Повышенная и пониженная передача что это
Перейти к содержимому

Повышенная и пониженная передача что это

  • автор:

Что такое пониженная передача и как ей правильно пользоваться

Многие автовладельцы знают, что в автомобилях есть пониженная передача или пониженная передача, как называют ее в простонародье. Такой режим работы коробки передач присутствует исключительно на внедорожниках, автомобилях, которые часто ездят по проблемным дорогам и преодолевают различные препятствия. Снисходительность что это такое и как правильно ею пользоваться? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в этой статье.

  1. Что такое пониженная передача
  2. Пониженная и высшая передача: что это такое
  3. Когда необходимо понижение передачи
  4. Зачем нужна понижающая передача
  5. Зачем нужна пониженная передача на внедорожниках
  6. Особенности использования пониженной передачи
  7. Как переключиться на пониженную передачу
  8. Как переключиться на пониженную передачу

Что такое пониженная передача

Ездить приходится в самых разных условиях, но не везде может проехать переднеприводный седан. Часто в сельской местности и в лесу требуется сильная тяга. Для таких условий были придуманы вездеходы, машины с повышенной проходимостью за счет более мощного двигателя, большего дорожного просвета и наличия полного привода. А вот для преодоления крутых препятствий требуется больше тяги, которую, как ни странно, создает понижающая передача. Это дополнительный режим раздаточной коробки, предназначенный для повышения проходимости за счет снижения скорости и увеличения крутящего момента.

Пониженная и повышенная передача: что это

Понижающая передача — это дополнительный набор передач в раздаточной коробке, который позволяет двигателю работать с меньшей нагрузкой за счет рычажного действия, обеспечивая высокую проходимость. Дело в том, что даже на первой передаче минимальная скорость очень быстрая. В местах с рыхлым песком автомобиль буквально закапывается. Чтобы преодолеть препятствие, необходимо переключиться на пониженную передачу. Для этого на машине была придумана пониженная передача. Зачем нужна пониженная передача на внедорожниках? Чтобы не застрять на дорогах с:

Еду по этим дорогам. Вы не можете поступить неправильно. Слишком высокие обороты двигателя приведут к заносу и заглублению. Это необходимо, чтобы повышенный крутящий момент передавался на колеса при пониженной скорости. Понижающая передача решает все эти проблемы.

Когда требуется понижающая передача

Отвечая на вопрос, что такое понижение в автомобиле, нужно понимать, когда его необходимо использовать. Это специальный режим трансмиссии, при котором автомобиль безопасно движется вперед, не застревая в грязи, снегу и песке. Его следует включать при необходимости преодоления ранее описанных препятствий. При наличии в раздаточной коробке рычаг раздаточной коробки должен быть максимально опущен для активации режима. Также может понадобиться при преодолении каменистых дорог, при движении по крутой горке, при буксировке по бездорожью и в других местах, где автомобиль в обычном режиме передачи на первой скорости закапывается и не может проехать.

Чтобы понять, зачем нужна понижающая передача, достаточно вспомнить, что для преодоления очередных неровностей необходимо увеличивать количество оборотов двигателя. Это то, что делает водитель, нажимая на педаль газа.

Но если сцепление с дорогой плохое, т.е под колесами песок, то начинают закапываться, так как не могут сцепиться. На пониженной передаче колеса вращаются медленнее, а двигатель менее нагружен. За счет увеличения рычага требуется меньше усилий для преодоления препятствия. Понижающая передача — это практичный режим, предохраняющий двигатель от перегрузки.

Зачем нужна пониженная передача

Повышение и понижение передачи — это специальные режимы передач. Узел имеет дополнительную шестерню, которая увеличивает передаточное число, снижает скорость и увеличивает крутящий момент. При добавлении этих передач скорость машины снижается, но увеличивается пропускная способность. Благодаря ему вы сможете преодолевать сверхтяжелые препятствия. В машинах с этим режимом редуктор имеет большую сложность конструкции, но двигатель лучше защищен от перегрузок. Проблема в том, что включаться он будет только вручную, поэтому часто водитель забывает и заставляет двигатель работать на износ.

Для чего нужна пониженная передача на внедорожниках

Чтобы понять, что такое пониженная передача, достаточно разобраться в типах дорожных покрытий. На сухой и твердой дороге с гладким покрытием нет необходимости увеличивать крутящий момент. Двигатель работает на средней или малой мощности. Когда машина стоит на неровностях, резко возрастает расход мощности и двигатель уже не выдерживает нагрузки. Здесь поможет понижение. Именно благодаря дополнительным парам передач танк огромной массы движется по череде дорог с полностью отсутствующим покрытием. Тот же принцип применим и к внедорожникам.

Особенности использования пониженной передачи

При переключении на пониженную передачу машина едет заметно медленнее, но при этом имеет дополнительную тягу. Это связано с двумя причинами:

  • в первом блесна еще дает колеса достаточно быстро, и они из-за этого закапываются в рыхлый песок;
  • увеличивается мощность двигателя при движении по рыхлому песку, увеличивается нагрузка на него и износ деталей.

Пониженная передача защищает двигатель от износа, передавая больший крутящий момент на колеса. Автомобиль медленно, но легко преодолевает сложные участки.

Как включить пониженную передачу

Каждый полноприводный внедорожник оснащен пониженной передачей, но не все водители ею пользуются. Механизм включения на разных автомобилях разный и зависит от типа коробки передач. Функции понижения передачи в автомобилях с коробкой передач выполняет сама коробка, и активируется она в соответствии с моделью устройства:

  • рычаг коробки передач в положении D3 – коробка не будет переключаться выше третьей передачи;
  • D2 или S – для движения в сложных условиях включаются только первая и вторая передачи;
  • D1 — включается только первая передача.
Как переключаться на пониженную передачу

На импортных автомобилях режим пониженной передачи может обозначаться словом «Low» или буквой «L». В отечественных автомобилях две буквы «ПП». В современных машинах используются кнопки управления и селекторы. Активировать режим необходимо непосредственно перед выездом на сложный участок дороги. Выйдя из квартиры, обязательно выключите его, так как увеличение скорости на пониженной передаче приводит к ускоренному износу коробки передач и ДВС.

Больше интересных статей здесь: Советы.

  • Выбираем и меняем ремень ГРМ на ВАЗ 2109 своими руками за 30 минут
  • Как снять нежилые помещения в аренду в Орле

Зачем нужна пониженная передача в автомобиле

Как известно, основным назначением трансмиссии является передача крутящего момента от двигателя на ведущие колеса. При этом трансмиссия не только передает, но и преобразовывает крутящий момент. Большинство водителей знают, что ступенчатая коробка передач имеет низшие и высшие передачи. Условно, 1,2 и 3 можно считать пониженной, 4 принято считать прямой передачей, тогда как 5 и 6 повышенной.

Сразу отметим, что применительно к внедорожникам, грузовикам и различным видам техники такого условного деления недостаточно. Дело в том, что КПП на подобных машинах имеют не только «низшие» и «высшие» передачи, но и так называемые понижающие передачи. Далее мы рассмотрим, зачем нужна понижающая передача, что это такое и как работает, а также как пользоваться пониженной передачей.

Для чего нужна пониженная передача

пониженная передача

Итак, остановимся на примере внедорожника. В данном случае понижающая передача позволяет значительно повысить проходимость машины. Простыми словами, наличие понижающей передачи позволяет такому автомобилю проехать там, где машины с обычной КПП не имеют возможности преодолеть препятствие и продолжить движение.

Если просто, пониженная передача в трансмиссии позволяет вращать колеса с меньшим количеством оборотов, при этом двигатель работает в диапазоне стандартных оборотов. Такая возможность появляется благодаря тому, что в трансмиссиях подобных авто используется раздаточная коробка (раздатка). В раздатке крутящий момент распределяется по осям ведущих мостов внедорожного автомобиля.

Чтобы было понятнее, нужно обратить внимание на следующее. Обычно силовой агрегат выдает максимальную мощность при определенном количестве оборотов. Также на определенных оборотах, причем отличных от оборотов максимальной мощности, достигается и максимум крутящего момента, который передается посредством трансмиссии на ведущие колеса.

Так вот, обычно коробки передач выполняются так, чтобы двигатель отдавал максимум момента и мощности достаточно равномерно на различных скоростях. Первая передача позволяет трогаться с места, причем на такой передаче «упор» сделан на максимальный крутящий момент, тогда как на 5-ой автомобиль может двигаться с высокой скоростью на оборотах максимальной мощности.

Для стандартных дорожных условий таких особенностей работы КПП вполне достаточно, однако если необходимо преодолевать препятствия, возникают сложности. Дело в том, что, например, при попытке заехать на подъем, причем покрытие скользкое или рыхлое (снег, лед, грязь, песок, размякший грунт), на первой передаче крутящий момент слишком высокий.

Результат — при нажатии на педаль газа машина «зарывается» колесами в снег или грязь, буксует и не может продолжить движение. Если же переключиться на вторую скорость и выше, двигатель попросту заглохнет, так как ему недостаточно оборотов и мощности для преодоления сложного участка.

Получается, в ситуации, когда нужна высокая мощность двигателя (высокие обороты), однако также необходима плавная езда с невысокой скоростью и небольшой частотой вращения колес, обычная КПП бессильна. Именно с учетом данных особенностей внедорожники получают раздаточную коробку с пониженной передачей.

Так вот, активная пониженная передача имеет высокое передаточное отношение. Это позволяет снизить частоту вращения колес и одновременно раскручивать двигатель до оборотов максимальной мощности. В результате машина получает возможность двигаться с низкой скоростью на оборотах максимальной мощности. Такая особенность незаменима на бездорожье, при движении на подъем, на крутых спусках и т.д.

Пониженная передача и особенности использования

пониженная передача

Начнем с того, что пониженная (понижающая) передача может присутствовать как в устройстве механической, так и автоматической коробки. При этом наилучшим вариантом принято считать решение с раздаточной коробкой отдельного типа. К сожалению, обычно отдельную раздатку сегодня ставят на дорогостоящие полноценные внедорожники, так как такая коробка повышает вес и приводит к общему удорожанию авто. Если же отдельной раздатки (с собственным рычагом) нет, тогда пониженную передачу нужно включать отдельной кнопкой.

При этом отсутствие отдельной раздаточной коробки даже на полноценных внедорожных авто является большим минусом. Например, на машинах с подключаемым полным приводом авто имеет возможность движения на пониженной передаче только вперед. В определенных ситуациях это серьезный недостаток.

Также нужно помнить, что пониженная передача на разных авто имеет определенное передаточное число. Чем это число оказывается выше, тем лучше автомобиль «выгребает» на плохом покрытии под нагрузкой.

Еще следует учитывать, что наличие пониженной передачи накладывает на водителя определенные обязательства. Другим словами, нужно уметь пользоваться данным решением, так как некоторые необдуманные действия и грубые ошибки могут вывести КПП из строя. Давайте рассмотрим, если в авто есть пониженная передача, как пользоваться такой передачей правильно.

Прежде всего, включение пониженной передачи нужно осуществлять только тогда, когда автомобиль не движется. Например, на МКПП машину сначала нужно зафиксировать педалью тормоза, затем выжать сцепление и передвинуть рычаг раздатки для включения передачи (например, первой пониженной). Современные авто также могут иметь отдельную кнопку электронного включения.

Запрещена езда на понижающей передаче по твердому покрытию. Дело в том, что в этом случае трансмиссия подвергается большим нагрузкам, двигатель также работает под большой нагрузкой и сильнее изнашивается. Получается, по грунтовому покрытию или снегу подниматься или спускаться с невысокой скоростью на пониженной можно, однако просто ездить с включенной понижающей передачей по ровной асфальтированной или грунтовой дороге настоятельно не рекомендуется.

Чтобы эффект от понижающей передачи был наиболее ярко выраженным, нужно трогаться на высоких оборотах, раскручивая двигатель до оборотов максимального крутящего момента/мощности. Параллельно на авто с МКПП нужно уметь работать педалью сцепления, чтобы не сжечь само сцепление. Даже с учетом того, что нагрузки на сцепление после включения «понижайки» заметно снижаются по сравнению с обычной первой или второй передачей, сцепление все равно можно «подпалить» или даже вывести из строя.

Это возможно, если водитель слишком активно нажимает на педаль газа и держит ДВС в диапазоне оборотов максимальной мощности одновременной с интенсивной работой педалью сцепления.

Что в итоге

пониженная передача

Как видно, пониженная передача в автомобиле, которая позиционируется в качестве внедорожника, является необходимостью. При этом от передаточного отношения будет зависеть и эффективность работы самой понижающей передачи.

Напоследок отметим, что также водитель должен уметь правильно пользоваться понижающей передачей, так как ошибки могут привести к поломкам как самой трансмиссии, так и в отдельных случаях самого двигателя автомобиля.

Пониженная передача: что это такое, как работает и когда пригодится

Внедорожники — это супергерои в мире автомобилей. Они наделены качествами, недоступными другой технике. Огромные колеса и большой дорожный просвет в связке с полным приводом позволяют пробираться через лесные тропы и снежную целину. Когда и этого недостаточно, в дело вступает пониженная передача.

Рычаг КПП и раздаточной коробки

Из статьи вы узнаете, зачем и без того проходимым машинам нужна пониженная, как она технически реализована и зачем ее понижают еще сильнее.

Как устроена пониженная передача

Коленчатый вал вращается с огромной скоростью. Чтобы передать это вращение на мосты, инженеры придумали трансмиссию. При трогании с места и наборе скорости колеса крутятся значительно медленнее, чем коленчатый вал. Такие передачи в КПП называются понижающими. На высших передачах частота вращения колес равна (прямая передача) или больше частоты оборотов коленвала (повышенная). Как правило, это передачи от четвертой и выше.

Пониженная и повышенная передачи

Но на бездорожье бывает, что и самой низкой передачи недостаточно. Когда при нажатии на педаль газа машина буксует и зарывается в грязь, или тяги не хватает, чтобы провернуть колеса, которые сохранили сцепление, на помощь приходит пониженная. Включая ее, мы увеличиваем усилие, сообщаемое колесам, но снижаем скорость их вращения.

Схема полного привода Part-Time

Понижайка есть на внедорожниках с part-time и full-time полным приводом, оснащенных раздаточной коробкой.

Как это реализовано технически

Вращение с коробки передач на раздатку поступает через ведущий вал. Этот вал после преобразования вращения передает его на мосты. Принцип тот же, что и в коробке передач — изменение передаточного числа, то есть соотношения количества зубьев на шестернях.

На фото раздаточная коробка, карданные валы и промежуточный вал, соединяющий механическую КПП с раздаткой на «Ниве»

Маленькая шестерня передает вращение на большую. На ведущей шестерне, которая передает вращение с КПП, зубьев меньше, чем на ведомой, которая вращает мосты. Следовательно, пока малая шестерня делает один оборот, большая успевает сделать немного больше. Например, на старом Патриоте передаточное число понижайки составляет 1,95.

Шестерни понижения в раздаточную коробку

То же самое простым языком

Для лучшего понимания вспомним, как устроен велосипед. Вращая педали, мы крутим большую звездочку, соединенную через цепь с маленькой звездой заднего колеса. За один оборот передней звезды задняя делает несколько. То есть передача повышенная.

Это удобно при движении по равнине. Но на подъемах мы выбираем заднюю звезду с большим количеством зубьев. Разница между передней и задней звездой уменьшается. Скорость при этом падает, но педали крутятся намного легче. То же самое происходит в коробке передач с помощью шестерен.

Понижающая и повышающая передача

Допустим, коленвал совершает 1000 оборотов в минуту. К примеру, на первой передаче понижение составляет 3,6, тогда на выходе с КПП обороты падают до 278. При включении пониженной обороты на раздатке снижаются примерно в два раза, до 137. Последнее преобразование происходит на мостах, где вращение замедляется еще в четыре раза. Эта величина постоянна и не зависит от раздатки и коробки передач.

Мотор работает с той же частотой, но усилие, передаваемое на колеса, сильно возрастает. Автомобиль при этом едет очень медленно, но с хорошей тягой.

Хотя можно ехать и не очень медленно. Если включать высшие передачи КПП, а раздатку оставить на пониженной, машина всё же наберет скорость. Ее величину можно вычислить, перемножив коэффициенты понижения передачи в КПП, раздатке и в мостах.

Как включать пониженную передачу

В случае с механическим переключением в салон выведен дополнительный рычаг. Он находится рядом с рычагом КПП.

Рычаг слева отвечает за блокировку межосевого дифференциала, а справа за включение пониженной передачи на «Ниве»

На более современных автомобилях, таких как Jeep, инженеры придумали сервопривод. Для включения понижайки водитель нажимает кнопку, а на внедорожниках Toyota на панели находится поворотный переключатель, с тремя положениями L-N-H.

Пониженная передача на Toyota Land Cruiser Prado 120

Независимо от реализации, понижайка включается только в режиме полного привода, когда машина стоит на месте, а на основной КПП включена нейтраль.

Когда нужна пониженная передача

На бездорожье случаются ситуации, когда в обычном режиме не получается даже тронуться с места. Но стоит включить пониженную — машина плавно ползет по крутому сыпучему склону или выбирается из снежной целины.

Тюнингованный Jeep на бездорожье

Понижайка помогает не только в грязи и на подъемах. На крутых спусках опытные водители часто тормозят двигателем. Однако в обычном режиме даже на первой передаче машина разгоняется достаточно быстро.

Включаем пониженную — и автомобиль плавно скатывается вниз, даже если водитель зевнет и вовремя не доработает тормозами.

Буксировка — это всегда испытание трансмиссии и двигателя на прочность. Особенно когда вытащить нужно не картонную легковушку, застрявшую на газоне, а двухтонный джип из болота. В этой ситуации понижайка снизит нагрузку на узлы буксирующего авто. Водитель сможет плавно трогаться и добавлять оборотов без риска порвать трос и повредить конструкцию кузова или рамы.

Буксировка внедорожника

Дополнительное понижение раздатки

В погоне за улучшением проходимости владельцы ставят на внедорожники большие колеса. На крутых подъемах, сыпучих или мягких грунтах крутящего момента не хватает.

На штатных раздатках большинства автомобилей коэффициент понижения находится в пределах 1,9-2,7. В продаже есть наборы шестерен для понижения раздатки за счет изменения передаточных чисел. Новый коэффициент понижения подбирают с учетом изменившегося размера колес.

Шестерни понижения в раздатку ВАЗ Нива увеличивают крутящий момент на колесах, без увеличения мощности двигателя.

В результате такого тюнинга момент на осях увеличивается без вмешательства в конструкцию мотора. Машина легче трогается с места, снижается нагрузка на трансмиссию. Вместе с тем, автомобиль едет еще медленнее при тех же оборотах, а расход возрастает. Зато теперь машина проедет там, где не каждый пройдет на своих двоих.

Коротко

Пониженная передача нужна, если вы собираетесь ездить по настоящему бездорожью: с грязью, крутыми подъемами и спусками. Она также пригодится во время буксировки, например, тяжелой лодки — вы защитите мотор и трансмиссию от перегрузки.

Понижение происходит в раздаточной коробке. Без этого агрегата ни о какой понижайке речи быть не может. Принцип работы такой же, как на велосипеде — разница в количестве зубьев на звездочках. Только в случае с автомобилем применяются шестерни, которые находятся на валах в раздатке.

Степень понижения можно увеличить. Для этого в раздатку устанавливают комплект шестерен с другими передаточными числами. Автомобиль на пониженной едет еще медленнее, а тяга увеличивается.

Повышенная и пониженная передача

Для начала вспомним, что передачи у механической либо автоматической трансмиссии автомобиля предназначены для регулировки скорости передачи крутящего момента от двигателя к ведущим колесам. Следовательно, передачи у трансмиссий разделяются на прямые, повышающие крутящий момент и понижающие его. Однако понижающая передача в ее специфическом понимании представляет собой передачу, которая у внедорожников находится в так называемой раздаточной коробке – дополнительной трансмиссии, распределяющей крутящий момент между обеими ведущими осями. Пониженная передача в раздаточной коробке позволяет автомобилю передвигаться с небольшой скоростью при высоких оборотах, и, соответственно, мощности, двигателя. По сути, она увеличивает передаточное отношение вторичного вала трансмиссии к числу оборотов на мосту на единицу – то есть, увеличивает крутящий момент на колесах. Понижающая передача, как правило, используется при преодолении автомобилями препятствий – бездорожья, гололеда, брода. Распространена как на механической, так и на автоматической коробках передач. Важно правильно включать пониженную передачу. Для того чтобы ее активировать, необходимо остановить автомобиль, перевести рычаг основной коробки передач в нейтральное положение, а рычаг раздаточной коробки – в положение «пониженная передача» и выжать сцепление. В трансмиссиях, где раздаточная коробка отсутствует в своем классическом понимании, пониженная передача включается специальным рычажком, размещенном на обычной коробке передач. Езда в обычном режиме на пониженной передаче запрещается – так вы можете перегрузить как трансмиссию, так и двигатель, что в итоге приведет к выходу из строя обоих агрегатов.
и это ещё коротко. в инете сам всё можешь найти

Остальные ответы
Наверное всё-таки «повышающая»?
Повышающая предназначена для экономии.
Эндрю КристоферУченик (221) 3 года назад
Это же, глупо! Для чего то ещё служит
Пониженная для тяжёлых дорожных условий.
Есть пониженная и есть прямая. Повышенная наверное только у спортивных авто
Эндрю КристоферУченик (221) 3 года назад
Лада нива спортивный авто?
Илья ВолкМастер (1162) 2 года назад
так же КАМАЗ да да

на кпп все передачи от 1 ой, до прямой- (когда вращение двигателя передается на колеса без передаточного числа на прямую, с такой же скоростью,) являются пониженными. Выше прямой, с повышенным передаточным числом являются повышенными Как правило это 5я, 6я, где передаточное число ни 1:1,а к примеру 1:1.25 и выше. Но есть еще передача пониженного ряда, только для авто с раздаткой. Раздаточная коробка Сама имеет как правило 2 режима прямой (когда выше перечисленные передачи просто передают вращение на 2ой подключаемый мост) и пониженный К примеру на раздатку пришло 1,а она отдает только 0.25 И теперь когда включен пониженный ряд, все выше перечисленные скорости или передаточные числа уменьшаться в 4 раза .Но при этом уменьшается и нагрузка на двигатель в 4 раза естественно и скорость.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *