности, причем при заливке бензина или солярки в топливный бак срок хранения топлива быстро уменьшается. Главная причина — образование конденсата на внутренних стенках бака при частых перепадах температуры. Понятно, что если бак почти пуст, конденсата скопится больше.

Однако если топливо заливается перед зимовкой автомобиля под завязку, это тоже плохо — бензин и солярка все-равно потеряют свои свойства в результате долгого содержания в топливной системе автомобиля. Поэтому специалисты советуют перед длительной стоянкой машины заполнять топливный бак примерно на треть. Тогда после долгосрочной парковки вы можете просто долить в бак качественное топливо и начать движение. Как вариант — старый бензин или дизтопливо можно удалить и залить свежее горючее.

Что будет, если повернуть ключ в замке зажигания на ходу

Судя по обсуждениям на автомобильных форумах, многих начинающих водителей интересует, что произойдет, если повернуть ключ в замке зажигания на скорости. Как в этой ситуации поведет себя машина, и — главное — что грозит рулевому, решившему найти ответ на свой вопрос опытным путем, выяснил портал «АвтоВзгляд».

Поделиться

Изображение Что будет, если повернуть ключ в замке зажигания на ходу

Вряд ли психически здоровому человеку, не лишенному инстинкта самосохранения, придет в голову баловаться с ключом зажигания автомобиля на полном ходу. Однако это ничуть не умаляет живого интереса, а даже, напротив, его подогревает — как оказалось, многие водители хотели бы узнать, что их ждет, если они отважатся провести подобный эксперимент.

Современные автомобили, наделенные множеством различных систем, достаточно умны, и им под силу защитить замок зажигания, что называется, от дурака. И потому далеко не факт, что у любопытного водителя вообще получится повернуть ключ на ходу. А чтобы узнать, какая судьба уготовлена тем, кому по жизни везет больше, чем другим, достаточно вспомнить о последствиях заглохшего на скорости по тем или иным причинам двигателя.

Что не стоит делать с машиной в мороз

10 ошибок зимней эксплуатации личного автомобиля с средней полосе

Что не стоит делать с машиной в мороз

Читайте также

Во-первых, вместе с мотором отключится усилитель руля. Чем это чревато? Резко снизится маневренность автомобиля, управлять им станет куда сложнее. Для неподготовленного водителя, только-только получившего заветную корочку, это событие может стать роковым. Особенно, если он начнет экспериментировать на оживленной дороге вблизи других машин, людей и сооружений.

Во-вторых, прекращение работы двигателя неизбежно повлечет за собой отключение усилителя тормозов. А значит, у горе-автомобилиста будет в запасе лишь два-три «привычных» нажатия на педаль, после чего она ощутимо «прибавит в весе», и остановить машину станет значительно труднее. Крепкий мужчина с сильными ногами с задачей, быть может, и справится, чего не скажешь о нежной девушке.

Можно ли тормозить ручником на ходу автомобиля

Что будет, если во время движения воспользоваться стояночным тормозом

Фото: globallookpress.com

Читайте также

Подводя итог, следует отметить, что проводить подобные эксперименты — крайне небезопасно для жизни. А шоферу с небольшим водительским стажем, насчитывающим несколько месяцев или того меньше, тем более. Ведь даже опытные рулевые далеко не всегда могут предотвратить аварию в экстренной ситуации, когда внезапно глохнет мотор, а вместе с ним и ряд вспомогательных систем.

Нелишним будет напомнить и о том, как следует поступать, если силовой агрегат отключается на ходу, скажем, из-за какого-либо дефекта. Как правило, заглохший на скорости автомобиль еще некоторое время движется по инерции — важно не упустить возможность съехать с дороги, дабы не оказаться в ловушке посреди дороги. Прижавшись к обочине, включите «аварийку» и попробуйте вновь запустить мотор.

Не заводится? Если визуальный осмотр подкапотного пространства не дал никаких результатов, и причины внезапной остановки так и остались загадкой, вызывайте эвакуатор. Самодеятельность в подобных ситуациях может лишь навредить.

6 вещей, которые всегда должны быть в салоне автомобиля

Что следует обязательно положить в бардачок

Фото www.wachterinsurance.com

Читайте также

Подпишитесь на канал «Автовзгляд»

Что произойдет, если повернуть ключ зажигания при работающем двигателе

Что произойдет, если повернуть ключ зажигания при работающем двигателе

Человеческое любопытство неискоренимо. Нас постоянно тянет на необычные эксперименты и опасные опыты. Вот, скажите пожалуйста, зачем поворачивать ключ зажигания при работающем двигателе? Но нет, этот идея возникает в голове практически у любого водителя, о чем свидетельствуют множество одноименных тем на автомобильных форумах. Данная статья призвана покончить с ментальными мучениями любознательных автомобилистов, поэтому читаем дальше. Многим не хватает смелости воплотить в жизнь, мучающую их задумку. Мало кто из нас на деле поворачивал ключ в зажигании при работающем двигателе.
А если машина в это время находится в движении, то подобное действие нам, вообще, кажется опасным для жизни. Но полностью забыть о сомнительной затее мешает природная любознательность и тяга к опасностям. Если же мы все-таки наберемся смелости и решим повернуть ключ вторично при работающем двигателе, то в большинстве случаев у нас ничего не получится. Ключ просто не повернется. Дело в том, что современные автомобили имеют защиту от подобных действий. Замок зажигания блокируется при работающем моторе, что защищает его от сомнительных посягательств со стороны водителя. Но из этого правила существуют и исключения. Многие модели экономкласса лишены блокираторов замка зажигания, и повернуть ключ при работающем двигателе на таких автомобилях вполне возможно. Что же произойдет в этом случае? Существует вероятность того, что двигатель просто заглохнет. А это чревато серьезными последствиями, особенно если автомобиль находится в движении на оживленной трассе. Добавьте к этому неопытность водителя, и мы получим идеальные условия для ДТП. При заглохшем двигателе сразу же отключается усилитель руля. Автомобилем становится очень тяжело управлять. Такое положение дел особенно опасно для тех водителей, кто никогда не сталкивался с обычной механической системой рулевого управления без каких-либо усилителей. Они просто могут растеряться, что очень нежелательно на дороге с интенсивным движением. Вместе с рулевым управлением отключается и усилитель тормоза. На педаль становится очень тяжело нажимать, а машина оказывается практически без тормозов. И если с «тяжелым» рулем у неопытного водителя еще как-то получается совладать, то отсутствие тормозов может вызвать нешуточную панику. Особенно это касается представительниц прекрасного пола. Поэтому экспериментировать с замком зажигания и другими возможностями вашего авто на ходу не следует. В крайнем случае можете «испытать» свой автомобиль, когда он стоит на месте с активированным ручным тормозом. Водителям же с малым стажем следует, вообще, воздерживаться от подобных экспериментов. Что же делать, если мотор заглох на ходу, и отключились основные системы управления автомобилем? Во-первых, сразу же включайте аварийку. Во-вторых, аккуратно направьте машину к обочине, если позволяет дорожная обстановка и инерционная скорость вашего транспортного средства. В-третьих, постарайтесь остановиться. Делайте это очень аккуратно. При необходимости воспользуйтесь стояночным тормозом. Главное, не паникуйте. Для этого нужно быть морально готовым к критическим ситуациям на дороге. Чаще практикуйтесь в управлении машиной в неординарных обстоятельствах. Для этого воспользуйтесь услугами опытного инструктора. После остановки попробуйте запустить заглохший двигатель вновь. Если мотор упорно не желает заводиться, проведите визуальный осмотр двигателя и всего пространства под капотом. При необходимости воспользуйтесь услугами эвакуатора. Надеюсь, статья хоть немного удовлетворила ваше любопытство. Теперь вы понимаете, что ничего хорошего не произойдет, если повернуть ключ зажигания при работающем двигателе. Мало того, подобный эксперимент может закончиться серьезным ДТП. А что же делать людям упрямым, любящим все проверять на собственном опыте? Они могут попробовать повернуть ключ зажигания вторично при запущенном моторе, но делать это следует только тогда, когда автомобиль стоит на месте.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *