Эпизод когда случился конфликт лежащий в основе сюжета произведения
Перейти к содержимому

Эпизод когда случился конфликт лежащий в основе сюжета произведения

  • автор:

Развязка, кульминация, завязка, экспозиция в литературе (определения)

Экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка – это в литературе элементы сюжета художественного произведения (сказки, рассказа, новеллы, повести, романа, пьесы).

Экспозиция – знакомит с героями и их расстановкой, местом, временем событий. В экспозиции даются описания пейзажа, интерьера, портретов героев.

Завязка – передаёт момент возникновения конфликта между героями, описывает событие или действие, с которого в их отношениях начинается борьба.

Развитие действия – описание цепи событий, развивающих тему непримиримости интересов и целей героев; раскрывающих их моральные качества.

Кульминация – самый напряжённый момент действия, когда конфликт переходит в открытое столкновение героев, до конца раскрывающих свою суть.

Развязка – повествует о расстановке героев после снятия всех покровов и масок. Конфликт осознаётся как исчерпанный, если положение решено в пользу кого-то из персонажей.

Иногда из развязки становится понятным, что описанный конфликт неразрешим (герой-одиночка и общество консерваторов). Писатель создаёт такое произведение, чтобы перенести конфликт в сознание общества, подчеркнув, что он не только факт литературы, а и общественной жизни его современников (яркий пример – “Горе от ума” А. С. Грибоедова).

ЗАВЯЗКА

— элемент сюжета; событие, послужившее началом возникновения и развития конфликта в художественном произведении; эпизод, определяющий все последующее развертывание действия. В «Ревизоре» Н.В. Гоголя, например, З. является сообщение городничего о приезде ревизора

Синонимы:

блат, завязочка, знакомство, интрига, исходная точка, исходный момент, конец, начало, обвязка, обвязывание, отправная точка, павороз, первоначало, пролог, старт

Синонимы слова «ЗАВЯЗКА»:
Смотреть что такое ЗАВЯЗКА в других словарях:

ЗАВЯЗКА

событие, определяющее начало развёртывания сюжетного действия, «завязывание» Конфликта литературного произведения. См. в ст. Сюжет.

ЗАВЯЗКА

ЗАВЯЗКА, -и, ж. 1. см. завязать. 2. То, чем завязывают (тесьма, лента,веревка). Фартук с завязками. 3. Начало, исходный пункт каких-н. действий,событий; начало драматического или иного литературного произведения сосложной фабулой. 3. боя. 3. драмы. 3. романа. * По завязку, под самуюзавязку (прост.) — по горло, до предела. Наелся по (под) завязку. II прил.за-вязочный, -ая, -ое (ко 2 знач.). смотреть

ЗАВЯЗКА

завязка ж. 1) Тесемка, веревка, которой что-л. завязывается. 2) а) Исходный момент, начало каких-л. событий, действий. б) Эпизод, с которого начинается развитие сюжета (в литературном произведении). 3) разг. Действие по знач. глаг.: завязать (3*1а1), завязаться (1а1).

. смотреть

ЗАВЯЗКА

завязка ж.1. (то, чем завязывают) string, lace 2. (о пьесе, романе) plot 3. (начало) start, outset завязка боя — preliminary operation

ЗАВЯЗКА

завязка обвязка, исходная точка, отправная точка, блат, знакомство, обвязывание, конец, первоначало, старт, пролог, завязочка, начало Словарь русских синонимов. завязка см. начало Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. — М.: Русский язык.З. Е. Александрова.2011. завязка сущ., кол-во синонимов: 17 • блат (8) • завязочка (1) • знакомство (22) • интрига (22) • исходная точка (6) • исходный момент (2) • конец (205) • начало (92) • обвязка (8) • обвязывание (18) • отправная точка (6) • павороз (6) • первоначало (9) • подвязь (3) • пролог (18) • старт (16) • тесемка (11) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: блат, завязочка, знакомство, интрига, исходная точка, исходный момент, конец, начало, обвязка, обвязывание, отправная точка, павороз, первоначало, пролог, старт Антонимы: развязка. смотреть

ЗАВЯЗКА

ЗАВЯЗКА, событие, определяющее начало развёртывания сюжетного действия, «завязывание» конфликта лит. произведения. См. в ст. Сюжет.

ЗАВЯЗКА

ЗАВЯЗКА — одна из начальных стадий в развитии сюжета поэтического произведения. В З. создаются («завязываются») те конфликты, к-рые будут углуб. смотреть

ЗАВЯЗКА

ЗАВЯ́ЗКА, и, ж.1.Тесьма, шнурок и т. п., которыми что-л. завязывают.На завяски употребляют листья самые худые тогож табаку, не скручивая их много. ЕС 1. смотреть

ЗАВЯЗКА

ЗАВЯЗКА — одна из начальных стадий в развитии сюжета поэтического произведения. В З. создаются («завязываются») те конфликты, к-рые будут углубляться . смотреть

ЗАВЯЗКА

одна из начальных стадий в развитии сюжета поэтического произведения. В З. создаются («завязываются») те конфликты, к-рые будут углубляться в процессе дальнейшего развития действия, вплоть до развязки, эти конфликты разрешающей. Так напр. З. «Гамлета» является встреча героя трагедии с тенью и последовавшее за нею решение Гамлета отомстить королю за убийство отца. Виды З. могут быть чрезвычайно разнообразными. При логически ясной диспозиции художественного произведения З. следует непосредственно за экспозицией действующих лиц; таковы напр. З. классических трагедий, новелл итальянского Ренессанса и пр. Иногда З. идет впереди экспозиции; вспомним динамическую З. «Анны Карениной» Л. Толстого: «Все смешалось в доме Облонских». Романы ужасов и детективные романы характеризуются так наз. аналитическим строением сюжета: причина открывается читателю после порожденного ею следствия («Баскервильская собака» Конэн Дойля). Далее развязка одного эпизода может одновременно включать в себя З. нового эпизода (приключенческие романы типа «Рокамболя» Понсона дю Террайля и т. п.). Выбор писателем того или иного типа З. определяется той стилевой и жанровой системой, в плане к-рой он оформляет свое произведение. Т. к. и стиль и жанр в свою очередь детерминированы психоидеологией той или иной классовой группировки, то композиционный прием З. становится социально обусловленным. Так, З. рыцарского романа, как и весь этот жанр, и по форме и по существу выражают психоидеологию аристократии с ее культом куртуазных приключений, вереницей следующих друг за другом. З. буржуазного романа эпохи расцвета торгового капитала используют тематику морских путешествий, пиратских набегов, кораблекрушений у необитаемого острова, к-рый герой превратит впоследствии в цветущую колонию. Внезапные и судорожные З. Достоевского, вводящие читателя в самую сутолоку событий, продиктованы упадочной психикой русского мещанства 60-х гг. Лишенные твердых очертаний и острых конфликтов З. чеховских драм вполне соответствуют пассивности и лиризму Тузенбахов, Войницыных и пр. представителей мелкобуржуазной интеллигенции эпохи промышленного капитализма, художником к-рой явился Чехов. Во всех этих случаях З. несет определенные функции в системе поэтического стиля, в структуре лит-ого жанра и соответствует их социальной направленности. Л. Э. смотреть

ЗАВЯЗКА

-и, род. мн. -зок, дат. -зкам, ж. 1. разг. Действие по знач. глаг. завязать 1—завязывать.Завязка мешков.2.То, чем завязывают (веревка, тесемка, лент. смотреть

ЗАВЯЗКА

событие, послужившее началом возникновения и развития конфликта, который составляет основу сюжета художественного произведения. Завязка определяет посл. смотреть

ЗАВЯЗКА

Быть в [глухой] завязке. Жарг. мол. Прекратив какую-л. деятельность, не заниматься ею (обычно — о пьянстве, проституции). Максимов, 51; Митьки, 1992, №. смотреть

ЗАВЯЗКА

ж1) (то, чем завязывают) Band n (умл.), Schnürband n2) (начало событий) завязка действия — Schürzung f des Knotens (в пьесе, романе и т.п.)завязка боя . смотреть

ЗАВЯЗКА

ЗАВЯЗКА, -и, ж.1. и в зн. сказ. Конец чего-л.; состояние, когда с чем-л. навсегда покончено.Всё, завязка, больше ни грамма (не пью).2. Знакомство, блат. смотреть

ЗАВЯЗКА

ЗАВЯ´ЗКА — начальный момент фабульного развертывания сюжета в литературно-художественном произведении, в ней обычно намечается конфликт. З. может или . смотреть

ЗАВЯЗКА

ж.1) (у одежды и т.п.) cordon m; bride f (у капора, чепца) 2) (комедии, романа и т.п.) intrigue f, nœud m ••завязка боя — engagement m du combatСиноним. смотреть

ЗАВЯЗКА

ж(лента) fita f; (шнур) cordão m; (веревка) barbante m; (начало) começo m; лит enredo m, ponto de partida- завязка разговораСинонимы: блат, завязочка. смотреть

ЗАВЯЗКА

1) Орфографическая запись слова: завязка2) Ударение в слове: зав`язка3) Деление слова на слоги (перенос слова): завязка4) Фонетическая транскрипция сло. смотреть

ЗАВЯЗКА

1) (тесёмка, лента) 带子 dàizi; (верёвка) 绳子 shéngzi2) (литературного произведения) 开端 kāiduān3) (начало) 开始 kāishǐзавязка боя — 战斗的开始Синонимы: блат, за. смотреть

ЗАВЯЗКА

ж. 1) (действие) allacciamento m 2) (тесьма и т.п.) legaccio m, cordoncino m 3) (начало) inizio m, spunto m; лит. intreccio, spunto narrativo завязка драмы — l’intreccio del dramma 4) под завязку спец. — (carico) a tappo •• по(д) самую завязку прост. — fino agli occhi; fino alla gola (я) наелся по(д) завязку — (sono) pieno fino agli occhi Итальяно-русский словарь.2003. Синонимы: блат, завязочка, знакомство, интрига, исходная точка, исходный момент, конец, начало, обвязка, обвязывание, отправная точка, павороз, первоначало, пролог, старт Антонимы: развязка. смотреть

ЗАВЯЗКА

bağ; düğüm* * *ж1) (тесёмка) bağ 2) (литературного произведения) düğüm Синонимы: блат, завязочка, знакомство, интрига, исходная точка, исходный момент. смотреть

ЗАВЯЗКА

ЗАВЯЗКА завязки, ж. 1. только ед. Действие по глаг. завязывать — завязать 1 в 1 знач. (разг.). Необходимо улучшить и ускорить завязку пакетов. 2. Предмет, служащий для завязывания чего-н.; то, чем завязывают, тесемка, ленточка. Халаты бывают на пуговицах и с завязками. 3. только ед. Начало, основание, исходный пункт каких-н. событий и действий (в жизни или в описании ее — романе, драматическом произведении). Завязка драмы. Читая «Рославлева». увидел я, что завязка его основана на истинном происшествии. Пушкин. завязка боя.

. смотреть

ЗАВЯЗКА

завязка ж 1. (то, чем завязывают) Band n 1b*, Schnürband n 2. (начало событий): завязка действия Schürzung f c des Knotens (в пьесе, романе и т. п.) завязка боя Eröffnung f des Kampfes а под (самую) завязку разг. bis zum Bersten, bis zum äußersten
Синонимы:

Антонимы:

ЗАВЯЗКА

приставка — ЗА; корень — ВЯЗ; суффикс — К; окончание — А; Основа слова: ЗАВЯЗКВычисленный способ образования слова: Приставочно-суффиксальный или префи. смотреть

ЗАВЯЗКА

ж. 1) (у одежды и т.п.) cordon m; bride f (у капора, чепца) 2) (комедии, романа и т.п.) intrigue f, nœud m •• завязка боя — engagement m du combat

ЗАВЯЗКА

(1 ж); мн. завя/зки, Р. завя/зокСинонимы: блат, завязочка, знакомство, интрига, исходная точка, исходный момент, конец, начало, обвязка, обвязывание, . смотреть

ЗАВЯЗКА

событие, нарушающее равновесие исходной ситуации, выявляющее в ней противоречие, которое порождает конфликт и приводит в движение сюжет. Завязка может быть подготовлена и мотивирована в экспозиции произведения (напр., в трагедии «Ромео и Джульетта» У. Шекспира, где в первых сценах сообщается о вражде семейств Монтекки и Капулетти), но может быть и внезапной, придающей сюжетному действию особую напряженность и остроту (как в «Ревизоре» Н. В. Гоголя). смотреть

ЗАВЯЗКА

зав’язка, -и, род. п. мн. ч. -зокСинонимы: блат, завязочка, знакомство, интрига, исходная точка, исходный момент, конец, начало, обвязка, обвязывание. смотреть

ЗАВЯЗКА

завязка, зав′язка, -и, ж.1. см. завязать.2. То, чем завязывают (тесьма, лента, верёвка). Фартук с ~ми.3. Начало, исходный пункт каких-н. действий, собы. смотреть

ЗАВЯЗКА

ж.1) (тесёмка и т.п.) cordón m, atadura f; cinta f (у капора, чепца)2) перен. (романа, пьесы) nudo m, intriga m

ЗАВЯЗКА

ЗАВЯ́ЗКА, событие, знаменующее начало развития действия, «завязывание» (решение Яго повести интригу против Отелло) либо обострение (встреча Ромео и Джульетты на балу) конфликта в эпических и драматических произведениях. Нередко ей предшествует экспозиция. Обычно З. дается в начале произведения, но может быть введена и в другом месте (решение Чичикова скупать «мертвые души» дано в конце первого тома поэмы Н. В. Гоголя). смотреть

ЗАВЯЗКА

ЗАВЯЗКА, -и, ж. 1. см. завязать. 2. То, чем завязывают (тесьма, лента, верёвка). Фартук с завязками. 3. Начало, исходный пункт каких-нибудь действий, событий; начало драматического или иного литературного произведения со сложной фабулой. 3. боя. 3. драмы. 3. романа. По завязку, под самую завязку (прост.) — по горло, до предела. Наелся по (под) завязку. || прилагательное за-вязочный, -ая, -ое (ко 2 значение). смотреть

ЗАВЯЗКА

завя́зка, завя́зки, завя́зки, завя́зок, завя́зке, завя́зкам, завя́зку, завя́зки, завя́зкой, завя́зкою, завя́зками, завя́зке, завя́зках (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») . Синонимы: блат, завязочка, знакомство, интрига, исходная точка, исходный момент, конец, начало, обвязка, обвязывание, отправная точка, павороз, первоначало, пролог, старт Антонимы: развязка. смотреть

ЗАВЯЗКА

техн. 1) (действие) зав’я́зування; (петлёй) зашмо́ргування 2) (предмет для завязывания) за́в’язка; (тесёмка, верёвочка) поворо́з, -зу, поворо́зка Синонимы: блат, завязочка, знакомство, интрига, исходная точка, исходный момент, конец, начало, обвязка, обвязывание, отправная точка, павороз, первоначало, пролог, старт Антонимы: развязка. смотреть

ЗАВЯЗКА

התרהСинонимы: блат, завязочка, знакомство, интрига, исходная точка, исходный момент, конец, начало, обвязка, обвязывание, отправная точка, павороз, пе. смотреть

ЗАВЯЗКА

развязкаСинонимы: блат, завязочка, знакомство, интрига, исходная точка, исходный момент, конец, начало, обвязка, обвязывание, отправная точка, павороз. смотреть

ЗАВЯЗКА

1) зав’язання; см. Завязывание; 2) загрузання, застрягання, оконч. застрягнення (в болоті); проволікання (справи); 3) зав’язка, поворозка. -ка у мешка — зав’язка, ув’язка. -ка у лаптей — волока; 4) зав’язка, зав’язок (-зку) (у драмі, в повісті). смотреть

ЗАВЯЗКА

• převazování• tkanice• zauzlení• zauzlina• zavazování• začátek (boje)• zápletka• šňůra

ЗАВЯЗКА

1. algus2. kinnisidumine3. kokkusidumine4. pael5. side

ЗАВЯЗКА

Ударение в слове: зав`язкаУдарение падает на букву: яБезударные гласные в слове: зав`язка

ЗАВЯЗКА

шнурок, завязкавръзка ж

ЗАВЯЗКА

• užmezgimas (2)• užuomazga (1) (нпр. драмы)

ЗАВЯЗКА

завязка = ж. 1. (тесёмка) tape; (лента) ribbon; 2. (литературного произведения) plot, build-up; 3. (начало) start, outset; завязка боя initial fighting.

. смотреть

ЗАВЯЗКА

ЗАВЯЗКА, событие, являющееся началом (завязыванием) действия (развития фабулы); часто знаменует возникновение конфликта между действующими лицами.

ЗАВЯЗКА

aizsiešana, sasiešana; aizsiešana, pārsiešana, apsiešana; aizsienamais, apsienamais, savalka, sienamais, sasienamais, saitīte, saite; sākums; aukla; siksniņa. смотреть

ЗАВЯЗКА

ЗАВЯЗКА — событие, являющееся началом (завязыванием) действия (развития фабулы); часто знаменует возникновение конфликта между действующими лицами.

ЗАВЯЗКА

жен. завязванне, ср., завязка, жен.зашморгванне, ср. завязка, жен. завязка, жен.

ЗАВЯЗКА

ЗАВЯЗКА , событие, являющееся началом (завязыванием) действия (развития фабулы); часто знаменует возникновение конфликта между действующими лицами.

ЗАВЯЗКА

ЗАВЯЗКА, событие, являющееся началом (завязыванием) действия (развития фабулы); часто знаменует возникновение конфликта между действующими лицами.

ЗАВЯЗКА

завязка обвязка, исходная точка, отправная точка, блат, знакомство, обвязывание, конец, первоначало, старт, пролог, завязочка, начало

ЗАВЯЗКА

Ж 1. bağlama, düyünləmə; bağlanma düyünlənmə; sarınma; 2. düyün, bağ, sarğı bənd, 3. başlanğıc, giriş (hadisədə, romanda dramatik əsərdə),

ЗАВЯЗКА

завя’зка, завя’зки, завя’зки, завя’зок, завя’зке, завя’зкам, завя’зку, завя’зки, завя’зкой, завя’зкою, завя’зками, завя’зке, завя’зках

ЗАВЯЗКА

ж. 1. (тесёмка, ленточка и т.п.) бүчү, боо; 2. лит. башталышы (чыгармада окуянын башталышы); завязка драмы драманын башталышы.

Элементы сюжета и источники его развития: ситуация и конфликт (коллизия)

Сюжет – это система событий и отношений между персонажами, развивающихся в пространстве и времени.

Элементы сюжета

Основными элементами сюжета являются:

  • Экспозиция
  • Завязка
  • Развитие действия
  • Кульминация
  • Развязка.

Экспозиция – это элемент сюжета, который содержит описание жизни персонажей до того момента, как они начнут действовать в художественном произведении.

Наличие экспозиции для современной литературы не очень показательно, так как писатели редко прибегают к развернутым описаниям, предваряющим действие произведения.

Завязкой называется исходный эпизод сюжета. Как правило, завязка появляется в самом начале произведения, однако бывают ситуации, когда она возникает в его середине и даже в конце. Например, в «Мертвых душах» о решении Чичикова скупить мертвые души читатель узнает уже в конце произведения. часто художественное произведение начинается с внезапно, немотивированной завязки, которая придает действию загадочность и остроту. Как правило, на интригующей завязке строятся детективные повести и романы.

Статья: Элементы сюжета и источники его развития: ситуация и конфликт (коллизия)

Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

Дальнейшие действия персонажей способствуют развитию действия. Оно, в свою очередь, подготавливает кульминацию произведения.

Кульминация – это момент наивысшего напряжения действия в произведении, так называемая «точка кипения». В этот момент конфликт достигает своей наибольшей остроты и приводит к столкновению героев.

Затем наступает развязка.

Развязка – это финал действия, завершающая часть сюжета. Здесь происходит разрешение конфликта, добавляются последние черты к психологическим портретам героев произведения. она мотивируется всем ходом событий. Достаточно часто произведение начинается с развязки (например, убийство в детективном жанре), затем разворачивается повествование о предшествующих событиях.

Источники развития сюжета. Ситуация

Сюжет произведения состоит не только из событий, но также и временных статических положений персонажей. Такие положения называются ситуациями. Б. В. Томашевский дает следующее определение.

Определение 2

Ситуация (положение) – это взаимоотношения персонажей в каждый данный момент.

«Элементы сюжета и источники его развития: ситуация и конфликт (коллизия)» ��
Помощь эксперта по теме работы
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Помощь с рефератом от нейросети

Например, герой испытывает чувства к героине, однако она любит его соперника. Развитие фабулы в общем можно охарактеризовать как переход от одной ситуации к другой. Возникает вопрос о причинах такого изменения либо перехода. В ситуации может быть заключена некая предпосылка перемен, внутреннее противоречие, требующее исхода. По утверждению Б. В. Томашевского, даже типичная ситуация является ситуацией с противоречивыми связями – разные персонажи разным образом стремятся изменить ситуацию. Когда такое противоречие уже выявлено либо изменение уже началось и стало очевидно, что противоречие приведет к какому-либо очередному событию, это значит, что ситуация превратилась в коллизию. Такое обострение ситуации и дальнейший переход ее в коллизию ярко выделяется в драме, причем очевидно, что подобное обострение происходит не всегда. Поэтому суждение Б. В. Томашевского о том, что любая ситуация характеризуется различием интересов – борьбой между персонажами и коллизией, нельзя считать абсолютно справедливым. Справедливее будет суждение Гегеля о том, что основу коллизии составляет нарушение, а в качестве простого повода к действию коллизия сохраняет характер ситуации.

Конфликт (коллизия)

Понятие конфликта используется для обозначения возникающих в жизни и воспроизведенных в литературе противоречий. Как правило, о конфликте говорят в том случае, когда присутствует острое противоречие, проявляющееся в столкновении и борьбе героев. Также такая борьба может происходить и внутри сознания героя. Обычно конфликт выражается в сюжете произведения, организует его. Желание героев получить что-либо, неудовлетворенность, их стремление чего-либо избежать заставляют их совершать какие-либо поступки. В каждом литературном произведении формируется своя система конфликтов, которая может быть многоуровневой, что делает сюжет сложнее.

Особенности конфликта зависят от рода литературы. Особенно большие возможности изображения коллизий характерны эпосу и драме. При этом для драматического рода в целом характерны конфликты более острые, часто выражающиеся в диалогах действующих лиц. В. М. Волькенштейн любую драматическую реплику в диалоге рассматривал как «удар» в борьбе между героями, который либо достигает своей цели, либо нет. Диалог персонажей он рассматривал как неумелое или умелое парирование и нанесение ударов.

В лирике о конфликте говорить сложно, так как здесь видеть противоборствующие начала можно крайне редко. Однако в стихотворении может присутствовать ощущение дисгармонии, тоски. Часто в основе стихотворения находится антитеза – мир и герои, нынешнее и прежнее состояние героя. В этом случае можно говорить о конфликтности в произведения лирического рода.

Сходные конфликты могут совершенно по-разному воплощаться в сюжете, каждый раз появляются новые возможности его разрешения и проявления. Глобальный конфликт в полном объеме воплощается в произведениях одного автора, авторов одного направления, одной эпохи.

Определение 3

Конфликт, который возникает в сознании одного героя, называется внутренним.

Например, в пьесе «Гроза» А. Н. Островского изображается внутренняя борьба Катерины, которая хочет быть счастливой и стремится встречаться с Борисом, однако понимает преступность такой любви.

В русской литературе 19-20 веков часто встречается прямое изображение внешне конфликтных отношений между персонажами, их борьбой за свои взгляды и права. Сама атмосфера жизни персонажей многих произведений пронизана неуверенностью, дисгармонией, противоречиями. Поэтому можно говорить о скрытом и открытом конфликтах. В зависимости от того, в конце произведения исчерпывается конфликт или нет, можно говорить о конфликте устойчивом или разрешенном. При этом разрешение конфликта не всегда бывает разумным и гармоничным.

В произведении может присутствовать не один конфликт, а несколько. Например, в «Горе от ума» можно увидеть два конфликта – идейный и любовный.

Таким образом, такие элементы сюжета, как событие, ситуация и коллизия связаны между собой. При этом необходимо их различать при анализе сюжета произведения, особенно это касается произведений эпического и драматического рода.

Сюжетная линия: завязка, развитие, кульминация, развязка

Каждая история состоит из элементов: завязка, кульминация, развязка. Распространенная ошибка начинающих писателей – неполная или сломанная сюжетная линия в их произведениях. Такие работы скучны и непонятны. Чтобы выстроить захватывающий внимание сюжет, надо уметь жонглировать элементами. Попробуем научиться этому вместе.

Анна Сазонова

Редактор,
куратор блога Band
Автор статьи
В статье вы узнаете:
Поделиться

Что такое сюжет художественного произведения

Сразу разведем понятия фабула и сюжет.
Фабула – это то что произошло, события в хронологической последовательности.

Сюжет произведения – это то, в какой последовательности автор рассказывает о событии. Сюжет – цепочка действий, причинно-следственных связей. Причем хронологическая последовательность в сюжете может быть нарушена.

Традиционно композиция произведения состоит из экспозиции, завязки, развития, кульминации и развязки.

Например, сказка про колобка.

Фабула: самоуверенный и беспечный Колобок преодолевает ряд препятствий, но попадается на уловку лисы и погибает.

Сюжет: Жили-были Дед да Бабка (экспозиция), состряпали они Колобка (завязка), Колобок сбежал и встретил на своем пути зайца, волка, медведя (развитие), Колобок встретил лису и после льстивых манипуляций запрыгнул к ней на нос (кульминация), Колобка съели (развязка).

Нет законов, обязывающих авторов включать те или иные элементы сюжета в свою историю. Что-то можно опускать, что-то менять местами.

Существует несколько традиционных сюжетных схем. Все они похожи, но включают разное количество элементов.

Рассмотрим три схемы: Пирамиду Фрейтага, восьмипунктовую дугу и классическую схему из нашего примера с Колобком.

Подпишись и получи бесплатный мини-учебник редактора Афиши «Всё ясно. Как писать коротко, просто и увлекательно»

Пирамида Фрайтага и Восьмипунктовая дуга

Пирамида Фрейтага разработана писателем Густавом Фрейтагом. В центре пирамиды – кульминация, которую поддерживают все остальные элементы истории.

Восьмипунктовая дуга – самая развернутая сюжетная схема, включает:
1. Стазис, т.е. начальное состояние, что было ДО старта событий.
2. Первый импульс – запускающее событие, что-то, что влияет на решение героя двигаться к цели.

3. Цель – собственно намерение героя, возникшее после импульса. Цели могут меняться в процессе, но каждый раз новая цель должна быть сильнее прежней.

4. Неожиданность – событие, которое меняет течение повествования, становится поворотной точкой. Оно может быть как негативным (препятствие, испытание), так и позитивным (внезапная помощь).

5. Решающий выбор – герой попадает в ситуацию выбора после случившейся неожиданности.

6. Кульминационный пункт (климакс) – самый острый момент истории, здесь герой достигает или лишается цели в результате совершенного выбора.

7. Поворот – что происходит с героем после кульминации, как он меняется, в каком направлении поворачивает.

8. Развязка – итоги, мораль, заключение, послесловие.

Классическая структура художественного произведения и советы по созданию её элементов

Разберем её по элементам сюжета:
1. Экспозиция

Экспозиция – все, что вы сообщаете читателю о героях до начала событий: кто они, в какой локации находятся, в каком положении. Экспозиция может быть прямой (в начале книги, до завязки) или задержанной (данные вводятся после завязки), или обратной (в конце книги).

В «Унесенных ветром» прямая экспозиция. Маргарет Митчел знакомит нас с миром героев на пикнике у О’Хара, показывает героев, их образ жизни. Действие начинается позже.

А вот «Черновик Лукьяненко иллюстрирует задержанную экспозицию. Книга начинается с действия, завязки (герой с первых страниц оказывается в сложной ситуации), что интригует. А позже уже автор постепенно вводит информацию о герое.

Иллюстрацией к обратной экспозиции может быть фильм Игра в кальмара». Лишь в финале фильма раскрывается история игрока №001, выясняется, кто он, и некоторые моменты из фильма, таким образом, начинают восприниматься совсем иначе.

Дадим только парочку советов авторам:
– Автор должен знать о герое всё (см. анкета персонажа).
– Читатель не обязан знать о герое всё с первых строк, не перегружайте экспозицию.

– Если экспозиция прямая, то она должна быть увлекательной. Частая ошибка неопытных авторов – долгое, скучное введение, с целью сразу прояснить все нюансы мира героя.

Подробнее об экспозиции в статье.

Завязка – запускающее событие. Что-то что провоцирует конфликт, становится поводом для движения героя.

Яркий пример завязки – все тот же «Черновик Лукьяненко. Герой внезапно сталкивается со странной ситуацией – в его квартире оказывается прописан другой человек, внезапно поменялся ремонт и мебель, его собака его не узнает. Что происходит? И что делать?

Рекомендации по работе над завязкой:

– Она должна быть яркой, цепляющей, интригующей. Именно в этот момент читатель решает – продолжить чтение или отложить книгу. Не затягивайте завязку по времени.

– Доводите ситуацию в завязке до апогея. Она должна быть безвыходной, шокирующей, пугающей. Чтобы хотелось узнать – как же герой из неё выйдет.

На курсе «Как писать прозу» разбираем приемы по созданию живых персонажей, написанию сильных диалогов и сюжетов, от которых читатель забывает дышать.

3. Развитие

Развитие – самый длинный элемент сюжета. Здесь герой преодолевает преграды на пути к цели, находит друзей и врагов. Напряжение по ходу движения должно нарастать, пока не перейдет в кульминацию.

Фильм «Побег из Шоушенка» содержит увлекательное развитие событий. Главный герой поочередно справляется с несколькими (казалось бы безвыходными) трудностями, находит друзей, но авторы подкидывают и подкидывают ему новые проблемы.

– Градус напряжения в развитии должен постоянно подниматься. Каждое следующее препятствие должно быть все сложнее, ставки должны быть выше. Как в сказке про Ивана Царевича и Серого Волка. Сначала яблочки молодильные, а под финал девицу заморскую.

– Не пускайте развитие на самотек. Лучше заранее продумать план приключений» героя в тезисах.
4. Кульминация

Кульминация – момент наивысшего напряжения, пик конфликта. Кульминация – это не финал, не обязательно здесь раскрывать все интриги. Но это момент, когда сердце читателя разрывается и кажется, что хуже быть уже не может.

Все в том же «Побеге из Шоушенка» кульминацией становится исчезновение Дюфрейна из камеры. Нам еще не известно где он и что с ним, есть лишь страшное предположение о самоубийстве. Есть напряжение и любопытство.

– Кульминационный момент не может длиться долго. Это всегда острый, краткий, яркий эпизод.
– После кульминации герои меняются, их жизнь не может быть прежней. Заложите это в план.
– В кульминации сталкиваются главный герой (протагонист) и его злейший враг (антагонист).

Если в сюжете отсутствует кульминация, то история теряет остроту. Так пишутся лирические произведения, хроники, личные заметки. В них нет конфликта, просто повествование. Беллетристика же подразумевает напряжение и его разрешение. Поэтому не теряйте кульминацию в своих работах, четко её идентифицируйте и усильте.

5. Развязка
Развязка – закрытие конфликта. Все точки расставлены, злодеи наказаны.

Опять обратимся к «Побегу из Шоушенка», ибо сюжетная линия там выстроена по классической схеме. Развязка в фильме занимает пару минут, показывающих несколько месяцев жизни героев и все последствия предшествующих событий: арест начальника охраны, самоубийство начальника тюрьмы, жизнь сокамерников и их воспоминания о Дюфрейне и, конечно, действия самого Дюфрейна – кем он стал, что получил.

Иногда авторы не пишут развязку, заканчивая работу на кульминационном моменте. И тогда это открытый финал, читатель сам додумывает, чем все закончилось. И многие этого не любят. Поэтому десять раз подумайте, прежде чем выбрать открытый финал.

Если же вы пишете серию книг или книгу с продолжением, то позаботьтесь о промежуточном финале. Хотя бы один из конфликтов должен быть закрыт, оставляя ощущение завершенности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *