С какой периодичностью проводятся командно штабные учения
Перейти к содержимому

С какой периодичностью проводятся командно штабные учения

  • автор:

Командно-штабные учения (КШУ)

Командно-штабные учения (КШУ) – это основная форма совместной подготовки органов управления и сил к выполнению функциональных обязанностей по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, организации и проведению мероприятий гражданской обороны при угрозе нападения и в военное время.

Сущность командно-штабных учений заключается в отработке на местности или на плане объекта органами управления их функциональных обязанностей по управлению силами, взаимодействия и действий по защите персонала объекта от чрезвычайных ситуаций и их ликвидации, а также от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Основными целями проведения командно-штабных учений являются:

  • совершенствование практических навыков органов управления и сил в решении задач по предназначению;
  • достижения согласованности в работе органов управления;
  • проверка реальности планирующих документов;
  • проверки эффективности выполненных и намеченных к выполнению мероприятий по гражданской обороне и защиты персонала и населения от чрезвычайных ситуаций;
  • исследование различных аспектов проблемы защиты населения и территорий.

Командно-штабные учения проводятся в соответствии с годовыми планами подготовки как самостоятельные мероприятия, а также могут проводиться в составе командно-штабных и комплексных учений, проводимых вышестоящими органами руководства и управления.

По своему назначению и целям учения подразделяются на:

  • плановые;
  • проверочные;
  • показные;
  • исследовательские.

Командно-штабные учения продолжительностью до 3 суток проводятся в федеральных органах исполнительной власти и в органах исполнительной власти субъектов РФ 1 раз в 2 года, в органах местного самоуправления — 1 раз в 3 года. Командно-штабные учения в организациях проводятся 1 раз в год продолжительностью до 1 суток.

К проведению командно-штабных учениях в федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов РФ и органах местного самоуправления могут в установленном порядке привлекаться оперативные группы военных округов, гарнизонов, соединений и воинских частей Вооруженных сил Российской Федерации, внутренних войск МВД РФ и органов внутренних дел РФ, а также по согласованию с органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления — силы и средства единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

Источник: Гражданская защита: Энциклопедия в 4 томах. Том II (К–О); под общей редакцией С.К. Шойгу; МЧС России. – М.: ЗАО ФИД «Деловой экспресс», 2007.

С какой периодичностью проводятся командно штабные учения

от 4 сентября 2003 г. N 547

О ПОДГОТОВКЕ НАСЕЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ

ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО

И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА

Список изменяющих документов

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 01.02.2005 N 49,

от 15.06.2009 N 481, от 08.09.2010 N 702, от 09.04.2015 N 332,

от 10.09.2016 N 904, от 29.11.2018 N 1439, от 28.12.2019 N 1934)

1. Настоящее Положение определяет группы населения, проходящие обязательную подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее именуются — чрезвычайные ситуации), а также основные задачи и формы подготовки населения к действиям в чрезвычайных ситуациях.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 28.12.2019 N 1934)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций проходят:

а) лица, занятые в сфере производства и обслуживания, не включенные в состав органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее именуются — работающее население);

б) лица, не занятые в сфере производства и обслуживания (далее именуются — неработающее население);

в) лица, обучающиеся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам (кроме образовательных программ дошкольного образования), образовательным программам среднего профессионального образования и образовательным программам высшего образования (кроме программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программ ординатуры, программ ассистентуры-стажировки) (далее именуются — обучающиеся);

(пп. «в» в ред. Постановления Правительства РФ от 09.04.2015 N 332)

(см. текст в предыдущей редакции)

г) руководители органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций;

д) работники федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, специально уполномоченные решать задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и включенные в состав органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее именуются — уполномоченные работники);

(в ред. Постановления Правительства РФ от 28.12.2019 N 1934)

(см. текст в предыдущей редакции)

е) председатели комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах (далее именуются — председатели комиссий).

(пп. «е» в ред. Постановления Правительства РФ от 28.12.2019 N 1934)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Основными задачами при подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций являются:

а) обучение населения правилам поведения, основным способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях, приемам оказания первой помощи пострадавшим, правилам пользования средствами индивидуальной и коллективной защиты;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 28.12.2019 N 1934)

(см. текст в предыдущей редакции)

б) выработка у руководителей органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций навыков управления силами и средствами, входящими в состав единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

в) совершенствование практических навыков руководителей органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, а также председателей комиссий в организации и проведении мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 28.12.2019 N 1934)

(см. текст в предыдущей редакции)

г) практическое усвоение уполномоченными работниками в ходе учений и тренировок порядка действий при различных режимах функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.

4. Подготовка в области защиты от чрезвычайных ситуаций предусматривает:

а) для работающего населения — проведение занятий по месту работы согласно рекомендуемым программам и самостоятельное изучение порядка действий в чрезвычайных ситуациях с последующим закреплением полученных знаний и навыков на учениях и тренировках;

б) для неработающего населения — проведение бесед, лекций, просмотр учебных фильмов, привлечение на учения и тренировки по месту жительства, а также самостоятельное изучение пособий, памяток, листовок и буклетов, прослушивание радиопередач и просмотр телепрограмм по вопросам защиты от чрезвычайных ситуаций;

в) для обучающихся — проведение занятий в учебное время по соответствующим программам предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» и дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»;

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 09.04.2015 N 332, от 28.12.2019 N 1934)

(см. текст в предыдущей редакции)

г) для руководителей органов государственной власти — получение дополнительного профессионального образования по программам повышения квалификации в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», проведение самостоятельной работы с нормативными документами по вопросам организации и осуществления мероприятий по защите от чрезвычайных ситуаций, участие в ежегодных сборах, учениях и тренировках, проводимых по планам Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 09.04.2015 N 332)

(см. текст в предыдущей редакции)

д) для председателей комиссий, руководителей органов местного самоуправления и организаций, а также уполномоченных работников — получение дополнительного профессионального образования или курсового обучения в области защиты от чрезвычайных ситуаций не реже одного раза в 5 лет, проведение самостоятельной работы, а также участие в сборах, учениях и тренировках.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 09.04.2015 N 332, от 28.12.2019 N 1934)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Для лиц, впервые назначенных на должность, связанную с выполнением обязанностей в области защиты от чрезвычайных ситуаций, курсовое обучение в области защиты от чрезвычайных ситуаций или получение дополнительного профессионального образования в области защиты от чрезвычайных ситуаций в течение первого года работы является обязательным.

(п. 5 в ред. Постановления Правительства РФ от 09.04.2015 N 332)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации или курсовое обучение в области защиты от чрезвычайных ситуаций проходят:

(в ред. Постановления Правительства РФ от 09.04.2015 N 332)

(см. текст в предыдущей редакции)

а) председатели комиссий федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций и субъектов Российской Федерации — в Академии гражданской защиты Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

(пп. «а» в ред. Постановления Правительства РФ от 28.12.2019 N 1934)

(см. текст в предыдущей редакции)

б) руководители и председатели комиссий муниципальных образований и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, — в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации;

(пп. «б» в ред. Постановления Правительства РФ от 28.12.2019 N 1934)

(см. текст в предыдущей редакции)

в) уполномоченные работники — в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в области защиты от чрезвычайных ситуаций, находящихся в ведении Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, других федеральных органов исполнительной власти, в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в области защиты от чрезвычайных ситуаций, в том числе в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации, а также на курсах гражданской обороны муниципальных образований и в других организациях.

Получение дополнительного профессионального образования по программам повышения квалификации педагогическими работниками — преподавателями дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» и предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» по вопросам защиты в чрезвычайных ситуациях осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в области защиты от чрезвычайных ситуаций, находящихся в ведении Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, Министерства просвещения Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в области защиты от чрезвычайных ситуаций, в том числе в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 09.04.2015 N 332, от 29.11.2018 N 1439, от 28.12.2019 N 1934)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Совершенствование знаний, умений и навыков населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций осуществляется в ходе проведения командно-штабных, тактико-специальных и комплексных учений и тренировок.

8. Командно-штабные учения продолжительностью до 3 суток проводятся в федеральных органах исполнительной власти и в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации 1 раз в 2 года, в органах местного самоуправления — 1 раз в 3 года. Командно-штабные учения или штабные тренировки в организациях проводятся 1 раз в год продолжительностью до 1 суток.

К проведению командно-штабных учений в федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления могут в установленном порядке привлекаться оперативные группы военных округов, гарнизонов, соединений и воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации и органов внутренних дел Российской Федерации, а также по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления — силы и средства единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 10.09.2016 N 904)

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Тактико-специальные учения продолжительностью до 8 часов проводятся с участием аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований (далее именуются — формирования) организаций 1 раз в 3 года, а с участием формирований постоянной готовности — 1 раз в год.

10. Комплексные учения продолжительностью до 2 суток проводятся 1 раз в 3 года в муниципальных образованиях и организациях, имеющих опасные производственные объекты, а также в лечебно-профилактических учреждениях, имеющих более 600 коек. В других организациях 1 раз в 3 года проводятся тренировки продолжительностью до 8 часов.

11. Тренировки в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, проводятся ежегодно.

(п. 11 в ред. Постановления Правительства РФ от 09.04.2015 N 332)

(см. текст в предыдущей редакции)

12. Лица, привлекаемые на учения и тренировки в области защиты от чрезвычайных ситуаций, должны быть проинформированы о возможном риске при их проведении.

13. Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий:

а) осуществляет координацию, методическое руководство и контроль за подготовкой населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций;

б) определяет перечень уполномоченных работников, проходящих обучение по дополнительным профессиональным программам или программам курсового обучения в области защиты от чрезвычайных ситуаций в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в области защиты от чрезвычайных ситуаций, находящихся в ведении Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, других федеральных органов исполнительной власти, в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в области защиты от чрезвычайных ситуаций, в том числе в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации, а также на курсах гражданской обороны муниципальных образований и в других организациях;

(пп. «б» в ред. Постановления Правительства РФ от 09.04.2015 N 332)

(см. текст в предыдущей редакции)

в) разрабатывает и утверждает примерные дополнительные профессиональные программы и примерные программы курсового обучения в области защиты от чрезвычайных ситуаций для обучения лиц, указанных в подпунктах «а», «г», «д» и «е» пункта 2 настоящего Положения;

(пп. «в» в ред. Постановления Правительства РФ от 09.04.2015 N 332)

(см. текст в предыдущей редакции)

г) утратил силу. — Постановление Правительства РФ от 09.04.2015 N 332.

(см. текст в предыдущей редакции)

14. Финансирование подготовки руководителей, председателей комиссий и уполномоченных работников федеральных органов исполнительной власти, председателей комиссий субъектов Российской Федерации, а также финансирование организации и проведения федеральными органами исполнительной власти учений и тренировок в области защиты от чрезвычайных ситуаций осуществляется в пределах средств, выделяемых на эти цели из федерального бюджета.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 28.12.2019 N 1934)

(см. текст в предыдущей редакции)

Финансирование содержания учебно-методических центров по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации, подготовки уполномоченных работников территориальных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также проведения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации учений и тренировок осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Финансирование подготовки председателей комиссий муниципальных образований, уполномоченных работников соответствующего звена территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, содержания курсов гражданской обороны муниципальных образований, подготовки неработающего населения, а также проведения органами местного самоуправления учений и тренировок осуществляется за счет средств местных бюджетов.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 28.12.2019 N 1934)

(см. текст в предыдущей редакции)

Финансирование подготовки работающего населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, подготовки и аттестации формирований, а также проведения организациями учений и тренировок осуществляется за счет организаций.

Общие положения по организации и проведению учений и тренировок

Учения являются высшей и наиболее эффективной формой подготовки объекта экономики в целом, его органов управления, руководящего состава, формирований ГО, рабочих и служащих к действиям в ЧС мирного и военного времени.

Эти учения дают возможность практически отработать весь комплекс мероприятий РСЧС и ГО с учетом специфики производства, особенностей территориального размещения и других факторов, присущих данному объекту.

Учения и тренировки (далее – учения) организуются на основании требований Организационных указаний по подготовке населения Российской Федерации в области защиты от чрезвычайных ситуаций, наставлений и других руководящих документов.

В настоящее время комплексные учения проводятся продолжительностью 2-3 суток с периодичностью один раз в три года:

  • в органах местного самоуправления;
  • на всех категорированных объектах;
  • на некатегорированных объектах с численностью 300 и более рабочих и служащих;
  • в лечебно-профилактических учреждениях емкостью 600 и более коек;
  • на некатегорированных объектах, производящих или использующих в технологическом процессе пожаро-взрывоопасные и аварийно-химические опасные вещества.

На остальных объектах проводятся один раз в три года объектовые тренировки продолжительностью не менее 8 часов. Они готовятся и проводятся аналогично комплексным учениям.

Учения проводятся в целях:

  • привития и совершенствования практических навыков руководящему составу и специалистам комиссий по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности (далее – КЧС) и структурным подразделениям объекта, уполномоченным на решение задач в области ГО в осуществлении мероприятий по решению стоящих перед ними задач в условиях ЧС;
  • определения, а также уточнения ранее установленных обязанностей и функций должностных лиц объекта на период ЧС;
  • отработки взаимодействия с городскими, отраслевыми, и другими органами управления, а также соседними объектами в решении совместных задач в ЧС;
  • анализа и оценки подготовленности объекта к функционированию в ЧС; определения состояния и возможностей структурных подразделений объекта к выполнению возложенных на них функций в условиях возможной в ЧС обстановки;
  • проверки полноты и реальности планов действий в ЧС (планов ГО и планов предупреждений и действий в чрезвычайных ситуациях);
  • проверки эффективности выполненных и намеченных к выполнению мероприятий по повышению устойчивости объекта к функционированию в ЧС;
  • подготовки предложений по дальнейшему повышению безопасности и готовности производства к функционированию в ЧС;
  • исследования различных аспектов проблем безопасности производства;
  • защиты персонала и подготовки объекта к функционированию в ЧС.

Сущность учений заключается в действиях его участников по выполнению мероприятий, предусмотренных планом действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций объекта экономики.

Назначение учений заключается в подготовке их участников к выполнению возлагаемых на них задач в условиях ЧС, а также в проверке эффективности и полноты разрабатываемых и осуществляемых мероприятий по предотвращению ЧС, защите персонала, повышению устойчивости функционирования объекта в ЧС.

Район, в котором проводится учение, включает территорию объекта с находящимися на ней зданиями, сооружениями, коммунально-энергетическими сетями, средствами связи и оповещения, автоматическими системами управления производством, пунктом управления, защитными сооружениями. Отдельные вопросы учения могут отрабатываться на прилегающей к объекту территории, а также на имеющихся у него или расположенных за его пределами натуральных участках, полигонах, учебных городках.

Заблаговременная и тщательная организация и подготовка учения призваны обеспечить высокую готовность руководства и посреднического аппарата, всех участников к качественному выполнению своих задач и обязанностей, разработку соответствующих документов на его проведение, а также создание надлежащей учебно-материальной базы для методически грамотной отработки учебных вопросов и в целом повышение готовности объекта к решению задач РСЧС и ГО.

От своевременности и качества выполнения подготовительных мероприятий в решающей степени зависят поучительность и достижение целей учения.

Содержание и объем организационных мероприятий по учению, последовательность и сроки их выполнения определяет руководитель учения. Он несет личную ответственность за подготовку учения.

  • Организация и проведение учений
  • Действия должностных лиц при угрозе возникновения ЧС
  • Прогнозирование и оценка обстановки
  • Примерные программы обучения должностных лиц и работников в области безопасности жизнедеятельности.

Приложение N 1. Рекомендации по периодичности проведения комплексных, командно-штабных, тактико-специальных учений и тренировок

*Комплексные учения могут быть совмещены с учениями вышестоящих организаций.

Командно-штабные учения (КШУ):

— в федеральных органах исполнительной власти

— в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации

— в органах местного самоуправления

Тактико-специальные учения (ТСУ):

— в организациях с участием аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований (нештатных аварийно-спасательных формирований)

— в организациях с участием сил постоянной готовности

Штабные тренировки (ШТ):

— Совместные ШТ (с привлечением ОУ и всех структурных подразделений) организации

По плану ГО и планами действий по предупреждению и ликвидации ЧС организаций (объектов)

— Раздельные ШТ (с ОУ или отдельным структурным подразделениям) организации

По плану ГО и планами действий по предупреждению и ликвидации ЧС организаций (объектов)

Объектовые тренировки (ОТ):

Обучение руководителей, должностных лиц и работников организаций

По плану ГО и планами действий по предупреждению и ликвидации ЧС организаций (объектов)

Специальные учения или тренировки по противопожарной защите (СУТ):

Практическая подготовка органов управления и сил, пожарных команд, аварийно-спасательных служб, аварийно — спасательных формирований и работников организаций действиям по предупреждению пожаров, обязанностям и мерам безопасности при возникновении пожара на пожароопасных объектах, в организациях и учебных заведениях проводится на специальных учениях или тренировках по противопожарной защите.

— на пожароопасных объектах

— в учебных заведениях

Вид учебного мероприятия, где и с кем проводятся

Плановые учения и тренировки

Проводятся по завершению цикла подготовки руководителей организаций, органов управления и сил по специальной подготовке с целью их слаживания, совершенствования взаимодействия, отработки практических действий по ведению аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Проверочные учения и тренировки

Проводятся по указанию вышестоящего органа управления в целях оценки степени готовности, уровня тактико-специальной подготовки органов управления и сил.

Показные учения и тренировки

Проводятся в целях выработки единых требований к организации применения сил гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, отработки методов организации работ в зоне чрезвычайной ситуации, а также показа наиболее эффективных приемов и способов действий по организации и проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Опытные и исследовательские учения

Служат одной из форм проведения исследований и проверки способов разрешения проблемных задач теории и практики гражданской обороны и действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и проводятся в целях исследования новых форм и методов подготовки органов управления и сил, ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, а также использования штатного имущества и техники.

* Контроль за проведением учений и тренировок осуществляется соответствующими должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в пределах предоставленных им полномочий по управлению гражданской обороной, защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах

N 1. Положение о подготовке населения города Новочебоксарска Чувашской Республики в области гражданской обороны и защиты от.
Содержание
Постановление Администрации г. Новочебоксарска Чувашской Республики от 1 февраля 2017 г. N 173 «Об утверждении Положения о.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *